Кафедра специальной педагогики и психологии
Факультет социальной и коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Обследование лексико-грамматического строя речи Давыденко Артёма и основные направления работы по коррекции лексико-грамматического строя речи.
Волгоград 2013
Основная цель логопедической работы и ее конечная цель – развитие речевого общения, а следовательно повышение разборчивости речевого высказывания, необходимая для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.
Для того, чтобы достичь эту цель нужно решить следующие задачи:
Ø Развитие фонематического восприятия и звукового анализа
Ø Нормализация лексико – грамматических навыков экспрессивной речи.
Ø Развитие устной связной речи
Исследование грамматического строя речи.
Параметры обследования :
1. Повторение предложений.
2. Верификация предложений.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
4. Добавление предлогов в предложение.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
6. Исследование словаря и навыков словообразования.
7. Образование существительных в уменьшительной форме.
8. Образование прилагательных от существительных
9. Исследование понимание лексико-грамматических отношений.
10. Исследование связной речи:
А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок:
I. Критерий смысловой целостности.
II. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Б) Пересказ текста:
I.Критерий смысловой целостности.
II. Критерий лексико-грамматического оформления.
III. Критерий самостоятельности выполнения.
Грамматический строй речи.
Повторение предложений
Предложение | Ответ ребенка | Балл |
Наступила осень | Наступила осень | |
Птичка свила гнездо | Птичка свила гнездо | |
Над водой летали белые чайки | Над водой летали белые чайки | |
В саду было много красных яблок | В саду было много красных яблок | |
Земля освещается солнцем | Земля освещается солнцем | |
Ранней весной затопило весь наш луг | Ранней весной затопило весь наш луг | |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу | Дети катали из снега комки и делали снежную бабу | |
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу | Медведь нашел под деревом глубокую яму и сделал берлогу | 0,5 |
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно | Петя сказал, он не пойдет гулять, потому что холодно | 0,5 |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | |
Средний балл | 0,9 |
Вывод: в первом задании, где исследовалась способность воспроизведения предложений, Артем достаточно правильно и точно воспроизвел предложенные ему предложения, за исключением двух, в котором наблюдались пропуски отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения, в соответствии с этим он получил 9 баллов из возможных 10.
Упражнение для 1 задания
Повторение предложений
Примерные упражнения:
Инструкция: прослушай и повтори предложения:
- У Коли сломался велосипед.
- Машинист остановил поезд.
- На ветке красные ягоды рябины.
- Из трубы идет дым.
-Мама сшила новое платье.
-Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки.
-По улице ветер гнал перья, стружки, пыль.
-Ветер то бросался к небу то падал в овраги, то бешено вертелся вокруг вершины горы.
Верификация предложений
Предложение из задания | Ответ ребенка | Балл |
Девочка гладит утюгом | Правильно | |
Дом нарисован мальчиком | Правильно | |
Мальчик умывает лицо | Правильно | |
Собака вышла в будку | Собака вышла из будки | |
Березки склонились от ветра | Правильно | |
Солнце освещается землей | Земля освещается солнцем | |
По морю плывут корабль | По морю плывут корабли | |
У Нины большая яблоко | У Нины большое яблоко | |
Хорошо спиться медведь под снегом | Ошибка выявлена, но не исправлена | 0,25 |
Над большим деревом была глубокая яма | Ошибка выявлена, но не исправлена | 0,25 |
Средний балл | 0,85 |
Вывод: во втором задании, где исследовалась способность верификации предложений, Артем достаточно хорошо выявлял и исправлял ошибки, за исключением двух предложений, где он выявил ошибку, но не исправил её.
В соответствии с этим он получил 8,5 баллов из возможных 10.
Упражнение для 2 задания
Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в них будут ошибки, постарайся их исправить
Деревья шумят от ветром
Письмо написано сестра.
Земля покрыла белым снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Наступил зима, и выпал пушистый снег
Мама вяжет дочке теплые шарф.
Девочка любит рисует цветы.
Дедушка подарил внуку конёк
Мальчик дал карандашей девочке.
Мальчик разлил вода за скатерть.
Маленькая котёнок залез за высокий шкаф.
Под высокими берёзой выросли грибы.
Над широкая рекой плывёт облака.
Мы подошёл к большому дому, который стоял на берегах реки.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Задание | Ответ ребенка | Балл |
Один стол, а много - это… | Столы | |
Стул- … | Стулья | |
Окно- … | Окна | |
Звезда- … | Звезды | |
Ухо- … | Ухи | 0,25 |
Стол, а много чего - … | Столов | |
Стул- … | Стульев | |
Окно- … | Окон | |
Звезда- … | Звезд | |
Ухо- … | Ушей | |
Средний балл | 0,93 |
Вывод: с пятым заданием, где исследовалась способность образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, Артем справился в целом хорошо, за исключением 5-го существительного, в котором форма мн. ч. И.п. была образована неверно. В результате он получил 9,25 баллов из возможных 10.
Серия IV
6. Исследование словаря и навыков словообразования
Задание | Ответ ребенка | Балл |
У козы- … | Козлята | |
Волка- … | Волчата | |
Утки-… | Утята | |
Лисы-.. | Лисята | |
Льва-… | Львята | |
Собаки-… | Щенята | |
Курицы-… | Цыпленки | 0,25 |
Свиньи-… | Хрюшки | 0,25 |
Коровы-… | Телята | |
Овцы-.. | Ягнята | |
Средний балл | 0,85 |
Вывод: с шестым заданием, где исследовался словарь и навыки словообразования, Артем справился в целом хорошо, за исключением 2-х неверно образованных форм. В соответствии с этим мальчик получил 8,5 баллов из 10.
Упражнение для 6 задания IV серии
Исследование словаря и навыков словообразования
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».
Цель:
1. Научить ребенка четко произносить слова при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать его словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос, по образцу.
Логопед: Ребенок:
«Кто у кого?»
У лошади жеребята.
У свиньи поросята.
У лягушки лягушата.
У кабана кабанята.
У оленя оленята.
У вороны воронята.
«Кто с кем?»
Гусыня с гусятами.
Корова с телятами.
Лиса с лисятами.
Кошка с котятами.
Образование существительных в уменьшительной форме
Задание | Ответ ребенка | Балл |
Стол | Столик | |
Стул | Стулик | 0,25 |
Дом | Домик | |
Снег | Снежок | |
Дерево | Деревья | 0,25 |
Средний балл | 0,7 |
Вывод: с седьмым заданием, где исследовалась способность образования существительных в уменьшительной форме, Артем справился в целом нормально за исключением 2-го и 5-го предложения, где он неверно образовал формы существительных. Таким образом, мальчик получил 3, 5 балла из возможных 5.
Упражнение для 7 задания IV серии
Образование существительных в уменьшительной форме
Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Лексический материал: стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска, ухо.
Наглядный материал: предметные картинки (стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска, ухо).
Инструкция: какие предметы изображены на картинках? Как сказать об этих предметах ласково?
Образование прилагательных от существительных
Задание | Ответ ребенка | Балл |
Шляпка из соломы- | Соломенная | |
Кисель из клюквы- | Клюквенный | |
Горка изо льда- | Льдовая | 0,25 |
Салат из моркови- | Морковный | |
Варенье из вишни- | Вишневый | 0,25 |
Суп из грибов- | Грибовый | 0,25 |
Варенье из яблок- | Яблочное | |
Варенье из сливы- | Сливочное | 0,25 |
Варенье из малины- | Малиновое | |
Варенье из клубники- | Клубничное | |
Варенье из черники- | Черничное | |
Лист дуба- | Дубовый | |
Лист клена- | Кленовый | |
Лист осины- | Осиновый | |
Шишка ели- | Елочная | 0,25 |
Средний балл | 0,75 |
Вывод: с восьмым заданием, где исследовалась способность образования прилагательных от существительных, Артем справился удовлетворительно, допустив ошибки в образовании пяти прилагательных: в 3-ем, 5-ом, 6-ом, 8-ом и 15-омон образовал неправильную форму. В соответствии с этим Артем получил 11,25 баллов из возможных 15.
Упражнение для 8 задания IV серии
Образование относительных прилагательных от существительных
Лото «Назови предмет».
Дидактический материал – картинки и словосочетания (например: халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, стакан из хрусталя, кувшин из глины, ведро из железа и др.). У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан, например: стакан из стекла, ребенок находит изображение этого предмета на карточке и называет словосочетание прилагательного и существительного, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.
Образование прилагательных от существительных
Задание | Ответ ребенка | Балл |
Кошки- | Кошачья | |
Медведя- | Медвежья | |
Волка- | Волчья | |
Льва- | Львовая | 0,25 |
Лисы- | Лисичья | 0,25 |
Зайца- | Заячья | |
Белки- | Белочная | 0,25 |
Гнездо орла- | Орлиное | |
Клюв птицы- | Птичин | 0,25 |
Ружье охотника- | Охотничье | |
Средний балл | 0,7 |
Вывод: с девятым заданием, где исследовалась способность образования прилагательных от существительных, Артем справилась не плохо, допустив 4 ошибки, в которых форма прилагательного была образована не правильно. В результате этого он получил 7 баллов из возможных 10.
Упражнения для 9 задания IV серии
Образование прилагательных от существительных
Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Логопед читает предложение и задаёт вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок:
Яйцо утки утиное яйцо.
Гнездо перепёлки перепелиное гнездо.
Стая голубей голубиная стая.
Шея лебедя лебединая шея
Бородка петуха петушиная бородка.
Стая гусей гусиная стая
Яйцо курицы куриное яйцо.
Норка мыши мышиная норка.
Исследование связной речи
Про осень
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и идет мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
б) Объясни значение словосочетаний:
желтеют листья,
моросит дождик,
исчезают цветы.
в) Расскажи, чем отличается осень от весны.
Какие птицы улетают в теплые края? Как называются такие птицы?
г) Образуй множественное число от существительных:
дерево — деревья,
лист — листья,
дождь — дожди.
д) Составь с этими словами предложения.
е) Подбери слова-действия к названию растений и птиц:
лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы - улетают, прилетают, перелетают, поют, вьют гнезда и т.д.
ж) Перескажи рассказ
а) Прослушай рассказ.
Факультет социальной и коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Обследование лексико-грамматического строя речи Давыденко Артёма и основные направления работы по коррекции лексико-грамматического строя речи.
Волгоград 2013
Основная цель логопедической работы и ее конечная цель – развитие речевого общения, а следовательно повышение разборчивости речевого высказывания, необходимая для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.
Для того, чтобы достичь эту цель нужно решить следующие задачи:
Ø Развитие фонематического восприятия и звукового анализа
Ø Нормализация лексико – грамматических навыков экспрессивной речи.
Ø Развитие устной связной речи
Исследование грамматического строя речи.
Параметры обследования :
1. Повторение предложений.
2. Верификация предложений.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
4. Добавление предлогов в предложение.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
6. Исследование словаря и навыков словообразования.
7. Образование существительных в уменьшительной форме.
8. Образование прилагательных от существительных
9. Исследование понимание лексико-грамматических отношений.
10. Исследование связной речи:
А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок:
I. Критерий смысловой целостности.
II. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Б) Пересказ текста:
I.Критерий смысловой целостности.
II. Критерий лексико-грамматического оформления.
III. Критерий самостоятельности выполнения.
Грамматический строй речи.
Повторение предложений
Предложение | Ответ ребенка | Балл |
Наступила осень | Наступила осень | |
Птичка свила гнездо | Птичка свила гнездо | |
Над водой летали белые чайки | Над водой летали белые чайки | |
В саду было много красных яблок | В саду было много красных яблок | |
Земля освещается солнцем | Земля освещается солнцем | |
Ранней весной затопило весь наш луг | Ранней весной затопило весь наш луг | |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу | Дети катали из снега комки и делали снежную бабу | |
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу | Медведь нашел под деревом глубокую яму и сделал берлогу | 0,5 |
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно | Петя сказал, он не пойдет гулять, потому что холодно | 0,5 |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | |
Средний балл | 0,9 |
Вывод: в первом задании, где исследовалась способность воспроизведения предложений, Артем достаточно правильно и точно воспроизвел предложенные ему предложения, за исключением двух, в котором наблюдались пропуски отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения, в соответствии с этим он получил 9 баллов из возможных 10.
Упражнение для 1 задания
Повторение предложений
Примерные упражнения:
Инструкция: прослушай и повтори предложения:
- У Коли сломался велосипед.
- Машинист остановил поезд.
- На ветке красные ягоды рябины.
- Из трубы идет дым.
-Мама сшила новое платье.
-Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки.
-По улице ветер гнал перья, стружки, пыль.
-Ветер то бросался к небу то падал в овраги, то бешено вертелся вокруг вершины горы.
Верификация предложений
Предложение из задания | Ответ ребенка | Балл |
Девочка гладит утюгом | Правильно | |
Дом нарисован мальчиком | Правильно | |
Мальчик умывает лицо | Правильно | |
Собака вышла в будку | Собака вышла из будки | |
Березки склонились от ветра | Правильно | |
Солнце освещается землей | Земля освещается солнцем | |
По морю плывут корабль | По морю плывут корабли | |
У Нины большая яблоко | У Нины большое яблоко | |
Хорошо спиться медведь под снегом | Ошибка выявлена, но не исправлена | 0,25 |
Над большим деревом была глубокая яма | Ошибка выявлена, но не исправлена | 0,25 |
Средний балл | 0,85 |
Вывод: во втором задании, где исследовалась способность верификации предложений, Артем достаточно хорошо выявлял и исправлял ошибки, за исключением двух предложений, где он выявил ошибку, но не исправил её.
В соответствии с этим он получил 8,5 баллов из возможных 10.
Упражнение для 2 задания
Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в них будут ошибки, постарайся их исправить
Деревья шумят от ветром
Письмо написано сестра.
Земля покрыла белым снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Наступил зима, и выпал пушистый снег
Мама вяжет дочке теплые шарф.
Девочка любит рисует цветы.
Дедушка подарил внуку конёк
Мальчик дал карандашей девочке.
Мальчик разлил вода за скатерть.
Маленькая котёнок залез за высокий шкаф.
Под высокими берёзой выросли грибы.
Над широкая рекой плывёт облака.
Мы подошёл к большому дому, который стоял на берегах реки.