Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

Муниципальная собственность: понятие, субъекты, объекты, способы формирования. Управление муниципальной собственностью.

Местный бюджет. Классификация доходов и расходов местного бюджета.

Бюджетный процесс: разработка, утверждение, исполнение местного бюджета, контроль и отчетность по исполнению местного бюджета.

Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

Конституция РФ (ст.132) закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

В соответствии с ч.1 ст.49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией иных имущественных прав муниципальных образований.

Экономические основы местного самоуправления формируются на основе следующих принципов:

1.принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономического пространства- муниципальное образование самостоятельно осуществляет права, связанные с принадлежностью муниципального имущества и финансовых средств, но в строгом соответствии с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством РФ;

2.принцип достаточности ресурсов- предусматривает право муниципальных образований на обладание достаточными имущественными и финансовыми средствами, для решения вопросов местного значения;

3.принцип использования ресурсов подведомственной муниципальному образованию территории- при определении состава муниципальной собственности и источников формирования местных бюджетов необходимо использовать ресурсы, находящиеся на территории муниципального образования;

4.принцип инфраструктурной целостности- означает использование комплексного подхода к вопросу закрепления за муниципальными образованиями имущества исходя из тех задач, которые ими решаются;

5.принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности- доступность данных о хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления для общественности;

6.принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления- органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны содействовать развитию финансово экономических основ местного самоуправления.

Местный бюджет. Классификация доходов и расходов местного бюджета.

Местный бюджет-форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (статья 14 Бюджетного Кодекса РФ).

В соответствии со ст.52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Основные принципы формирования, распределения и использования средств местных бюджетов закреплены в Конституции РФ, БК РФ, НК РФ.

Местные бюджеты включают в себя бюджеты:

- муниципальных районов;

- городских округов;

- внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

- городских и сельских поселений;

- городских округов с внутригородским делением;

- внутригородских районов.

Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Неналоговые доходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.

Жители села М., входящего в состав сельского поселения, провели сход граждан, на котором приняли решение о сборе средств для строительства нового моста через речку, и обратились к главе администрации поселения с просьбой открыть специальный счет , на который будут зачисляться средства, а также выступить заказчиком на сторительство моста. Однако глава администрации отказался выполнять решение схода граждан села М., на том основании, что установление местных налогов и сборов входит в исключительную компетенцию сельского Совета.

По результатам прошедшего финансового года областная Дума приняла постановление, предусматривающее изъятие из бюджетов К-ского и С-кого муниципальных районов, а также городского округа П., сумм превышения доходов над расходами в размере 500 тыс.руб. и зачисления данных средств в фонд финансовой поддержки муниципальных районов в целях выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.

Постановлением главы администрации муниципального района были утверждены правила сдачи в аренду муниципального нежилого фонда, а также размер арендной платы за 1 кв.м. Районная Дума сочла данное постановление незаконным и принял решение об его отмене.

Государственной Думой РФ был принят федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов. В каком случае состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом, и какой порядок вступления его в законную силу.

7. Муниципальное образование заключило муниципальный контракт с ЗАО «Комфорт» на поставку канцелярской, бухгалтерской и электронно-вычислительной техники для оснащения служебных помещений. Размещение заказа было осуществлено без проведения торгов. Соблюден ли порядок и способ размещения муниципального заказа.

Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Наши рекомендации