Тема 1.1. Положение психофизиологии в системе наук. Предмет и методы психофизиологии

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 030300 «Психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Код дисциплины по учебному плану Б.3.БЧ.16.

Трудоемкость учебной дисциплины 2 зачетных единицы (кредита)

Санкт-Петербург

2011 г.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры психофизиологии и высшей нервной деятельности

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 20___ г.

Заведующий кафедрой        
д.б.н., профессор   Батуев А.С.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Разработчики:

к.б.н.,   Полякова О.Н.    
д.б.н. профессор   Лебедев А.А.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент:

         

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Содержание

Аннотация Методические указания для студентов .. Модуль 1. Основы психофизиологии.. Глава 1.1 Положение психофизиологии в системе наук. Предмет и методы психофизиологии... … Глава 1.2. Физиологическое и психическое в природе человека ………… Глава 1.3. Психофизиология эмоций и памяти 1.4. Список литературы….. 1.5. Блок самопроверки Модуль 2. Когнитивная психофизиология...... Глава 2.1 Психофизиология информационных процессов в центральной нервной системе. Психофизиология сенсорных процессов... … Глава 2.2. Психофизиология функциональных состояний Глава 2.3. Психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология Глава 2.4. Прикладная психофизиология. Дифференциальная психофизиология 2.5 Список литературы Блок самопроверки Глоссарий……….                    

1. Аннотация

Психофизиология является интегративной наукой о взаимодействии мозга и психики, вбирающая в себя знания как из области физиологии, так и из психологии. Психофизиология позволяет показать человека во всей совокупной целостности его биологических, психических и социальных проявлений.

Учебное пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «психология», которые уже получили знания по анатомии ЦНС и нейрофизиологии, и изучили основные понятия курса «общей психологии».

В учебном пособии дается целостное представление о подчиненности деятельности организма человека и его систем работе головного мозга и, с другой стороны, показывается зависимость психической деятельности, понимаемой как синтез сознательного и подсознания, от функционального состояния головного мозга и физиологических систем организма. В пособии даны представления о физиологических предпосылках формирования индивидуальной психической деятельности человека, показана роль социальной среды в воспитании основных черт характера, формировании Я личности. В курсе «Психофизиология» освещаются закономерности биосоциальных законов поведения человека в обществе, вырабатывается понимание необходимости осознания определенных правил и норм морально-нравственного поведения человека в семье и коллективе.

Целью курса «Психофизиология» является формирование у студентов представлений о биосоциальной природе человека при рассмотрении всех сфер его жизнедеятельности.

2. Методические указания для студентов

1. Студент должен изучить материал курса по модулям, изложенный в учебном пособии «Психофизиология»

2. После каждого модуля учебное пособие содержит блок самопроверки и литературу, которые следует внимательно проработать

3. Изучив материал модулей, студент должен выполнить тестовые задания.

Модуль 1. Основы психофизиологии

Тема 1.1. Положение психофизиологии в системе наук. Предмет и методы психофизиологии.

Психофизиология, философия, психология, физиология. Определение психофизиологии. Предмет психофизиологии – взаимоотношение и взаимодействие природно-обусловленных и социальных факторов и процессе исторического и индивидуального развития человека. Основные методы психофизиологии. Организация психофизиологического эксперимента.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей выделяет три. Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой "модели" человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг., стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

Тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя — на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения

Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Основные методы психофизиологии.

Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга. Последнее у человека возможно лишь в клинических условиях. В целом, ЭЭГ- это интегративный показатель, отражающих активность как нейронов коры, так и низлежащих структур мозга.

Магнитоэнцефалография — регистрация параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга. Запись этих параметров осуществляется с помощью сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков и специальной камеры, изолирующей магнитные поля мозга от более сильных внешних полей.

Вызванные потенциалы (ВП) — биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человека ВП обычно включены в ЭЭГ, но на фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы (амплитуда одиночных ответов в несколько раз меньше амплитуды фоновой ЭЭГ

Компьютерная томография (КТ) — новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники, отличаясь принципиальной новизной технических решений и математического обеспечения.

Ядерно-магнитно-резонансная томография мозга. При ЯМР-томографии получение изображения основано на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, расположенных вокруг тела человека. Полученные посредством ЯМР-томографии изображения дают информацию об изучаемых структурах головного мозга не только анатомического, но и физикохимического характера..

Окулография- исследование движений глаз проводят для изучения процессов восприятия, внимания.

Электоромиография- регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих при усилении мышечной активности. Используется для изучений движений, состояний и др.

Электрическая активность кожи отражает эмоциональное и функциональное состояние человека. Зависит от реакций вегетативной нервной системы. Исследуют сопротивление кожи или кожно- гальваническую реакцию (КГР).

Показатели работы сердечно- сосудистой системы (частоту сердечных сокращений, артериальное давление, минутный объем сердца, региональный кровоток, электрокадиограмму(ЭКГ)) исследуют как показатели состояния человека.

Пневмография- показатели интенсивности (амплитуды и частоты) дыхания регистрируют также как показатель состояния, но чаще – для контроля артефактов при прочих психофизиологических исследованиях .

Детектор лжи (полиграф) – прибор для комплексной оценки состояния человека, динамики эмоционального напряжения. Включает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, КГР и др. показателей.

Методы воздействия на мозг.

Для психофизиолога использование различных приемов стимуляции — прямая возможность моделирования поведения и психической деятельности в лабораторных условиях. Сенсорная стимуляция. Самый простой способ воздействия на мозг — это использование естественных или близких к ним стимулов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и пр.). Манипулируя физическими параметрами стимула и его содержательными характеристиками, исследователь может моделировать разные стороны психической деятельности и поведения человека. В сфере зрительного восприятия — от элементарных зрительных стимулов (вспышки, шахматные поля, решетки) до зрительно предъявляемых слов и предложений, с тонко дифференцируемой семантикой; в сфере слухового восприятия — от неречевых стимулов (тонов, щелчков) до фонем, слов и предложений. При изучении тактильной чувствительности применяется стимуляция: механическая и электрическими стимулами, не достигающими порога болевой чувствительности, при этом раздражение может наноситься на разные участки тела. Реакции ЦНС на такое воздействие изучены хорошо и путем регистрации активности нейронов, и методом вызванных потенциалов. Помимо сказанного, в психофизиологии широко используются приемы ритмической стимуляции светом или звуком, вызывающие эффекты навязывания — воспроизведения в спектре ЭЭГ частот, соответствующих частоте действующего стимула (или кратных этой частоте).

Психофизиологические модели. В науке под моделью понимается упрощенное знание, несущее определенную, ограниченную информацию об объекте/явлении, отражающее те или иные его свойства. С помощью моделей можно имитировать функционирование и прогнозировать свойства изучаемых объектов, процессов или явлений. В психологии моделирование имеет два аспекта: моделирование психики и моделирование ситуаций. Под первым подразумевается знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности, под вторым организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды, в которой осуществляется эта деятельность

Наши рекомендации