Причины возникновения конфликтов между педагогами

Причины возникновения конфликтов между педагогами

(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)

Научный руководитель

ст. преподаватель Лазарева Ю.В.

Автор работы

студент 4 курса, гр.29ППО148

Симахина Е.Н.

Дата _______________________

Оценка _____________________

Тюмень, 2017

План

Введение 3

1.Понятие конфликта, его причины 5

2.Понятие педагогического конфликта 8

3.Причины конфликтов между педагогами. 10

4.Анализ психолого-педагогической ситуации 13

Заключение 14

Список используемой литературы…………………………………………...…15

Введение

Межличностные конфликты между педагогами изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между первыми гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием других субъектов образовательного процесса.

Цель данной контрольной работы: рассмотрение основных причин конфликтов между педагогами.

Задачи:

1.Разобрать понятие конфликта и его причины.

2.Определить понятие педагогического конфликта.

3.Рассмотреть причины конфликтов между педагогами.

4.Проанализировать психолого-педагогическую ситуацию.

Изучением понятия «конфликт» занимались БабосовЕ.М., ЗапрудскийЮ.Г., Сафьянов В.И., они говорили оконфликте как о социальном противоборстве, за которым следуют определенные экономические, личностные, социально-психологические причины.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Неймани О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

Дойч М.дает определение педагогического конфликта:«Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия»Также выделяются объективные и субъективные причины педагогического конфликта[5].

М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.

2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.

4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.

5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.

Козырев Г.И. также выделил причины конфликтов учительских коллективов средней школы. К ним относятся: нетактичное отношение друг к другу; неудобное расписание занятий; непродуманные нововведения в школе; перекладывание на учителей чужих обязанностей; неравномерное распределение педагогической нагрузки; административные и финансовые злоупотребления [7].

Заключение

Нам удалось достигнуть поставленных задач данной контрольной работы. Мы выяснили, что:

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, есть факты, свидетельствующие о приоритетной роли субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Обобщили причины конфликтов среди педагогов:

1. Проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;

2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник — подчиненный», вкоторой почти не остается места для нормального человеческого общения.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск,обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

Список используемой литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.

2. Бабасов Е.М. Основы конфликтологии. – Минск, 1997. – 213 с.

3. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 380 с.

4. Болтунова Г. М. Практикум по основам общей и педагогическойконфликтологии: учебно-методическое пособие/ Г.М. Болтунова; Ишим. Гос. Пед. Ин-т им. П. П. Ершова.- Ишим:, 2013 -291 с.

5. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология: Хрестоматия / Сост.: Н.И. Леонов. — М: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. —69 с.

6. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1992.

7. Козырев Г.И.. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.—176с.

8. Нижегородцева Н.В. «Конфликт в образовании: материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции» Ярославль, Ярославский гос.пед.ун-т. им. К.Д. Ушинского 2009. – С 46

9. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта. – М., 1997

10. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность педагога: Дис. канд. психол. наук. – М., 1992. – 179 с.

11. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1594493 [электронный ресурс] Википедия - толкование «педагогический конфликт»

12. http://psylist.net/socpsy/00126.htm[электронный ресурс] Понятие конфликта

Причины возникновения конфликтов между педагогами

(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)

Научный руководитель

ст. преподаватель Лазарева Ю.В.

Автор работы

студент 4 курса, гр.29ППО148

Симахина Е.Н.

Дата _______________________

Оценка _____________________

Тюмень, 2017

План

Введение 3

1.Понятие конфликта, его причины 5

2.Понятие педагогического конфликта 8

3.Причины конфликтов между педагогами. 10

4.Анализ психолого-педагогической ситуации 13

Заключение 14

Список используемой литературы…………………………………………...…15

Введение

Межличностные конфликты между педагогами изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между первыми гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием других субъектов образовательного процесса.

Цель данной контрольной работы: рассмотрение основных причин конфликтов между педагогами.

Задачи:

1.Разобрать понятие конфликта и его причины.

2.Определить понятие педагогического конфликта.

3.Рассмотреть причины конфликтов между педагогами.

4.Проанализировать психолого-педагогическую ситуацию.

Изучением понятия «конфликт» занимались БабосовЕ.М., ЗапрудскийЮ.Г., Сафьянов В.И., они говорили оконфликте как о социальном противоборстве, за которым следуют определенные экономические, личностные, социально-психологические причины.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Неймани О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

Дойч М.дает определение педагогического конфликта:«Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия»Также выделяются объективные и субъективные причины педагогического конфликта[5].

М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.

2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.

4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.

5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.

Козырев Г.И. также выделил причины конфликтов учительских коллективов средней школы. К ним относятся: нетактичное отношение друг к другу; неудобное расписание занятий; непродуманные нововведения в школе; перекладывание на учителей чужих обязанностей; неравномерное распределение педагогической нагрузки; административные и финансовые злоупотребления [7].

Наши рекомендации