Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.

Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии. (2) Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.

Отрасли психофизиологии

· Психофизиология когнитивных процессов

· Психофизиология аффективных процессов

· Психофизиология движений

· Психофизиология ощущений

· Психофизиология восприятия

· Психофизиология функциональных состояний

· Социальная психофизиология

· Дифференциальная психофизиология

· Возрастная психофизиология

· Векторная психофизиология

· Прикладная психофизиология

и др.

Психофизиология тесно связана с физиологической психологией. Это наука, которая изучает те же процессы и феномены, что и психофизиология, но на животных. Это различие было существенно до последних десятилетий 20 столетия. Однако, когда в 90-х годах прошлого века активно в научную практику стали внедряться неинвазивные методы (например, томография), различия между этими науками перестали существовать. Если ранее на животных можно было выполнить эксперименты, которые нельзя было осуществить на человеке, то томограф позволил визуализировать процессы, происходящие в мозге человека, не повреждая его.

Нейропсихология сформировалась на стыке нейрохирургии, психологии и физиологии. Она базировалась на подходе, предложенном А.Р. Лурией. Он состоял в анализе психологических реакций у больных, имеющих локальные повреждения мозга.

В настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.

Проблема локализации ВПФ.

Локализация высших психических функций (ВПФ) – кардинальная проблема соотношения мозга и психических процессов, разрабатываемая рядом научных дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и др.

Существовало несколько основных теорий локализации ВПФ:

1. Узкий локализационизм. Сторонники этого направления рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми «центрами». Считалось, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции. Логическим завершением идей наивного локализационизма была френологическая карта Галля и локализационная карта Клейста, представляющие работу коры больших полушарий как совокупность функций различных «центров» психических способностей.

2. Антилокализационизм. Сторонники этого направления рассматривали мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Отсюда следовало, что поражение любой области мозга ведет к общему нарушению функции. Причем степень нарушения функции не зависит от локализации и определяется массой пораженного мозга.

Новою и пока единственную верную теорию о локализации ВПФ в мозге выдвинул Александр Романович Лурия (1902-1977). Согласно этой теории, мозг, – субстрат психических функций – работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами соотносится не вся психическая функция и даже не отдельные её звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые происходят в соответствующих структурах. Нарушение этих процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Методы воздействия на мозг

Метод раздрожения

Сенсорная стимуляция — это использование естественных или близких к ним стимулов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и пр.). Диапазон применяемых стимулов весьма широк: - в сфере зрительного восприятия — от элементарных зрительных стимулов (вспышки, шахматные поля, решетки) до зрительно предъявляемых слов и предложений, с тонко дифференцируемой семантикой; - в сфере слухового восприятия — от неречевых стимулов (тонов, щелчков) до фонем, слов и предложений.

Электрическая стимуляция мозга является плодотворным методом изучения функций его отдельных структур. Она осуществляется через введенные в мозг электроды в "острых" опытах на животных или во время хирургических операций на мозге у человека.

Разрушение участков мозга. Повреждение или удаление части головного мозга для установления ее функций в обеспечении поведения — один из наиболее старых и распространенных методов изучения физиологических основ поведения. Метод разрушения мозга включает в себя разрушение, удаление и рассечение ткани, истощение нейрохимических веществ, в первую очередь медиаторов, а также временное функциональное выключение отдельных областей головного мозга и оценку влияния вышеперечисленных эффектов на поведение животных.

Строение нейрона

Нейроны могут отличаться друг от друга конфигурацией и размером, но все они имеют одинаковую основную структуру. Как и у всех клеток, в них есть центр, или ядро, которое находится в похожей на сферу части нейрона, называемой телом клетки. Из тела клетки выходит несколько тонких, похожих на корешки волоков. Они называются дендритами. Из клетки вытягивается также одно длинное волокно, называемое аксоном; это главное проводящее волокно в нерве. На дальнем конце аксон делится на несколько отростков, каждый из которых заканчивается несколькими крошечными выпуклостями. Каждая выпуклость находится на очень близком расстоянии от дендрита другого нейрона, но не касается его. Это расстояние называется синапсом; через него сигналы передаются особыми химическими веществами, называемыми медиаторами.

Каждый нейрон окружен тонкой полупроницаемой оболочкой — нейронной мембраной,она важна для передачи сигналов. Сигналы всегда возникают в результате возбуждения одного или более дендритов и идут сначала в тело клетки. Оттуда они уходят по аксону. Для увеличения скорости передачи сигнала многие аксоны имеют специальную миелиновую оболочку. Когда сигнал достигает выпуклостей на конце аксона, он может при определенных условиях перескочить через синапс к дендриту соседнего нейрона и таким образом продолжить свое движение.

Строение головного мозга.

1​ Основные уровни головного мозга

Головной мозг - высший орган НС - как анатомо-функциональное образование может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции: I. кора ГМ - высшее управ чувствит-ми и двигат-ми ф-ми, преимущественное управ слож когнит проц. II. базальные ядра полушарий БМ - непроизвол движения и регуляция мышечного тонуса. III. гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро – эмоц р-ии и сост-я, эндокринная регуляция. IV. ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга - вегетат проц.

Стадии сна

I короткая (10-15 мин) стадия дремоты характеризуется уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных тета- и дельта-волн. II стадия занимает почти половину времени сна. На этой стадии регист­рируются вспышки веретенообразных колебаний разной частоты. На III стадии к ним добавляются высоко-амплитудные дельта-волны, которые становятся доминирующей формой активности на IV стадии. III и IV стадии объединяются общим названием дельта-сон и представляют собой наи­более глубокие стадии сна. V стадия сна (парадоксальный сон) характе­ризуется ЭЭГ, близкой к ЭЭГ-картине бодрствования с наличием групп альфа-ритма. Парадоксальный сон занимает примерно 23 % всей продолжительности сна. Все пять стадий сна неоднократно повторяются в течение ночи.

Все фазы сна, за исключением парадоксального, сопровождаются снижением метаболизма, общим расслаблением, что указывает на осуществле­ние восстановительных процессов. Даже глубокий сон характеризуется сновидениями, напоминающими мысли и рассуждения, что рассматривается как наличие определенных психических процессов. Существует гипотеза об особой функциональной активности во время глубокого сна - переходе следов из кратковременной в долговременную память. Парадоксальный сон, в отличие от медленно-волнового, характеризуется резким усилением вегетативных реакций, наличием быстрых движений глаз и ярких, эмоционально окрашенных сновидений. Физиологическая значимость парадоксального сна состоит в том, что происходит своеобразная «разрядка», освобождение коры больших полушарий от информационной нагрузки, эмоционального напряжения и создаются оптимальные условия для предстоящей деятельности.

При нарушениях сна или его длительном отсутствии снижается скорость реакций, нарушается внимание, наступает быстрая утомляемость при умственной работе, нарастает раздражительность.

Виды и формы внимания

Вним-е нельзя рассм-ть как самостоят. психич. проц., т.к. оно не имеет своего содерж-я, продукта; оно хар-зует динамику любого психич. проц.; это тот фактор, кот. обеспеч. избират-сть протек-я любой психич. деят-сти – как простой, так и сложной.

Формы

а) сенсорное вн-е (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двиг-ное вн-е (в моторн. проц-х, в их осознании и регуляции); в) эмоц. вн-е (от эмоц-но-значимых стимулов; тесная связь с пам., с проц. запечат-я инф. (проц-ми импритинга)); г) инт-туальное вн-е (проявл-ся в инт. де-ности (вн-е к предмету обдум-я, к инт. операциям, с пом. кот. реализ-ся сам проц. мышл-я).

Сущ-ют 2 самост. ур-ня вн-я: непроизвольный и произвольный. Л. С. Выготский обознач. их как первич. и вторич. вн-е, считая, что первич., непроизв. вн-е – то, с кот. ребенок рождается; вторич., произв. вн-е форм-ся по мере становл-я всех др. психич. ф-ций и явл-ся прежде всего соц-но опосред-ным типом вн-я.

Нарушения памяти .

В задачи НП входит исслед-е разных форм патологии речи, возн-щих при локальных пораж-ях мозга. Отеч. НП рассм-ет эти наруш-я с общ. теоретич-х позиций, разраб-х А.Р.Лурия. Речь – очень сложн. психич. деят-сть, подразд-ся на различ. виды и формы. Речь — специфич-ки человеч-я психич. ф-ция, кот. можно опред-ть как проц. общ-я поср-вом языка. Как сложн. функц. с-ма, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В реч. функц. с-ме приним. участие все анализ-ры: слух., зрит., кожно-кинест., двиг. и др.; кажд. из них вносит свой вклад в аффер. и эффер. основы речи. Поэтому мозг. организ-я речи очень сложна, а наруш-я речи — многообразны и различны по хар-ру в завис. от того, какое из звеньев реч. с-мы пострадало в рез-те мозг. Пораж-я. Лок. пораж. мозга не выз-ют общ., диффуз. наруш-я реч. деят-сти, а лишь к дифференц-ным формам реч. наруш-й. Они очень неоднородны.

При пораж. лобных отд. мозга или перед. отд. реч. зоны – наруш. в проц. порожд-я реч. сообщ-я и воплощ-я исход. замысла в разверн. высказ-е: наруш. внутр. речи либо синтагматич. стр-я разверн. реч. высказ-я в целом. При пораж. гностич. отд. коры - страдает проц.овлад-я фонематич., лексич., семантич. или логико- грамм. кодами языка: наруш. реч. высказ-я. Лок. пораж. задних отд. мозга - распад овлад-я фонематич. стр-ем речи, либо наруш. ее лексич. состава, либо трудн. поним-я сложн. логико-грамм. стр-р, в основе кот. лежит проц. превращ-я послед-но предъяв-мой инф. в симультанные схемы. При пораж. передних отд. мозга - страдает поним-е предикативной, синтагматически постр-ной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка: его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем.

Это говорит о том, что отд-е с-мы коры ГМ лев. полуш., особенно реч. зон, участвуют в обеспеч. сложн. проц. реч. деят-сти на разл. ролях.

Амнезии– значит. сниж-е или отсут-е пам. Могут набл-ся не только при локал. пораж. ГМ, но и как общемозг. симп-мы, сопровожд. практич. все наруш-я при пораж-ях мозга. Виды:Фиксационные – недостат. фиксация впечат-я в КП или ДП (корсак. синдром – больной способен к воспр-ю прош. опыта, но не сегодн. событий из-за интерференции, вызв-й наруш. лимбич. стр-р, кортикально-таламич. обл.)Ретроградная – по отнош-ю к событиям опред. периода, предш-го др. событию.Антероградная – на события после шока, травмы, психолог. изм-я.Прогрессирующая – последоват-но наруш-ся пам. на события от соврем. к прошед. и от диффузн. к четким.

Лурия подразд. амнезии на:1) модально-неспециф. наруш. пам. – плохое запечат-е (воспроизв-е) любой по модал-сти инф. Возник. при пораж. разл. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга. - уровень продолговатого мозга - диэнцефальный уровень - уровень лимбической системы - уровень медиальных и базальных отделов лобных долей мозга. 2) модально-специф. наруш. пам. связаны лишь со стимулами опред. мод-сти и распростр-ся только на раздр-ли, адресующиеся к какому-то одному анализ-ру: - наруш-я слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; - наруш-я зрительно-речевой памяти при оптико-мнестической афазии; - наруш-я слуховой памяти при пораж-ях прав. полуш-я; - наруш-я зрительной памяти при пораж-ях прав. полуш-я

Корсаковской синдром развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром. Помимо алкоголизма, причинами данного синдрома могут быть недостаточность тиамина другой этиологии (голодание, синдром мальабсорбции, неадекватное парентеральное питание), а также поражение структур гиппокампового круга в результате опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острая гипоксическая энцефалопатия и др.

Нами рассмотрены такие нарушения памяти, как:-Корсаковский синдром,-Нарушения памяти при деменциях, -Сенильные нарушения памяти, -Дисметаболические энцефалопатии, -Психогенные нарушения памяти, -Преходящие нарушения памяти.

Афазии

Афазии –наруш-я уже сформир-ся речи, возн-щие при локальных пораж-ях коры (и «ближайшей подкорки» - А. Р. Лурия) лев. полушария (у правшей) и предст-щие собой с-мные растр-ва различ. форм реч. деят-сти. Афазии проявл-ся в виде наруш-й фонематич., морфологич. и синтакс. стр-ры собст.речи и поним-я обращенной речи при сохр-сти движ-й реч. аппарата, обеспеч-х членоразд. произн-е, и элемент-х форм слуха. Зоны коры лев. полуш-я (у правшей), пораж-е кот. приводит к той или иной форме афазии, назыв. «реч. зонами». К ним отн. сред. отделы конвекситальной поверх-ти коры лев. полуш-я мозга у правшей.

В соотв. с класс-цией Лурия, сущ-ет 7 форм афазий, кажд. из них связ. с наруш. одного из факторов, на кот. осн-на реч. с-ма, и наблюд-ся при опред. локализации патолог. пр-са. Все афазии можно разд. на 2 класса: реч. наруш-я, связ-е с выпад-ем (наруш-ем) афферент. звеньев реч. функц. с-мы, и афазии, возн-щие вследст. пораж-я ее эффер-х звеньев.

При выпадении афер. звеньев реч. функц. с-мы возн-ют след. формы афазий (у правшей):

сенсорная(связ. с пораж-ем задней трети височ. извилины лев. полуш-я: наруш-е фонематич. слуха, т. е. спос-сти различать звук. состав слов; при пораж-ии 41-го первич. и 42-го и 22-го вторич. полей слух. анализ-ра «зоны Вернике», наруш-ся вся реч. с-ма),

акустико-мнестич.(при пораж. сред. отделов коры лев. височ. обл. вне ядерной зоны слух. анализ-ра.; больной прав.

восприн-ет звуки родн. языка, поним. обращ-ю к нему уст. Речь, но не способ. запомн. даже сравн.небольш. реч. мат-л вследст. грубого наруш-я слухореч. Памяти – 3 элемента вместо 7±2; сниж. скорость перераб. словесной инф.; усиление проц. ретроактив. и проакт. тормож-я следов),

оптико-мнестич. (при пораж. задненижних отделов височ. обл. (у правшей); др. название оптическая амнезия; несп-сть прав. наз-ть предм., слабость зрит. предст-й (образов слов).; пытаются дать предм-м словесн. описание без назыв-я; также набл-ся при пораж. нижн. отделов коры затыл. (или зат.-темен.) обл-тей лев. полуш. возн. первич. оптич. алексия (наруш. чтения) в виде неузн-я отд-х букв (оптич. литеральн. алексия), либо целых слов (оптич. верб. алексия).; при пораж. заты.-темен. отделов прав. полуш. (у правшей) нередко возн. одностор. оптич. алексия, игнорир-е лев. стороны текста, больной не замечает своего дефекта),

афферент. моторная или кинестет.афазия (выпад-е (ослабл.) кинест. афферент. звена реч. с-мы, при пораж. нижн. отделов темен. обл. мозга (у правшей), наруш-ся кинестет. Реч. афферентация (реч. кинестезии), т. е. возм-ть появл-я четких ощ-ний, поступ-х от артикуляц. аппарата в кору больш. полуш. во время реч. акта),

семантичекая(при поражении обл. коры, наход-ся на границе вис-х, тем-х и затыл-х отделов мозга: страдают симультанный анализ и синтез, или возм-ть оценки простр-х и «квазипростр-х» отнош-й; больные не поним. многих грамм. констр-й, в кот. отраж-ся эти отнош-я; обычно сочет-ся с нар-ми счет. операций -акалькулией).

При выпадении эфер. звеньев реч. функц. с-мы возн-ют след. формы афазий (у правшей):

моторн.эффер. афазия (при пораж. нижн.отделов коры премоторной обл. (зоны Брока), не могут произн-ти почти ни одного слова, нечленоразд. Звуки, но в опред. степ. поним.обращ-ю к ним речь; страдает собст. двигат. орг-ция реч. акта (наруш. «кинетич. мелодии» реч. акта).

динамич. афазия (пораж. обл-й, распол-х вблизи от зоны Брока, примык-е к зоне Брока спереди и сверху; речевая адинамия - речь очень бедна, ответы односл., часто повтор. отд. слова вопроса при сохр-ти реч. моторики, поним. уст. речи).

24.Эмоционально-личностная сфера и сознание.

Сознание - способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к действительности. Сознание - состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать сбе отчет в своих поступках и чувствах.

Сознательность - умение, способность правильно разобраться в окружающей действительности.

Обозначает человеческую способность идеально воспроизводить действительность и мышление. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной (как отражение общественного бытия).

эмоционально-личностная сфера, в которой сущ-ную роль играют врожденные (мало осознаваемые или неосознав.) и непроизвольные психические процессы и состояния;

♦ к сост-ям сознания — сложным интегративным сочетаниям «образа мира» и «образа самого себя».

Этим психич.явл-ям в меньшей степени присущи хар-ки, свойств-е ВПФ: прижизненное форм-е, опосредованность, осознанность, произвольность. Они в НП иссл-ны мало и теоретически, и экспер-но, что связано как со сложностью этого типа психич. явлений, так и с трудностями адекватных метод. подходов к их изучению.

1. Выготский и Лурия - эмоционально-личностные психические явл-я, как и познав. процессы, имеют системную орг-цию и формир-ся под влиянием культурно-исторических ф-ров.

♦ принципы историзма, системности, социальной природы психики с одной стороны;

♦ принципы особой биологической (органической, мозговой) реализ-ции эмоциональных явлений. Он разделял предст-я о сущ-нии низших («натуральных») и высших (приобретенных) эмоций, считая, что первые связаны с относительно элемент-ми, а 2е — с социально обусловленными потр-ми.

2. Проблема сознания — как проблема — была центральной для Выготского. Само сознание трактовалось как сложное системное и смысловое образование, в форм-нии которого центр. роль играет речь, слово. Он считал, что речь, слово (т. е. использование языка в процессе общения) является коррелятом сознания, а не мышл-я. Выготский различал значение как объективно сложившуюся устойч.систему обобщений, стоящую за словом, и смысл как индивидуальный, субъективный аспект значения.

В процессе онтогенеза структура слова, его значение и смысл изменяются, вместе с этим изменяется и смысловое и системное строение сознания. В своих р-тах Выготский трактовал развитие и изменение сознания у ребенка как процесс развития и изменения межфункциональных связей и отношений (например, между восприятием и памятью). Он считал, что в основе культурно-исторической теории развития ВПФ лежит учение о системном и смысловом строении сознания человека», исходящее из признания первостепенного значения следующих явлений:

♦ изменчивости межфункциональных связей и отношений;

♦ образования сложных динамических систем, интегрирующих целый ряд элементарных функций;

♦ обобщающего отражения действительности в сознании.

Строение сознания тесно связано со словом — единицей языка, — считал Лурия. Слово, обладающее значением, оспечивает переход от чувственного познания к рациональному.

В нейропсихологических работах понятие «сознание» использовалось им в двух смыслах:1) как некий фон (общая система значений и смыслов), на котором протекают различные психические процессы (т. е. как «состояния сознания»); 2) как определенная особенность, свойство высших психических процессов или психической деятельности («сознательные психические процессы», «сознательная психическая деятельность»).

В целом, можно констатировать, что изучение этих механизмов в современной отечественной и мировой нейропсихологии только начинается. Оно требует нового осмысления самих объектов исследования («эмоции», «личность», «сознание») и принципиально новых современных технологий. Это, безусловно, самые сложные области всех наук о мозге, включая и нейропсихологию.

Эмоциональные и личностные.

Патологию эмоционально-личностной сферы Лурия описывал в качестве компонентов различных нейропсихологических синдромов, прежде всего синдромов поражения лобных долей мозга. Он отмечал, что при разных вариантах «лобного» синдрома возникает целый ряд симптомов нарушений эмоц.-личностной сферы в виде неадекватности эмоц-х реакций, некритичности, отсутствия устойчивых переживаний, изм-я отн-я к близким, к окруж-щим, снижения уровня интересов, растормаж-я элемент. влечений…

Лурия считал, что при локальных поражениях мозга между нарушениями эмоц.-личностной сферы и когнитивных процессов возможна диссоциация двух типов:

а) при явных эмоц.-личностных расстр-вах частные когн-е ф-ции (воспр-е, память, мышл., речь) остаются отн-но сохранными; б) наруш-я разл. когн. процессов протекают на фоне отн. сохранности эмоц.-личностной сферы.

1 тип диссоциации набл. при поражении передних отделов больших полушарий, 2й — при поражении задних отделов. Т.о. Лурия выделял передне-задние различия НПких синдромов по отн-ю к эмоц.-личностной сфере.

Т. А. Доброхотова, Брагина выделяют 3 структуры мозга поражение которых связано с эмоциональными нарушениями. Это поражения гипофизарно-гипоталамической, височных и лобных областей мозга. При гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения характерны постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики в целом. При поражении височной области (особенно правого полушария) характерны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств. При поражении лобных долей мозга происходит обеднение эмоций, появление «эмоциональных параличей» или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного. К перечисленным локализациям поражений мозга, вызывающим эмоциональные изменения, добавляют также и медиобазальные образования.

Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Задачами теоретической психофизиологии является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии. (2) Задачами прикладной психофизиологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его систем в норме и при патологии.

Отрасли психофизиологии

· Психофизиология когнитивных процессов

· Психофизиология аффективных процессов

· Психофизиология движений

· Психофизиология ощущений

· Психофизиология восприятия

· Психофизиология функциональных состояний

· Социальная психофизиология

· Дифференциальная психофизиология

· Возрастная психофизиология

· Векторная психофизиология

· Прикладная психофизиология

и др.

Психофизиология тесно связана с физиологической психологией. Это наука, которая изучает те же процессы и феномены, что и психофизиология, но на животных. Это различие было существенно до последних десятилетий 20 столетия. Однако, когда в 90-х годах прошлого века активно в научную практику стали внедряться неинвазивные методы (например, томография), различия между этими науками перестали существовать. Если ранее на животных можно было выполнить эксперименты, которые нельзя было осуществить на человеке, то томограф позволил визуализировать процессы, происходящие в мозге человека, не повреждая его.

Нейропсихология сформировалась на стыке нейрохирургии, психологии и физиологии. Она базировалась на подходе, предложенном А.Р. Лурией. Он состоял в анализе психологических реакций у больных, имеющих локальные повреждения мозга.

В настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.

Наши рекомендации