Психологические механизмы и феномены восприятия и понимания человека человеком.

Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация— это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.

Рефлексия— это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств.

Стереотипизация— это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Характеристика манипулирования как вида общения. Противостояние манипулированию.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

1. Эмоциональный контроль. Совладать с натянутыми нервами и повышенными тонами очень трудно, но с манипулятором нужно постараться сохранять железное спокойствие.

2. Конкретика. Иногда любые обвинения – это лишь попытка запугать и подчинить. Если получилось эмоционально выдержать первый натиск, тогда в ответ нужно требовать доказательств. Если вас обвиняют, заставьте привести весомые аргументы

3. Самонаблюдение. Пытайтесь посмотреть на себя со стороны. Со временем вы научитесь замечать попытки воздействия в свой адрес.

4. Рациональное мышление. Не поддавайтесь на сладкие комплименты или голословные обвинения.

5. Нейтрализация. Если вами манипулирует кто-то из близких или коллег, тогда лучший способ избавиться от назойливости – отвлечь внимание и занять общественно полезным делом

6. Доверие и проверка. Конечно, нельзя расслабляться, возможно, конкурент захочет зайти с тыла. Поэтому постарайтесь сохранять объективность и никому не давайте пощады.

7. Манипулировать. Превентивный удар всегда является более эффективным. Поэтому постарайтесь мыслить на 3 шага вперед ваших потенциальных врагов.

8. Прямой вопрос. Если манипулятор найден, задайте ему компрометирующий вопрос «в лоб». Иногда из жажды тщеславия человек решается объясниться и выкладывает все как на духу.

9. Прекратить общение. Если ситуация не в вашу пользу, желательно закончить разговор и «спастись бегством». Перенести выяснение отношений на следующий раз, когда ситуация будет в вашу пользу.

Понятие конфликта, его структура, динамика. Стратегии поведения в конфликте.

Конфликт– это такое отношение м-у субъектами соц. взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Структура конфликта

1. Стороны (участника) конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

2. Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт.

3. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

4. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия.

Наши рекомендации