Причины возникновения конфликтов между педагогами
Причины возникновения конфликтов между педагогами
(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)
Научный руководитель
ст. преподаватель Лазарева Ю.В.
Автор работы
студент 4 курса, гр.29ППО148
Симахина Е.Н.
Дата _______________________
Оценка _____________________
Тюмень, 2017
План
Введение 3
1.Понятие конфликта, его причины 5
2.Понятие педагогического конфликта 8
3.Причины конфликтов между педагогами. 10
4.Анализ психолого-педагогической ситуации 13
Заключение 14
Список используемой литературы…………………………………………...…15
Введение
Межличностные конфликты между педагогами изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между первыми гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием других субъектов образовательного процесса.
Цель данной контрольной работы: рассмотрение основных причин конфликтов между педагогами.
Задачи:
1.Разобрать понятие конфликта и его причины.
2.Определить понятие педагогического конфликта.
3.Рассмотреть причины конфликтов между педагогами.
4.Проанализировать психолого-педагогическую ситуацию.
Изучением понятия «конфликт» занимались БабосовЕ.М., ЗапрудскийЮ.Г., Сафьянов В.И., они говорили оконфликте как о социальном противоборстве, за которым следуют определенные экономические, личностные, социально-психологические причины.
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
Дж. Фон Неймани О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
Дойч М.дает определение педагогического конфликта:«Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия»Также выделяются объективные и субъективные причины педагогического конфликта[5].
М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.
1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.
2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.
3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.
4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.
5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.
Козырев Г.И. также выделил причины конфликтов учительских коллективов средней школы. К ним относятся: нетактичное отношение друг к другу; неудобное расписание занятий; непродуманные нововведения в школе; перекладывание на учителей чужих обязанностей; неравномерное распределение педагогической нагрузки; административные и финансовые злоупотребления [7].
Заключение
Нам удалось достигнуть поставленных задач данной контрольной работы. Мы выяснили, что:
Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.
Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, есть факты, свидетельствующие о приоритетной роли субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.
Обобщили причины конфликтов среди педагогов:
1. Проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник — подчиненный», вкоторой почти не остается места для нормального человеческого общения.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск,обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.
Список используемой литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
2. Бабасов Е.М. Основы конфликтологии. – Минск, 1997. – 213 с.
3. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 380 с.
4. Болтунова Г. М. Практикум по основам общей и педагогическойконфликтологии: учебно-методическое пособие/ Г.М. Болтунова; Ишим. Гос. Пед. Ин-т им. П. П. Ершова.- Ишим:, 2013 -291 с.
5. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология: Хрестоматия / Сост.: Н.И. Леонов. — М: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. —69 с.
6. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1992.
7. Козырев Г.И.. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.—176с.
8. Нижегородцева Н.В. «Конфликт в образовании: материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции» Ярославль, Ярославский гос.пед.ун-т. им. К.Д. Ушинского 2009. – С 46
9. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликта. – М., 1997
10. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность педагога: Дис. канд. психол. наук. – М., 1992. – 179 с.
11. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1594493 [электронный ресурс] Википедия - толкование «педагогический конфликт»
12. http://psylist.net/socpsy/00126.htm[электронный ресурс] Понятие конфликта
Причины возникновения конфликтов между педагогами
(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)
Научный руководитель
ст. преподаватель Лазарева Ю.В.
Автор работы
студент 4 курса, гр.29ППО148
Симахина Е.Н.
Дата _______________________
Оценка _____________________
Тюмень, 2017
План
Введение 3
1.Понятие конфликта, его причины 5
2.Понятие педагогического конфликта 8
3.Причины конфликтов между педагогами. 10
4.Анализ психолого-педагогической ситуации 13
Заключение 14
Список используемой литературы…………………………………………...…15
Введение
Межличностные конфликты между педагогами изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между первыми гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием других субъектов образовательного процесса.
Цель данной контрольной работы: рассмотрение основных причин конфликтов между педагогами.
Задачи:
1.Разобрать понятие конфликта и его причины.
2.Определить понятие педагогического конфликта.
3.Рассмотреть причины конфликтов между педагогами.
4.Проанализировать психолого-педагогическую ситуацию.
Изучением понятия «конфликт» занимались БабосовЕ.М., ЗапрудскийЮ.Г., Сафьянов В.И., они говорили оконфликте как о социальном противоборстве, за которым следуют определенные экономические, личностные, социально-психологические причины.
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
Дж. Фон Неймани О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
Дойч М.дает определение педагогического конфликта:«Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия»Также выделяются объективные и субъективные причины педагогического конфликта[5].
М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.
1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.
2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.
3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.
4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.
5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.
Козырев Г.И. также выделил причины конфликтов учительских коллективов средней школы. К ним относятся: нетактичное отношение друг к другу; неудобное расписание занятий; непродуманные нововведения в школе; перекладывание на учителей чужих обязанностей; неравномерное распределение педагогической нагрузки; административные и финансовые злоупотребления [7].