Признаки профессиональной деформации психолога

• Чувство превосходства и пренебрежительное отношение к клиентам
• Цинизм и нигилизм
• Раздражительность
• Эмоциональное выгорание
• Мизантропия

Проблемы самокоррекции и диагн:

-субъектив увер в своём понимаении

-отрицание проблем

-подмена решения знанием о способах решения.

Проблемы профессиональной деформации психолога

Как практическая, так и теоретическая психология являются областями творческими. Психолог постоянно сталкивается с новыми людьми и обстоятельствами, не редкость, что ему приходится разрабатывать новые подходы и методики к новым случаям, и необходимо при этом быть в курсе научных новостей и разработок коллег. Но при этом часть работы психолога - это рутинные подсчёты и построения, обработка данных групп и индивидуальных клиентов. Надо уметь делать и одно, и другое. Сочетание различных занятий влечёт к психологии тех, кто хочет познавать новое и всё время находится в профессиональном движении.то для психолога неприятие работы ставит вопрос о его профессиональной пригодности. Суть работы психолога такова, что это работа с людьми, где необходимо оставаться в контакте, во взаимодействии. Депрессивный психолог может помочь только личным примером «как не надо относиться к работе».

Характерные проявления профессиональной деформации:

• Потеря интереса к работе, чувство неудовлетворённости, депрессия
• Отсутствие интереса к жизни, проблемы самовосприятия, потеря желаний и стремлений
• Проблемы в общении и социальной интеграции, ссоры с коллегами и друзьями, отказ от общения
• Сложности в личной и семейной жизни, негативизм по отношению к близким
• Проблемы со здоровьем, высокая утомляемость, хроническая усталость

Отсутствие интереса к работе приводит к состояниям эмоционального перегорания, механическому воспроизведению тестов и упражнений. Как правило, клиенты улавливают состояние психолога по изменению тона речи, невербальными способами, и в ряде случаев неуверенные и подавленные люди могут относить отсутствие контакта на свой счёт, что лишь закрепляет их проблемы. Неуверенный, раздражённый или безразличный психолог нарушает принцип «не навреди», и тем самым теряет право считаться профессионалом.

Отражение неурядиц на работе на личной самооценке, на мотивациях и желаниях человека - одно из самых обших мест в психологии личности. Однако сами психологи редко отдают себе отчёт в кризисах самовосприятия, возникающих вследствие выгорания и неудач в профессиональной деятельности. А за личной деформацией следуют разлады в отношениях с другими людьми, в том числе с самыми ближайшими. Без своевременного внимания и коррекции профдеформации могут приводить к одиночеству психолога и дальнейшим трансформациям личности.

Меры предупреждения и преодоления негативных профдеформаций

• Осознанное отношение к возможности профессиональных изменений психики и физиологии
• Определение разумного объёма и удобного графика работы, выделение времени на отдых
• Принцип полного переключения с работы на отдых и личное общение
• Смена направления работы, изучение смежных тем и трендов, переход от теории к практике и обратно
• Преподавательская, литературная, творческая деятельность
• Поиск новых групп общения, в том числе посредством профессиональной переподготовки
• Регулярная диагностика, психологические консультации, а при необходимости психокоррекция или психотерапия

45.Виды этических стандартов профессиональной деятельности психолога.

Этический кодекс психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента..

2. Принцип компетентности.Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности и несёт за это ответственность.

3. Принцип ответственности.Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

4. Принцип этической и юридической правомочности.Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

6. Принцип благополучия клиента.В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. Никакой дискриминациии.

7. Принцип профессиональной кооперации.Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. Воздерживается от публичных оценок.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. Высказывает собственные суждения и оцен аспекты в работе.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе. Информировать и доступно объяснять.

Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России.

– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

– защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

– сохранение доверия между психологом и клиентом;

– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования

46.Профессиограмма современного успешного специалиста-психолога.

Профессиограмма - это идеальная модель психолога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества (свойства) личности, которыми должен обладать психолог; знания, умения, навыки для выполнения своих профессиональных обязанностей [1, с.71].

Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.

8. получение образования

9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:


10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

47.Психофизиология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Наши рекомендации