Тема 9. Специфика деятельности преподавателя психологии
Деятельность преподавателя психологии как ориентир в построении профессионального психологического образования.
Структура деятельности преподавателя психологии и ее содержание. Компетентность специалиста. Знания и опыт в структуре профессиональной деятельности. Критерии эффективности деятельности преподавателя психологии*.
Роль и функции преподавателя психологии в учебном процессе. Преподаватель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Преподаватель как исследователь (исследовательская функция). Преподаватель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). Преподаватель как эксперт (экспертная функция)*.
Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. Педагогическая культура и мастерство преподавателя. Деятельность преподавателя по конструированию педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Технология осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности преподавателя психологии. Профессиональная Я-концепция педагога. Стиль педагогической деятельности*. Самооценка педагогом себя как субъекта деятельности.
5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы.
Основными видами самостоятельной работы являются: изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, подготовка и анализ материалов по темам пропущенных занятий, подготовка к практическим занятиям, написание реферата, самостоятельное изучение отдельных вопросов программы курса.
Студенту необходимо обязательно использовать не только основную литературу, но и дополнительную рекомендованную литературу, рекомендованные сайты Интернет-ресурсов, а также ресурсы электронной библиотеки http://ibooks.ru.
6. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В рамках освоения дисциплины «Методика преподавания психологии» предполагается освоение студентом двух компетенций:
- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;
- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Основы формирования компетенции ПК-10 осуществляется в ходе изучения тем №1-7, а компетенции ПК – 12 в ходе тем № 8,9.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ПК-10
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий | пороговый | – знает о соотношении научной психологии и психологии как учебного предмета; – знает основные принципы построения содержания учебного предмета по психологии; – знает основные теории обучения, методы преподавания психологии, формы реализации учебных занятий; - знает технологию построению учебных занятий по психологии. | |
продвинутый | – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания процесса преподавания психологии; – способен анализировать сложность процесса преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. - способен определять цели и задачи преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; – способен применять основные принципов реализации учебного процесса по психологии; – способен опереться на определенную теорию обучения, выбрать адекватные методы преподавания психологии и формы реализации учебных занятий; - способен построить план учебного занятия по психологии, реализовать его и оценить его эффективность | ||
высокий | – владеть навыками преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины и использованием активных и интерактивных технологий; – владеть современными технологиями и методами преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. |
ПК-12
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | пороговый | – способен анализировать знания из различных отраслей психологии с целью выбора содержания для просвещения; – способен проводить междисциплинарные аналогии, устанавливать междисциплинарные связи для построения содержания для выступлений. | |
продвинутый | – способен определять цели и задачи просветительской деятельности населения; – способен применять основные принципов реализации просветительской деятельности среди населения; – способен выбрать адекватные методы просветительской деятельности населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; - способен построить план выступления для просветительской деятельности. | ||
высокий | – владеть навыками просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества; – владеть современными технологиями и методами просветительской деятельности |