Современные поиски в теории темпераментов.
Давайте отдадим должное современным поискам в теории темпераментов, сделанные Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, В. С. Мерлиным.
Во-первых, они установили, что сила возбуждения и торможения — свойство двуполюсное. Она состоит из чувствительности и выносливости. Чем чувствительнее нервы, тем менее они выносливы, а чем они выносливее, тем менее чувствительнее.
Во-вторых, подвижность возбуждения и торможения тоже двояка. Она состоит из быстроты перехода одного процесса в другой и вспыхивания и потухания каждого из этих процессов.
Кроме всего прочего, психологи пришли к выводу, что у возбуждения и торможения есть еще одно свойство — динамичность. Т.е. скорость, с которой рождаются условные рефлексы, возбудительные и тормозные.
И, наконец, ученые выяснили, что уравновешанность распространяется на все качества — и на силу, и на подвижность, и на динамичность возбуждения и торможения.
Получается, что «строительных кирпичиков» темпераментов уже не шесть, как утверждал Павлов, а как минимум 16.
В настоящее время над новой классификацией темпераментов работают психологи Ворошиловградского медицинского института, под руководством Б. Я. Первомайского. Они утверждают, что есть люди возбудимые — у них сильный процесс возбуждения, есть люди тормозные — с сильным процессом торможения, а есть уравновешанные. И торможение, и возбуждение могут быть разными по силе и выносливости. Т.е. у каждой группы выделяются две подгруппы. Различается и подвижность процессов: у одного типа людей подвижно и торможение, и возбуждение; у других — одно подвижно, а другое инертно; но есть люди, у которых оба процесса инертны. Еще 12 комбинаций! Итого 24 варианта.
Но и это еще не все. Эти 24 варианта Первомайский накладывает на уже известное нам деление на право- и левополушарных и людей смешанного типа, у которых оба полушария работают одинаково. Напрашивается вывод о существовании 72 типов нервного склада!
Данная теория безусловно интересна, логична, но слишком уж громозка. Для обихода нужна более простая шкала темпераментов, доступная для понимания широкой аудитории. Именно поэтому до сих пор существует классификация И.П. Павлова и стандартизированный опросник Г. Айзенка, разработанный на основе этой классификации.
Статистика к теме.
По последним данным, в мире сейчас наблюдается следующее деление:
· Холериков — 35%
· Сангвиников — 30%
· Меланхоликов — 21%
· Флегматиков — 14%.
Но это деление условно, т.к. людей чистых темпераментов не так уж много, гораздо больше таких, в которых их черты перемешаны. Т.е. указанное деление возможно по ведущему типу темперамента.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика:
Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств, малая активность, спокойное и ровное настроение, сосредоточенность внимания.
2. На основании характеристик, определите тип темперамента:
А:
Виктор. Походка неторопливая, в развалку. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам никого не обижает, к ссорам относится равнодушно. Любит порядок.
Б:
Борис. Увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Вспыльчив. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Отзывчив и на хорошее, и на дурное.
В:
Саша. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из состояния равновесия. Обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. На уроках нередко «витает в облаках». Пассивен в общении. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречает трудности, то опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.
3. Понаблюдайте за одним из одноклассников и определите его темперамент. Докажите свое мнение.
Урок 17
Определения типа темперамента
Цель урока: исследовать особенности своей нервной системы, определить свой темперамент.
Сегодня мы с вами будем работать с «Опросником по изучению экстроверсии — интроверсии и нейротизма», составленным Г. Айзенком, который позволяет за 15–20 минут получить примерное представление о себе и своем темпераменте.
Инструкция:
Получив бланк, вы должны прочесть первый вопрос, затем проставить его номер в тетради и рядом написать ответ на этот вопрос и т.д. На вопросы нужно отвечать только «да» или «нет». Отвечая на вопросы, руководствуйтесь принципом: «Первый пришедший в голову ответ на вопрос, как правило, является наиболее верным». Тест снабжен шкалой лжи, поэтому не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле.
Вопросы теста:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение? данет
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? данет
3. Вы человек беспечный? данет
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»? данет
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринять? данет
6. Если обещаете что-либо сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания, независимо от того, удобно ли вам это или нет? данет
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? данет
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая? данет
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин? данет
10. Сделали бы вы почти все, что угодно, на спор? данет
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(-ным) незнакомкой(-цем)? данет
12. Выходите ли вы когда-нибудь из себя, злитесь? данет
13. Вам часто кажутся странными люди, которые своей серьезностью и осторожностью наводят на окружающих тоску? данет
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, чего не следовало бы делать или говорить? данет
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми? данет
16. Легко ли вас обидеть? данет
17. Любите ли часто бывать в компании? данет
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? данет
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вяло? данет
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но особенно близких вам? данет
21. Часто ли вы мечтаете? данет
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же? данет
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? данет
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? данет
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? данет
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным? данет
27. Считают ли вас человеком живым и веселым? данет
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? данет
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? данет
30. Вы иногда сплетничаете? данет
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? данет
32. Если вы хотите узнать о чем-либо, то вы предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить? данет
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? данет
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? данет
35. Бывают ли у вас приступы дрожи? данет
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки? данет
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом? данет
38. Раздражительны ли вы? данет
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий? данет
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти? данет
41. Вы ходите медленно и неторопливо? данет
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу? данет
43. Часто ли вам снятся кошмары? данет
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? данет
45. Беспокоят ли вас какие либо боли? данет
46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы долгое время были лишены широкого общения с людьми? данет
47. можете ли вы назвать себя нервным человеком? данет
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся? данет
49. Можете ли вы сказать, что вы вполне уверенный в себе человек? данет
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи? данет
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? данет
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? данет
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? данет
54. Бывает ли, что говорите о вещах, в которых не разбираетесь? данет
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? данет
56. Любите ли вы подшутить над другими? данет
57. Страдаете ли вы бессонницей? данет Для работы теста включите Javascript!
Начало формы
Результат | Очистить |
Конец формы
Обработка результатов:
Результаты исследования обрабатываются при помощи ключа, который включает 24 ответа по шкале экстроверсии/интроверсии, 24 ответа по шкале нейротизма и 9 ответов по шкале лжи
Шкала лжи
Да 6 24 36
Нет 12 18 30 42 48 54
Шкала экстравертированности/интровертированности (Э–И)
Да 1 3 8 10 13 17 22 25 27 39 44 46 49 53 56
Нет 5 15 20 29 32 34 37 41 51
Шкала нейротизма
Да 2 4 7 9 11 14 16 19 21 23 26 28 31 33 35 38 40 43 45 47 50 52 55 57
В случае совпадения ответа испытуемого с ответом, указанным у «ключе», он получает 1 балл по соответствующей шкале (также указанной в «ключе»). Затем нужно только просуммировать результаты по каждой шкале, чтобы получить показатели Э–И, Н, Л. Так как Э–И и Н относятся к основным свойствам темперамента, можно определить тип темперамента, к которому тяготеет испытуемый.
Об экстравертированности испытуемого говорит показатель выше 12 баллов по горизонтальной шкале. При показателе меньше 12 баллов по этой шкале, человек является интровертом.
О повышенном нейротизме свидетельствует результат более 12 баллов по вертикальной шкале.
Показатель в 4–5 баллов по шкале лжи, является индикатором демонстративности в поведении испытуемого.
По соотношению баллов на вертикальной и горизонтальной оси можно определить темперамент испытуемого.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Мы с вами говорили о том, что чистых типов темпераментов практически не встречается, поэтому я предлагаю вам поработать с расширенным кругом темпераментов, предложенным Г. Айзенком. В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт (примерный, упрощенный). Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты.
Круг темпераментов
Меланхолик | Холерик | Флегматик | Сангвиник |
раздражительный | обидчивый | надежный | живой |
пессимистичный | поддающийся настроению | пассивный | открытый |
необщительный | спокойный | доступный | |
неподатливый | оптимистичный | вдумчивый | беззаботный |
тревожный | беспокойный | размеренный | разговорчивый |
сдержанный | возбудимый | целенаправленный | любящий удобства |
спокойный | агрессивный | миролюбивый | |
рассудительный | порывистый | старательный | инициативный |
интроверт | активный | общительный | |
неустойчивый | экстраверт | устойчивый |
Урок 18
Обобщение по теории темпераментов. Экспресс-анализ
Цель урока: обобщить полученные знания и выявить степень усвоения темы.
Возможные вопросы для самостоятельной работы:
1. Дать словообразовательные объяснения терминов темперамент, сангвиник, меланхолик.
2. Что такое темперамент? Укажите главные отличия темперамента от характера.
3. Дайте определение экстравертированности/интровертированности.
4. Назовите и поясните три главных свойства возбуждения и торможения, положенных в основу классификации И. П. Павлова.
5. Поясните классификацию темпераментов, предложенную Б. Я. Первомайским и объясните, почему она не получила широкого распространения?
6. Пользуясь таблицей Г. Айзенка, охарактеризуйте четыре типа темперамента.
Глава 3
Познавательные процессы.
Урок 19
Познавательные процессы
Цель урока: дать общие представления о познавательных процессах.
Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и каким-то образом перерабатывать информацию, уметь ее анализировать и выделять наиболее существенные для себя сведения. Такой информацией принято считать сведения, которые связаны с нашими насущными потребностями и несут в себе сведения о возможностях их удовлетворения. Такая информация поступает к нам через органы чувств через цепочку «ощущение — восприятие — представление». Но информация не всегда представлена в том виде, который может восприниматься органами чувств. Такая информация должна подвергнуться переработке, а для этого у человека есть такие познавательные процессы как внимание, память, воображение, мышление и речь.
Общая характеристика познавательных процессов.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку:
· Намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности;
· Проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение;
· Предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих особенностях человека, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов — чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Так от уровня развития ваших познавательных процессов зависит успешность вашего обучения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Отсюда следует вывод, что уровень развития познавательных возможностей зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но и в большой степени от характера воспитания ребенка в семье, школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Обращаю на это особое внимание, т.к. раньше мы с вами говорили о биологических основах личности, заложенных в нас от рождения и малоизменяемых в дальнейшей жизни!