Цели и задачи психофизиологии (2, 9)

Цели психофизиологии человека
(а) Изучение естественных принципов управления в психофизиологических системах человека и принципов управления поведением человека в целом. Создание теоретической основы дисциплины: получение данных о психических и физическихмеханизмах поведения человека, систематизация этих данных и синтеззаконовпсихофизиологии. Эти цели имеет фундаментальная, или теоретическая психофизиология.
(б) Использование теории психофизиологии для предсказания поведения человека, для оптимизацииуправления человека своим поведением и для морально оправданного эффективного внешнего управления поведением человека. Эти цели имеет практическая, или прикладная психофизиология.

Психофизиология призвана решать задачи, соответствующие ее главным целям.
(1) Задачами теоретической психофизиологии является описание организацииотношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии.
(2) Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.

Методы исследования: ЭЭГ, МЭГ.

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии.

Научная основа
Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания. Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, Согласно современным научным представлениям психофизиология представляет собой отрасль науки, которая изучает закономерности соотношения психологического и физиологического для установления психофизиологических механизмов жизнедеятельности, поведения, развития, обучения и труда человека.

Считается, что современная психофизиология сочетает физиологическую психологию, физиологию высшей нервной деятельности (ВНД), "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию.

Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Возрастная - онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная - естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека [4].

Актуальные проблемы:

Проблема активности.

Эта проблема теоретически в психофизиологии была поставлена еще Н.А. Бернштейном.

Сейчас же тезис об активном характере психофизиологических процессов представляет собой повседневную эмпирическую реальность психофизиологических исследований.

2. Проблема избирательноости.

Эта проблема связана с решением вопроса о обобщенный или выборочный характер психофизиологических явлений. Хотя внимание с психологической точки зрения представляет собой выборочную направленность психической деятельности, психофизиология на протяжении длительного времени ограничивалась изучением не направлено внимание. Современной психофизиологии же доступно изучение тончайших селективных механизмов направленной внимания.

Проблема содержательности.

Традиционным является выделение информационных и энергетических аспектов деятельности мозга и психики. Принято считать, что нейрофизиологическая основа психической жизни связана главным образом с энергетическими аспектами. Энергетические и психофизиологические характеристики мозговой активности представляют собой две достаточно независимые сферы.

48.Варианты использования психодиагностических данных.

Данные могут быть использованы обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со ϲʙᴏим опытом).

Данные могут быть использованы психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).

Данные могут быть использованы администрацией для принятия решения.

На этапе предварительной работы с заказчиком данныека психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик, необходимо, ɥᴛᴏбы не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика).

Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, кᴏᴛᴏᴩая должна быть предварительно продумана психологом. В случае если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине.

Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

49.Этические аспекты в работе психодиагноста.

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике:

1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

7. Принцип эффективности предлагаемыхрекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Нормы профессиональной этики психолога-диагноста в России однозначно не определены и не зафиксированы в соответствующих нормативно-правовых актах.

Наиболее полно нормативные правила представлены в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина. Авторы выделяют требования к психодиагностической литературе и методическим материалам, требования к психодиагностическим методикам, требования к пользователям методик.

50.Структура психодиагностики по А.Ф.Ануфриеву: семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.

В диагностике как научной дисциплине в большинстве работ применительно к системам «человек — человек» принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела — семиотический, технический, логический и деонтологический [9], [28]. Семиотический (семиологический) содержит описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т. е. описание различных видов симптомов и синдромов, признаков болезней.Технический компонент общей теории диагноза получил наиболее полное выражение в психодиагностике, поскольку для ее современного состояния характерно наличие достаточно разработанной теории психологических измерений, и в частности теории тестов как измерительных инструментов психодиагностики. Ее содержание составляет описание процесса разработки, стандартизации и применения тестовых методик, принципы построения измерительных шкал, отбора, формулировки и анали-
51
за тестовых задач и вопросов, обработки и интерпретации результатов испытаний, требования к процедуре их проведения, рекомендации по оценке надежности и валидности тестов (7, 44, 47, 48, 49, 113, 136].. В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т. е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики. В деонтологическом — принципы общения с больным и врачебная этика.получения необходимой для постановки диагноза информации без нанесения ущерба обследуемому и при соблюдении этических норм.

Диагностика как научная дисциплина и как область научно-практической деятельности является социально обусловленной, изменяющейся в ходе исторического развития общества. Развитие ее осуществляется в направлении расширения возможностей более быстрого и точного распознавания причин отклонений от нормы объекта диагностики.

51.Функции и виды психодиагностики.

Наши рекомендации