Понятие конфликта, его причины

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [12].

В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов: «конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающихся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов» [2].

Правда, это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта, в частности его психологизма. Эта особенность прослеживается и в работе Ю.Г. Запрудского «Социальный конфликт»: социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [6].

Приведем еще одно определение, принадлежащее В.И. Сафьянову: «конфликт в общении – это насильственно межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера» [9].

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер [1].

К объективным причинам относят:

1) столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

2) слабая разработанность правовых норм разрешения социальных противоречий во взаимодействии людей;

3) недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4) образ жизни, связанный с материально-бытовой неустроенностью, деятельностью, в которой нет возможности реализовать свои потребности;

5) стереотипы межличностных и межгрупповых отношений (менталитет);

6) нарушения в экологии, негативное воздействие электро­магнитных полей, солнечной активности или технических установок [2].

Социально-психологические причины конфликтов. Они обусловлены непосредственным взаимодействием людей. В качестве причин негативного (конфликтного) взаимодействия можно выделить следующие основные:

1) значительные потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации;

2) несбалансированное ролевое взаимодействие или повышенные притязания на статусно-ролевое положение;

3) несовпадение позиций при обсуждении сложных проблем может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходом к проблеме с разных сторон;

4) различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга;

5) конкурентный характер взаимодействия с другими людьми;

6) желание человека получать больше, чем отдавать;

7) психологическая несовместимость людей [10].

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Среди них отмечаются:

1) особенности ожиданий. Варианты ожидаемого поведения другого человека могут быть: желательным, допустимым, нежелательным, недопустимым. При несовпадении ожидаемого с реальным поведением возникает конфликт;

2) особенности социальной перцепции (восприятия другого): то, что позволительно одному, не приемлемо для другого;

3) зависимость конфликта от актуального психического со­стояния участников конфликтного поведения. Установлено, что люди имеют определенный уровень конфликте-устойчивости. При этом она связана с актуальным (сиюминутным) психическим состоянием человека. Чем более эмоционально воспринимает человек проблемную ситуацию, тем более выражена его склонность к неадекватному (конфликтному) поведению;

4) неподготовленность человека к новым, нестандартным ситуациям;

5) низкая психологическая устойчивость к отрицательному воздействию стресс- факторов;

6) плохо развитая способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, сопричастности к эмоциональному состоянию другого человека);

7) завышенный или заниженный уровень притязаний. Так, Завышенный их уровень приводит или сопровождается претензиями к окружающим, а заниженный – к неуверенности, повешенной тревожности;

8) акцентуации характера, то есть чрезмерно выраженные или отклоняющиеся от нормы черты характера, которые в ситуации взаимодействия с другими людьми провоцируют конфликт [10].

Наши рекомендации