III. Иммануил Кант дал психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

1.... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2.... темперамент свойственен «людям веселого нрава».

3.... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятия.

4.... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5.... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции ... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7.У ... сильно развито чувство долга.

8.... – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9.... темперамент присущ «людям мрачного нрава».

10.... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстанов­кой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

11.... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчи­вы, озабоченны, безрадостны.

12.... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

13.... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настро­ения которого легко меняются.

14.... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15.... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

16.... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

17.... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

18.У ... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

19.... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

IV. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Динамику психической жизни определяют... а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

2. По параметру общей активности человек может быть... а) инертным; б) пассивным; в) стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Проявления темперамента в моторной сфере – это... а) темп; б) ритм; в)агрессивность; г) биоритмы; д)аккуратность; е) интенсивность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

4. Основные свойства нервной системы – это... а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

V. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологический тип по К. Г. Юнгу?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

VI. Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1.Образец: психика – мозг.

Темперамент – (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение).

2.Образец: способности – задатки.

Темперамент – (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг).

3.Образец: слух – височные доли мозга.

Темперамент – (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая систе­ма, ствол мозга).

VII. Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темно-ритмических характеристик поведения?

1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.

2. Спокойную, уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.

3. Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама медленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро «схватывает» проблему и исправляет ошибку.

4. Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скамеечку – читает, а вот с братом они бегают, залезают на деревья, прыгают, начинают бороться.

(Материалы для приведенных в теме заданий III, IV, VII, VIII взяты из книги: Сапогова, Е. Е. Задачи по обшей психологии / Е. Е. Сапогова. М., 2001.)

Наши рекомендации