Общение. Психологические механизмы (идентификация, рефлексия, стериотипизация) и эффекты восприятия человека человеком («эффект ореола», «эффект новизны»).

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общениекак социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения– это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общениябывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

— эмоциональная оценка другого,

— попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения,

— построение стратегии своего собственного поведения.

Нужно в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация: уподобление себя другому (поставить себя на его место). Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри.

Анализ процесса познания людьми друг друга:

1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

В условиях дефицита информации участники начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие – то более общие характеристики – каузальная атрибуция. Причины атрибуции: устойчивые и неустойчивые (ситуативные).

эффект стереотипизации; У. Липпман,1922 г – терм. «социальный стереотип» - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты»).

Стереотипизация может привести или просто к сокращению процесса познания или же к возникновению предубеждения.

Стеретипы возникают под влиянием институтов социализации (сми, кино и т.д.).

Функции стереотипа:

1) упрощение восприятия мира,

2) упрощение адаптации к миру,

3) обеспечение устойчивости картины мира.

Наши рекомендации