Тема 16. Специфика преподавания психологии в средних учебных заведениях

Статус дисциплины «Психология» в средних учебных заведениях. Сквозные учебные программы для школьников, особенности организации учебного материала. Цели и задачи преподавания психологии школьникам. Формы проведения занятий со школьниками. Особенности методики преподавания психологии учащимся разных возрастов. Специфика отслеживания результатов педагогической деятельности преподавателя психологии в школе.

Тема 17. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебном взаимодействии со студентами

Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами, с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авторитаризм). Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, интонации, паузы); организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима, вокальная выразительность).

Планы практических (семинарских) занятий

Семинары

1. Методика планирования и проведения урока психологии в традиционной форме.

2 Методика игровых форм уроков психологии в младших с средних классах.

3. Применение игровых форм уроков в старших классах.

4. Обучение работе с литературными источниками психологических знаний. Составление опорного конспекта.

5. Способы создания мотивации учебной деятельности.

6. Методика групповой работы.

7. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках психологии.

8. Методика подготовки и организации лабораторного занятия.

9. Разработка проекта семинарского занятия.

10. Методические приемы и средства обучения, используемые при чтении лекции.

11. Методические приемы организации проектной деятельности.

12. Методы контроля знаний и их применение в учебном процессе.

13. Методика проведения занятия с применением технологии критического мышления.

14. Составление программы учебного курса психологии.

15. Использование элементов театрализации на занятиях по психологии.

16. Планирование самостоятельной работы студентов.

17. Проектирование учебных задач разного уровня сложности.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студента предполагает изучение основной и дополнительной литературы, подготовку к семинарам, разработку проектов занятий, проведение занятий по разработанным сценариям.

РАЗДЕЛ 3. Система оценки качества
освоения студентами дисциплины

3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:

– текущий контроль успеваемости;

– промежуточную аттестацию;

3.1.1. Текущий контроль.

В течение семестра студенты готовятся к практическим занятиям по предложенным темам, разрабатывают сценарии, проводят по ним занятия и принимают участие в их обсуждении. Результаты практических работ являются основанием для допуска к курсовому зачёту. Выполнение всех практических работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объёме все работы, не допускаются к зачёту как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

3.1.2. Промежуточный контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт. Отметка о зачёте является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачётной книжки). В рамках данной дисциплины проводятся практические занятия, целью которых является обучение студентов составлению сценариев занятий по психологии с использованием различных технологий, форм, приёмов и методов обучения студентов и школьников.

3.2. Список вопросов для подготовки к зачету.

Теоретическая часть

1. Специфика задач высшего образования в современных условиях.

2. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин.

3. Характеристика предмета и цели курса «Методика преподавания психологии».

4. Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов.

5. Цели обучения психологии в области развития личности студентов.

6. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом.

7. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой дисциплине.

8. Характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов.

9. Содержание курса психологии в вузе.

10. Реализация дидактических принципов научности, доступности, систематичности, последовательности и полноты в преподавании психологии.

11. Характеристика учебного процесса с точки зрения теории усвоения.

12. Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбора последовательности методов.

13. Планирование и организация занятий по целому курсу.

14. Особенности организации лекций.

15. Особенности организации семинаров.

16. Организация практических занятий.

17. Формы самостоятельной работы студентов.

18. Организация экзаменов и зачётов.

19. Формирование лекционного мастерства.

20. Анализ типового лекционного занятия.

21. Способы реализации внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий участников обучения.

22. Типы учебных задач.

23. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств.

24. Задания по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.

25. Формирование обобщённых способов учебной деятельности.

26. Саморегуляция учебной деятельности студентом.

27. Организация контроля в процессе обучения психологии.

28. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности.

29. Выбор и реализация методов и средств контроля.

30. Приёмы формирования действий взаимо- и самоконтроля.

31. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами.

32. Способы и средства коммуникации в процессе обучения.

33. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии.

34. Подготовка к организации процесса усвоения знаний.

35. Педагогические технологии.

36. Средства обучения.

37. Способы создания мотивации учебной деятельности.

38. Организация групповой работы.

39. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения.

40. Методы работы с текстом.

41. Использование тестов в процессе обучения.

42. Требования к тестам. Виды тестов.

43. Создание контролирующих материалов.

44. Стили педагогического общения в процессе обучения.

45. Анализ результатов педагогической деятельности.

46. Система форм совместной деятельности педагогов и студентов.

47. Диагностика готовности к обучению.

48. Диагностика уровня развития познавательной деятельности.

49. Анализ конфликтных ситуаций в процессе обучения и способов их предупреждения и преодоления.

50. Анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений в процессе обучения.

Практическая часть

Наши рекомендации