Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы провели:
1. Беседу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели: Выявить игровые интересы детей в детском саду и дома, любимые сюжеты и роли детей, любимые игрушки детей.
2. Наблюдения за самостоятельной и организационной игровой деятельностью.
Цель: Выяснить: каким видам игр и сюжетам дети отдают предпочтение, какой игровой материал используют. Обратить внимание на разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов, на игровые умения и игровые интересы детей.
3.Беседа с родителями
Цель: обратить внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; выяснить поддерживают ли игровые интересы детей родители, характер игрового взаимодействия с домашними игрушками.
4.Диагностика на определение игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выяснить умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевые взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменений традиционного хода игры, способность применять измененный сюжет, предпочтение игровых ситуаций.
Вопросы для беседы с ребенком
1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.
2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
4.У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).
5.Ты сам придумаешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?
При анализе ответов детей обращали внимание
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые сюжеты и роли;
- на любимые игрушки.
Прежде, чем начать изучать игровые интересы детей, установили с ребенком эмоциональный контакт, вызывали желание общаться.
Для этой цели использовали игровые приемы.
1.В группу внесли плачущего Пятачка. Ребенок, естественно, интересуется, что случилось. И тогда поросенок рассказывает печальную историю о том, что злая ведьма превратила его любимого друга Вини-Пуха, который шел к нему в гости с конфетами, в камень, так как он съел все ее запасы меда, сгущенного молока и варенья. А расколдовать его можно только в том случае, если очень добрый, хороший и послушный ребенок ответит на вопросы. Конечно, ребенок говорит, что он таким и является и сможет помочь расколдовать Вини. Пятачок задает вопросы, ребенок на них с удовольствием отвечает. Как только дошкольник заканчивает, появляется счастливый Вини-Пух с конфетами, благодарит ребенка и угощает его сладостями.
2. Подходим к ребенку в удобный момент с игрушкой в руках и рассказываем историю: когда мне было столько же лет, сколько и тебе, я очень любили играть, и моей любимой игрушкой был этот медвежонок (может быть использована любимая игрушка). Он необычный медвежонок, его подарила мне бабушка, а ей прабабушка и ему уже целых 100 лет. Он умеет разговаривать и может рассказать тебе много интересных историй. Хочешь с ним познакомиться? - Да. Привет! Как тебя зовут, мишка?
- Здравствуй! Меня зовут Тедди. А тебя? (за медведя отвечает воспитатель, двигая игрушкой, как будто она живая).
Потом медвежонок задает предусмотренные вопросы, а ребенок отвечает на них. В процессе беседы Тедди тоже рассказывает о своих любимых игрушках и играх, но только после того, как ребенок расскажет о своих.
Эту игровую ситуацию мы использовали в качестве начала диагностической беседы, чтобы настроить ребенка на диалог, добиваясь эмоционального контакта с ним.
Аспекты наблюдения:
- Игровые интересы (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);
- Разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов;
Имя ребенка | Виды игр (сюжетные игры - которым отдаёт предпочтение ребёнок). | Игровой материал (игрушки, игровые атрибуты) | Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов | Зависимость применения игровых умений от игровых интересов |
Мери | Игры с правилами (дидактические игры и подвижные игры , творческие игры ( театрализованные игры) | Скакалки, обручи, костюмы. | Разнообразные игры, играет регулярно, сюжет имеет смысл. | Игровые умения не совпадают с интересами. |
Женя | Творческим (режиссерским),п/и малой подвижности | Мелкие игрушки, роботы – трансформеры,мячи, динозавры. | Игры однообразные, играет редко. | Игровые умения совпадают с интересами |
Илья | Творческие (строительные, режиссерские), п/и малой подв., д/и. | Строительный материал, мелкие игрушки, кольцеброс, мячи, машины. | Регулярно играет, игры однообразные, сюжет динамичный | Игровые умения совпадают интересами |
-Игровой материал, используемый ребенком( игрушки, игровые атрибуты);
Зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
- Характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.
Таблица 1
Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью старших дошкольников
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? Каким образом Вы это делаете? Как выбираются Вами игры для ребенка?
2. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет, или он сам его предлагает? Откуда на ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?
3.Знаете ли Вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
4.Вы самостоятельно выбираете игрушки для ребенка, или учитываете его пожелания?
5.Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?
6.Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся Вам?
При обработке результатов особо обращали внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; дети играют в одни и те же игры дома, и в детском саду или нет; поддерживают ли игровые интересы детей родители; характер игрового взаимодействия с домашними игрушками.
Нами была проведена диагностика игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики была использована методика Н.Ф. Комаровой.
В ходе наблюдения отмечаются наличие сюжетно-ролевой игры, ее сюжет, содержание, решение игровых задач, взаимодействие детей в игре и самостоятельность.
Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры. Так, Е.В. Зворыгина выделила игровую задачу. Она дала определение: «Игровая задача – это система условий, в которой задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами»[Зворыгина Е.В.]
Исследование, проведенные Н.Ф. Комаровой и другими показали, что с помощью игровой задачи можно разносторонне анализировать игру, поэтому при разработке диагностического листа она тоже использовалась для анализа игры [10].
Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры.
1. Содержание игры
С.Л. Новоселова считает, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию. Исходя из этого, была выделена первая группа показателей, характеризующая содержание игр.
Чтобы иметь представление о содержании игры, нужно выяснить следующие вопросы:
- Как у играющих возникает замысел? Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.
- Насколько разнообразны замысел игр у детей? Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений.
- Сколько игровых задач ставит ребенок? Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач.
- Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, определяется разнообразное они или однообразные.
- Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач? Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесценно проводит время или ребенку требуется, лишь незначительная помощь взрослого и наконец, ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу.
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр.
2. Способы решения детьми игровых задач
Рассмотрим, какие вопросы нужно выяснить, чтобы иметь представление о способах решения детьми игровых задач.
- Насколько разнообразны игровые действия с игрушками? Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.
- Степень обобщенности игровых действий с игрушками. Игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т.е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых. А обобщенные в том случае если ребенок выполняет их не развернуто, а быстро, как бы « свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала – предметов-заместителей. Именно поэтому нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.
- Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями. Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно ли они включают их в игру или с помощью взрослого.
- Наличие в игре игровых действий с воображаемыми предметами. Так же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.
- Принимает ли ребенок на себя роль?
- Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные.
- Какова выразительность ролевых действий? При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика.
- Наличие ролевых высказываний. Ролевые высказывания – это отдельные реплики, которые ребенок произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, сверстнику.
- Кто инициатор ролевых высказываний? Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, который обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.
- Наличие ролевой беседы. Постепенно от ролевых высказываний играющие переходят к ролевой беседе. Ролевая беседа – это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие.
- Кто инициатор ролевой беседы? Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.
- С кем ребенок вступает в ролевую беседу? Ребенок может вступать в ролевую беседу со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.
- Какова содержательность ролевой беседы? Ролевая беседа может быть интересной, содержательной. Но играющие могут обмениваться и стереотипными, заученными фразами, в этом случае ролевая беседа не интересна.
Выделенные показатели позволяют определить степень сформировании у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.
3. Взаимодействие детей в игре
Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. В исследованиях А.П. Усовой, Р.А. Иванковой рассматриваются особенности взаимодействия детей в игре. Основываясь на материалах этих исследований, была выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре. [12].
- Вступает ли ребенок во взаимодействие? Необходимо выяснить, вступают играющие во взаимодействие, или игра носит индивидуальный характер. Ребенок в игре может взаимодействовать со взрослым или со сверстниками.
- Кому ребенок ставит игровые задачи? Игровые задачи ребенок может поставить взрослому или сверстнику.
- Умеет ли ребенок принимать игровые задачи? Большинство детей охотнее ставят другим игровые задачи и не умеют их принимать от сверстников, в этом случае возникает конфликт.
- Какова длительность взаимодействия? Играющие могут вступать в кратковременное и длительное взаимодействие.
Эта группа показателей дает представление о взаимодействии детей в игре.
4. Самостоятельность детей в игре
Развитию самостоятельности детей в игре придает большое значение А.В. Запорожец, по этому поводу писал: « …переходя в форму детской самостоятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую ценность». Поэтому важно определить степень сформированности самостоятельности детей в игре.
Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.
Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.
На основе выделенных показателей был разработан (Комаровой Н.Ф.) диагностический лист по определению уровня развития игры детей [11].
Таблица 2
Диагностика на определение игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Показатели развития игры | Имена детей | |||||||||
Мери | Женя | Лиза | Матвей | Даша | Максим | Егор | Илья | Вика | Аня | |
Содержание игры 1.Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + |
б) самостоятельно | + | - | - | - | + | - | - | - | + | |
2.Разнообразие замыслов | + | + | - | - | - | - | + | - | - | + |
3.Самостоятельность при постановке игровых задач а) ставит взрослый; | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + |
б) с помощью взрослого; | + | - | - | + | - | + | - | - | - | + |
в) самостоятельно | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + |
Способы решения игровых задач 4. Разнообразие игровых действий с игрушками | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + |
5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями а) с помощью взрослого; | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + |
б) самостоятельно. | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + |
6. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - |
б) самостоятельно | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - |
7. Принимает роль | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + |
8. Разнообразие ролевых действий | + | + | - | + | - | - | + | + | - | + |
9. Выразительность ролевых действий | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - |
10. Наличие ролевых высказываний | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
11. Наличие ролевой беседы: а) со взрослым; | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + |
б) со сверстниками. | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + |
Взаимодействие детей в игре 12. Вступает во взаимодействие: а) со взрослыми; | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + |
б) со сверстниками. | + | + | + | - | + | - | - | - | + | + |
Уровень развития | В | С | Н | Н | С | С | Н | Н | Н | В |
Высокий уровень – 12%
Средний уровень – 25%
Низкий уровень - 63%
Для проведения данной диагностики был разработан ряд критериев. Полные и эмоциональные действия отмечались значком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались значком « - ».
Уровень развития игровых умений оценивался по следующим критериям:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Высокий уровень:игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразные. В игре отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.
Предметные способы решения, игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.
У ребенка частично сформированы ролевые способы решения задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обобщены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержательная.
Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.
Средний уровень:содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.
Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.
Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстником.
Низкий уровень:замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и мало знакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.
Хорошо сформированы предметные способы решения задач.
Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.
Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в диагностический лист. Также результаты представлены в процентном соотношении. Высокий уровень развития игровых умений составило 12,5%, со среднем уровнем 25% детей, а с низким уровнем развития 62,5%.Из анализа результата видно, что у детей участвующих в диагностике игровые умения развиты на достаточно низком уровне. Организация игровой деятельности показывает, что у детей маленький жизненный опыт отсюда следует однообразие замысла, ролевые действия детей не всегда согласованы и однообразны. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. Для этого нужно обогащать жизненный опыт детей, содействовать появлению разнообразных замыслов. Побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать сначала действия людей, потом – взаимоотношения. Также совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.
Изучив проблему организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Мы решили уделить особое внимание сюжетно -ролевым играм. Изучив литературу, используя опыт методических объединений, решили, что необходимо расширить кругозор детей, а именно изучению профессий. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработали алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.
Алгоритм
1. Беседа о профессии.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Экскурсии на места.
4. Беседа (Впечатления детей.)
5. Рисунки детей.
6. Изготовление и приобретение необходимой атрибутики.
7. Игра с помощью воспитателя.
8. Самостоятельная игровая деятельность.
Хотим остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека». Была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы. Рассматривали иллюстрации. Была проведена экскурсия в книжный магазин, а затем в библиотеку. Беседа (Впечатления), подготовка книг к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям обклеить корешки книг полосками цветной бумаги. Книги со стихотворными произведениями – желтой полоской, сказки - фиолетовой, рассказы о детях – красной. Книги о природе - зеленой, песенки, потешки, загадки - синей. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки-формуляры на каждого ребенка. В роли библиотекаря сначала была сами, а затем дети. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включались в игру с удовольствием. Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру « Библиотека».
Фрагмент сюжетно - ролевой игры « Библиотека»
Воспитатель: Скажите, для чего созданы библиотеки? Люди, какой специальности работают в библиотеке? Чем они занимаются? Каждый ли человек может работать библиотекарем?
Воспитатель выставляет «волшебный экран», на котором закреплены картинки из набора «Библиотека»
«Часть объекта».
Может ли такое случиться: есть библиотека, а библиотекаря нет. (Ночью библиотека закрыта, библиотекарь уходит домой)
Есть книги, но нет библиотеки. (Книги могут находиться в книжном магазине, на складе, в типографии.)
Какие книги находятся в библиотеке? Сколько их? Где они стоят? (Предположения детей)
Как библиотекарь среди множества книг находит нужную? Можно ли держать у себя библиотечную книгу долгое время? Почему? (ответы детей)
«Место объекта»
Где строят библиотеки и почему? Можно ли организовать библиотеку в лесу (селе, городе)? (Библиотеки строят там, где живут люди.) Рядом, с какими учреждениями нужно строить библиотеки? Почему? Рядом со школами, институтами. Школьники и студенты много читают. Книги им нужны для учёбы.
«Прошлое объекта»
Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.
Как вы думаете, были библиотеки в древности? Как люди хранили и передавали информацию, когда не было книг? Где хранили рукописные книги? (Предположения детей.)
В давние времена свои библиотеки имели только очень богатые люди. Ведь книги были очень дороги. Позднее библиотеки стали появляться при монастырях и университетах. В них хранились в основном церковные и научные книги.
«Будущее объекта»
Как вы думаете, через тысячу лет люди будут читать? Почему? Интересно, сохраняться ли в будущем библиотек? Чем они будут отличаться от наших библиотек? (Предположения детей.)
А может быть библиотек не будет? Ведь в будущем у каждого человека дома будет компьютер, на экране у которого можно прочитать любую книгу. Как вы думаете компьютер – необходимая вещь? Почему? Некоторые люди многое времени проводят у экранов компьютеров. Хорошо ли это? Почему? Что произойдёт, если люди перестанут читать, если пропадут все книги? (Ответы детей.)
В нашей группе тоже есть небольшая библиотека. (Дети подходят к книжному уголку.) Как вы следите за порядком в библиотеке? Как вы ухаживаете за книгами? Аккуратно расставляем книги. Бережно к ним относимся. Подклеиваем повреждённые страницы. Как вы находите на полках библиотеки нужную вам книгу? (Достаём книгу, рассматриваем обложку, читаем название.) В библиотеке книги расставлены по темам. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, давайте обклеим корешки книг полосками цветной бумаги и составим картотеку.
Воспитатель. Теперь можно не только быстро найти нужное произведение, но и записать в формуляр, какую книгу вы взяли почитать.
Дети подписывают формуляры и ставят их в коробку.
Воспитатель. Давайте играть в библиотеку. Лера будет библиотекарем. Кто хочет выбрать книгу?
Лера занимает место за столом библиотекаря. Дети по желанию приходят за книгами.
Варя. Здравствуйте.
Лера. Здравствуйте. Какую книгу вы хотите почитать?
Варя. Сказка «Морозко» у вас есть?
Лера. (просматривает картотеку) Да, есть. Вы возьмёте её с собой или будете читать в читальном зале?
Варя. Возьму с собой.
Лера. Сейчас запишем книгу в формуляр. (Рисует в карточке девочки фиолетовый прямоугольник.) Возьмите, пожалуйста. До свидания.
Варя берёт книгу. К Лере подходит следующий ребёнок. И так далее.
Усложнение игры: проведение экскурсии по библиотеке, получение и оформление новых книг, участие детей в подготовке тематической выставки.
Посетив Оптику и Аптеку, дети стали отличать Оптику от Аптеки и эти знания применять в игре. Для игры в больницу сделали карточки для больных. Что помогло детей заинтересовать. Используя алгоритм знакомства, дети закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Галантерея», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в парикмахерской, где дети увидели работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).
Мы для себя сделали вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно - ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
Для дальнейшего развития детей старшего дошкольного возраста нами был разработан план развития сюжетно – ролевой игры « Библиотека», «Парикмахерская», «Больница» и другие игры.
Были проведены занятия, способствующие всестороннему развитию детей (смотреть приложение).
Заключение
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Наша гипотеза подтвердилась, если организовывать плановое систематическое руководство игрой, то можно качественно улучшить показатели комфортности, воспитанности, облученности, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 1