Причины конфликтов между педагогами

В педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками [8].

Причины возникновения конфликтов в системе «Учитель-Учитель»

Предрасполагающие причины:

1.Низкий уровень общей и профессиональной культуры педагогического коллектива;

2.Неблагоприятная нравственно-психологическая атмосфера коллектива;

3.Авторитарно-административный стиль управления коллективом;

4.Неблагоприятное социально-экономическое положение членов педагогического коллектива, проявления социального неравенства;

5.Отсутствие устойчивых педагогических традиций в коллективе педагогов, его социально-психологическая незрелость.

Конкретные причины:

1.Различия в педагогических взглядах учителей в оценке личности учащихся, в определении характера их поступков и проступков;

2.Профессионально-личностное соперничество между отдельными членами коллектива;

3.Столкновение мнений между различнымимикрогруппами учителей по острым вопросам школьной жизни;

4.Противоречения связанные с распределением учебной нагрузки, с нарушением экономических интересов отдельных учителей;

5.Недовольство линией поведения администрации при награждениях, поощрениях, одобрениях, в которых проявляются субъективизм, пристрастное отношение к отдельным членам коллектива;

6.Критика «по горизонтали» (учитель-учитель), связанная с пристрастными необъективными оценками деятельности, отношений, профессионализма [4].

По мнению Г.И. Козырева, для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

· нетактичное отношение друг к другу;

· неудобное расписание занятий;

· непродуманные нововведения в школе;

· перекладывание на учителей чужих обязанностей;

· неравномерное распределение педагогической нагрузки;

· административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов. При этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.

Г.И. Козырев, обобщив причины конфликтов среди учителей, выделяет главные:

1. проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;

2. устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, вкоторой почти не остается места для нормального человеческого общения [7].

В современной конфликтологии выделяют позитивные и негативные функции конфликта. Рассматривая конфликт в сфере образования и учитывая его специфические особенности, можно отметить следующие позитивные функции конфликта:

- информативная функция (получение новой информации об участниках конфликта, диагностика и прояснение ситуации, "снятие масок");

- интегративная функция (сплочение коллектива класса, школы, педагогического коллектива при противоборстве с внешним недругом);

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами («выпустить пар»);

- подает сигнал неблагополучия, позволяет полнее и точнее выявить назревшие противоречия;

- предоставляет шанс к развитию личности учителя

К негативным функциям относятся:

- деструктивная функция (ущерб жизни, здоровью, ухудшение или крах взаимоотношений, невозможность достижения целей образования и развития личности ученика и др.);

- дезинтеграция (разрушение целостности личности, а также общности, системы, в которой развивается конфликт, увольнение учителей, снижение дисциплины учащихся, ухудшение психосоциального климата в коллективе учеников и учителей);

- большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;

- резкое снижение эффективности учебно-воспитательной деятельности;

- возникновение синдрома «побежденного» (исполнение ролей «тирана» и «жертвы», затаенная ненависть к «победителю», чувство мести, жажда реванша) [6].

Таким образом, педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предлагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов, прежде всего, обращается внимание на сферу его протекания, особенность субъектов, эмоциональный фон протекания [9].

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

Наши рекомендации