Тема 10. Экономические основы местного самоуправления

10.1. Понятие экономической основы местного самоуправления

Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельно управлять и распоряжаться ими.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют:

- находящееся в муниципальной собственности имущество;

- средства местных бюджетов;

- имущественные права муниципальных образований (См.: схема 4)

К этому следует добавить, что экономическую основу муниципальных образований образует вся местная экономика, включая хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности.

Приведенное выше суждение свидетельствует, что экономическая основа состоит из нескольких групп общественных отношений:

- отношений муниципальной собственности;

- финансово-бюджетных отношений;

- отношений по поводу имущественных прав (т.е. отношений, связанных с принадлежностью муниципального имущества, с переходом имущественных благ и т.д.), а также отношений со всеми хозяйствующими субъектами территории. Более того, местное самоуправление опирается и на экономическую поддержку государства.

В нынешних условиях экономическая функция российского местного самоуправления существенно видоизменилась и расширилась. Так, местные органы и раньше выполняли функции экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования ,стратегического планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в централизованно выделенных ассигнований.

Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции:

- управление муниципальным имуществом,

- налоговое, тарифное, ценовое регулирование,

- экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность отсутствовала),

- внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе развития национальной экономики местным органам власти приходится все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы и все менее рассчитывать на помощь сверху.

Тема 10. Экономические основы местного самоуправления - student2.ru Схема 4. Экономическая основа местного самоуправления.

10.2. Муниципальная собственность в системе местного самоуправления

Состав и использование муниципального имущества. Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г., №131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципального имущества входит:

- имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на две группы:

1) имущество, при помощи которого осуществляется

хозяйственная деятельность;

2) имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

Земля и природные ресурсы как одна из экономических основ местного самоуправления. Природные ресурсы и, в первую очередь, земля являются важнейшей предпосылкой комплексного развития территории. Во всем мире платежи за землю являются одним из основных источников дохода местных бюджетов. Земля (далее будет идти речь о землях поселений) имеет двойственную природу:

- с одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки;

- с другой стороны, это стоимость.

В России отношение к земле, как к стоимости, только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 – 5 % доходов местных бюджетов. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования:

- планирование застройки территории;

- территориальное зонирование земель;

- установление правил землепользования и застройки территории;

- изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа;

- осуществление земельного контроля за использование земель.

На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Однако распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Формирование муниципальной собственности на землю к настоящему времени еще не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

- земли, особо охраняемые природные территории местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

- земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

- земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

- земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности. Муниципальные предприятия создаются, как правило, в производственной сфере (водоснабжение, городской транспорт и др.), где возможно (но не обязательно) получение прибыли, а муниципальные учреждения – в сферах, требующих бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, культура и т.п.).

Органы местного самоуправления:

- определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

- осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

- утверждают их уставы;

- назначают и увольняют руководителей;

- заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально–экономическом развитии территории. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.

Муниципальный заказ. В соответствии с законом органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, с использованием собственных материальных и финансовых средств.

Наши рекомендации