Глава i. психологическая характеристика бокса

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРА

глава i. психологическая характеристика бокса - student2.ru

Издательство «Физкультура и спорт»

Москва 1968

7 А3.3

X98

6—9—2

тем. план

1968 № 80

От автора

В настоящее время в разных видах спорта все большее значение приобретает психологи­ческая подготовка. Однако у тренеров, мето­дистов и спортсменов еще нет установившегося общего мнения о ее содержании и методах. Некоторые ставят знак равенства между психологической и морально-волевой подготовкой, другие считают, что психологическая подго­товка может рассматриваться только в связи с предстоящим соревнованием, кое-кто сводит ее к регуляции и саморегуляции эмоциональ­ного состояния непосредственно перед высту­плением. Нет единой точки зрения и на психо­логическую подготовку Спортсмена в боксе, виде спорта, где роль «психического фактора» особенно велика.

В практике спортивной работы по боксу по­ка отсутствует система психологической под­готовки спортсменов. В учебно-методической литературе вопросы психологической подготов­ки боксера освещены неполно, хотя сейчас уже накопился известный практический и научно-исследовательский материал по данной проб­леме.

В этой книге автор обобщил опыт ведущих тренеров, занимавшихся психологической под­готовкой с лучшими боксерами СССР, своей тренерской и педагогической работы на кафед­ре бокса и научных исследований по теме «Пси­хологическая подготовка боксеров к междуна­родным соревнованиям», проводимых им в качестве доцента кафедры психологии Цент­рального института физической культуры в 1966—1968 гг.

Книга предназначается для тренеров, пре­подавателей и студентов институтов физкуль­туры, спортсменов, интересующихся психоло­гической подготовкой мастеров ринга.

Рассматриваемая психологическая подго­товка боксера предусматривает формирование психических свойств личности советского спортсмена, развитие необходимых для боксе­ров психических процессов и создание опти­мального психического состояния перед высту­плением в соревновании.

Поскольку эта книга — первая попытка более или менее систематизированно изложить вопросы психологической подготовки боксера, автор будет благодарен получить от читателей замечания и советы, которые будут полезны для дальнейшей работы над этой темой.

Отзывы о книге просим присылать по адре­су: Москва, К-6, Каляевская, 27, издательство «Физкультура и спорт».

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы наблюдается бурное развитие психологии — науки, изучающей закономерности возник­новения, формирования и проявления психики человека.

Развитие психологии вызвано тем, что в наше время в связи с огромным прогрессом науки и техники, услож­нением организационной структуры производства и уч­реждений, ростом населения во всех странах мира наблю­дается усиленное уплотнение темпа производственной жизни, повышение' степени взаимного общения людей, неимоверно быстрое возрастание «потока информации» и ряд других явлений, способствующих чрезвычайному увеличению нагрузок на нервную систему человека.

Для того чтобы сохранить и улучшить физическую и умственную работоспособность людей и обеспечить им нормальную жизнедеятельность, необходимо разрабо­тать пути и способы регуляции этих нагрузок, научить приспосабливаться к ним. В решении этих задач помимо других наук (физиологии, гигиены, научной организации труда, психиатрии и др.) активное участие, принимает и психология.

Психологи, изучая особенности психики в самых раз­ных областях жизни (производство, освоение космоса, бытовое обслуживание, организация отдыха, спорт и т. д.), с успехом разрабатывают приемы, которые улучшают психическую деятельность человека, его работоспособ­ность и позволяют обеспечить наилучший отдых для нерв­ной системы и психики.

В настоящее время наряду с развитием ряда отраслей общей психологии (педагогической психологии, психоло­гии труда, инженерной психологии, психологии искусства и др.) стала быстро расти и внедряться в практику пси­хология спорта — наука, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в условиях спор­тивной деятельности.

Быстрый прогресс психологии спорта связан с увели­чением роли спорта в системе человеческой культуры, в жизни населения передовых стран мира. Спорт в настоя­щее время все больше способствует человеческому обще­нию, контакту и сплочению.

Крупные спортивные состязания, проводимые во всех странах мира, независимо от показанных результатов объединяют людей, вызывают стремление обмениваться впечатлениями, мнениями.

Спорт приобрел большое государственное и полити­ческое значение и его стали расценивать как критерий общекультурного развития страны, а успехи спортсменов на олимпийских играх и мировых чемпионатах — как од­но из средств завоевания международного престижа.

Современный культурный человек всегда находится в курсе мировых спортивных событий, так как он посто­янно получает информацию о ходе и результатах спор­тивных состязаний, тренировках спортсменов. Выступле­ние ведущих спортсменов вызывает стремление к подра­жанию даже у людей, не занимающихся спортом.

Большинство спортивных состязаний приобрело в на­роде большую популярность, вышедшую за рамки одного вида спорта, и сделались символом борьбы мужествен­ных людей (исторические встречи знаменитых легкоатле­тов, футболистов, боксеров и т. д.).

В настоящее время становится все более необходи­мым разделить спорт, исходя из его общественной значи­мости и уровня мастерства спортсменов, на 2 группы, или ступени.

Одну можно назвать, как это делают многие, массо­вым, или начальным, спортом, другую — большим, или олимпийским.

Массовым спортом занимаются в свободное время широкие круги людей. Он служит для их оздоровления, физического развития, волевого воспитания и развлече­ния. Из массового спорта попадают наиболее одаренные и перспективные спортсмены в спорт олимпийский. Боль­шинство из них — выдающиеся мастера, артисты своего дела, отдающие спорту много времени, сил и энергии. Современный спортсмен высокого класса тренируется почти ежедневно — по 2—3 раза в день, затрачивая на тренировку от 3 до 5 часов. Тренировочные нагрузки в занятиях в настоящее время исключительно велики как по объему, так и по интенсивности.

Такие нагрузки предъявляют весьма большие требо­вания к нервной системе спортсменов. Много времени уходит у спортсменов на анализ техники, тактики, проду­мывание содержания тренировки, подготовки к соревно­ваниям, вопросов физического совершенствования, на уп­равление своим эмоциональным состоянием и т. д.

Подготовка к состязаниям, участие в них требуют от спортсменов большого количества времени, сильнейшего нервно-психического напряжения, полной мобилизации интеллекта и волевых усилий.

Психическая нагрузка в современном большом спорте чрезвычайно велика. Восприятия спортсмена, его внима­ние, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в овладении мастерством, в пове­дении, отношении ко всей спортивной деятельности.

В истории спорта известно много случаев, когда фи­зически одаренные спортсмены, обладающие отличной координацией движений и моторикой, не достигли хоро­ших результатов только потому, что или не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, или не ос­мысливали сущности технико-тактической подготовки или системы тренировки, или в связи с отрицательными чертами характера не могли соблюдать нормальные от­ношения с товарищами и тренерами, или плохо диффе­ренцировали и осознавали свои мышечные ощущения, или невнимательно воспринимали советы и указания тре­нера и т. д. И, наоборот, нередко «средние» по своим физическим качествам и способностям спортсмены дости­гали высоких спортивных результатов, потому что глубо­ко осмысливали задачи своей тренировочной деятельно­сти и познали ее научные основы, осознали важность постоянного самовоспитания, проявляли во время заня­тий и выступлений максимальные волевые усилия, стре­мились проанализировать трудности, препятствующие овладению мастерством, и т. д.

От состояния психики, умения управлять собой перед соревнованием и во время спортивной борьбы зависит во многом успех выступлений. Спортсмен, психологически плохо подготовленный к состязаниям, подавлен или чрез­мерно возбужден перед выступлением, растерян или не уверен в своих силах, во время соревнования не может; мобилизовать их в нужный момент, не умеет управлять своим настроением и поведением в трудные минуты борь­бы, приходит в угнетенное состояние от временных не­удач и т. д.

Спортсмен, психологически хорошо подготовленный к состязаниям, спокойно ожидает начала соревнования, умело регулирует свое состояние, а во время выступлений легко управляет своими действиями в любых условиях борьбы, максимально проявляет в нужные моменты тре­бующиеся в Данной обстановке волевые качества.

В боксе, одном из наиболее острых видов единобор­ства, состояние психики и психологической подготовлен­ности спортсменов играет особо важную, решающую роль в достижении ими высокого спортивного мастерства и в успехах на ринге. Для тренера и боксера очень важно знать, какими способами достигается хорошая психоло­гическая подготовленность, как развить важные психи­ческие качества.

Для правильного формирования психики спортсмена, подготовки его к особо трудным условиям выступлений необходимо систематически применять систему психоло­гических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки — физическую, техническую, такти­ческую и теоретическую. В практике спорта принято на­зывать эту систему воздействий психологической (психи­ческой) подготовкой спортсмена. (Хотя с точки зрения семантики термин «психологическая подготовка» употребляется не вполне правильно, мы будем пользоваться им с тем, чтобы не вносить путаницы в установившиеся в практике понятия.)

Педагогически организованный процесс формирова­ния психики боксера в ходе многолетней тренировки и соревнований составляет содержание его психологиче­ской подготовки. Она предусматривает воздействие на психику спортсмена окружающих его людей, бытовых ус­ловий, тренера, применяемых физических упражнений и самовоспитания и др.

В настоящее время многие психологи делят психологическую подготовку спортсмена на два раздела: общую; психологическую подготовку и психологическую подготовку к соревнованиям.

В ходе общей психологической подготовки ставятся следующие задачи:

­ во-первых, способствовать формированию и совершенствованию некоторых необходимых для советского спорт­смена свойств личности: правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, оправданной мотивации занятий спортом, нравственных и эмоционально-волевых черт характера, темперамента и др.;

­ во-вторых, способствовать развитию психических про­цессов, при помощи которых успешно выполняются уп­ражнения и. действия в данном виде спорта. К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия (в ча­стности, специализированные виды восприятий, напри­мер в боксе «чувство .времени», «чувство дистанции», «чувство удара» и т. д.), специфичные для этого вида спорта внимание, мышление, быстрота реакции, двига­тельная память, воображение, волевые процессы и т. д.

Задача психологической подготовки к соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и уметь сохранить ее в ходе спортивной борьбы.

Психологическая подготовка спортсмена любой ква­лификации проводится повседневно в течение всей круг­логодичной тренировки. Однако в зависимости от инди­видуальных особенностей и квалификации спортсмена целесообразно в различные периоды тренировки уделять основное внимание решению тех или иных задач. Напри­мер, занимаясь с юными боксерами, надо во время трени­ровки воспитывать правильные взаимоотношения в кол­лективе, нравственные черты характера.

На начальном этапе обучения много места уделяют развитию мышечно-двигательных восприятий, внимания, на более позднем — боевого мышления и волевых ка­честв, необходимых для преодоления трудностей в трени­ровке и боях на ринге.

Боксеров высшей квалификации нужно уметь подве­сти к соревнованию в состоянии спортивной формы и научить их самостоятельно управлять своим поведением и эмоциональными реакциями в бою и т. д.

Разумеется, что главная линия психологической под­готовки выбирается с учетом индивидуальных особенно­стей боксера. Например, если боксер — мастер спорта, недостаточно решителен и не уверен в силах, то тренер должен работать с ним над развитием решительности и уверенности, или если заметно, что боксер-новичок — трус, то уже на начальном этапе подготовки надо ста­раться развить у него смелость и умение преодолевать страх.

В зависимости от состава занимающихся, их психо­логических особенностей планируется содержание психо­логической подготовки по этапам обучения и тренировки.

Независимо от того, с каким составом боксеров про­водится психологическая подготовка, тренеру необходимо хорошо знать специфику бокса, условия, в которых про­ходит борьба, факторы, влияющие на психику спортсме­нов, знать, в каком направлении изменяются психические функции и состояние боксеров под влиянием тренировки и соревнований. Нужно как можно ближе ознакомиться с особенностями личности спортсменов, их характером, свойствами нервной системы и др. Нельзя успешно пси­хологически подготовить спортсменов, если у тренера нет знаний основ общей психологии и психологии спорта, если у него нет умения наблюдать, нет навыков в мето­дике объективных исследований.

Поэтому, прежде чем говорить о содержании психо­логической подготовки спортсмена, уместно вкратце рас­сказать о психологии бокса, о том, как проявляются и формируются в тренировке и состязаниях психические свойства личности боксеров, их важнейшие психические процессы и состояния.

АНКЕТА,

Метод эксперимента

Важнейшее место в психологических исследованиях занимает эксперимент, позволяющий не только описы­вать качественные особенности психических явлений, но и объяснить их. Достоинство эксперимента состоит в том, что экспериментатор сам вызывает интересующие его яв­ления, а не ждет их, и поэтому имеет возможность прове­рять влияние на психику различных условий и факторов (нагрузок, систем упражнений, окружающих людей, эмо­ционального фактора, особенностей нервной системы и др.). Тренер может повторить опыт столько, сколько требуется; и получить количественные характеристики явлений при помощи точной измерительной аппаратуры.

Эксперимент может быть лабораторным и естествен­ным. Лабораторный эксперимент проводится в специаль­ном помещении в несколько искусственных условиях, естественный — в обычной для испытуемого обстановке тренировки, отдыха, подготовки к выступлениям и т. д.

Проводя эксперимент, необходимо добиваться, чтобы испытуемые боксеры понимали важность полученных данных для их дальнейшего совершенствования, испыты­вали интерес к результатам эксперимента и стремились их улучшить.

Для составления психологических характеристик боксеров тренер должен учитывать и объективные данные о развитии у них ряда важных психических функций, всег­да проявляющихся в бою на ринге. К ним относятся некоторые виды ощущений и восприятий, особенности внимания, двигательная активность спортсмена, эмоциональ­ные реакции, двигательная память, мышление и др. Ис­следование этих психических функций проводится при по­мощи разработанных и апробированных психологических методик. Более подробное описание этих методик дано в учебниках по общей психологии. Приводим некоторые наиболее простые и удобные для исследований методики в условиях спортивной практики (применяемая аппарату­ра портативна и работает на батарейном питании).

Кафедра психологии спорта Центрального института физической культуры предложила следующую програм­му-минимум измерения психических функций у спорт­сменов:

I. Двигательная активность:

  1. Быстрота реакции.
  2. Двигательный темп.

II. Ощущения и восприятия:

1. Точность мышечно-двигательных ощущений.

2. Возбудимость вестибулярного аппарата.

3. Глубинное зрение.

4. Объем поля зрения.

III. Особенности внимания:

  1. Объем внимания.
  2. Интенсивность внимания.
  3. Сосредоточенность внимания.
  4. Распределение внимания.
  5. Переключение внимания.

IV. Эмоциональные реакции:

  1. По данным измерения статического тремора.
  2. По данным измерения динамического тремора.
  3. По частоте пульса.
  4. По особенностям предстартовых состояний (на ос­новании систематических психолого-педагогических наблюдений).

Быстрота реакции, как известно, определяется време­нем от момента начала восприятия раздражителя до на­чала ответного движения.

Для измерения времени реакции применяются специ­альные приборы-реакциомеры. Испытуемый, пользуясь реакциомером, реагирует на раздражитель (лампочка, падающая стрелка, звонок) нажатием руки на ключ, и секундомер фиксирует время реакции. При помощи реакциомера измеряется время простой реакции, реакции выбора и переключения.

Например, при измерении простой реакции боксер в ответ на зажигание красной лампочки нажимает посто­янно на один ключ. В случае измерения реакции выбора (спортсмен реагирует на зажигание красной лампочки на­жиманием на правый ключ, а на зажигание зеленой — на левый ключ.

При измерении реакции переключения испытуемый меняет программу на противоположную: в ответ на за­жигание красной лампочки он нажимает на левый ключ, а зеленой — на правый.

Для изучения умения управлять двигательным тем­пом применяется прибор «Теппинг». Испытуемый в тече­ние определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика.

Например, можно провести следующее исследование управления двигательным темпом (методика О. А. Чер­никовой).

В одном опыте проводится 5 серий постукиваний про­должительностью 10 сек. каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй — делать движения в замедленном темпе; в третьей — снова в нормальном темпе; в четвертой — в максимальном темпе; в пятой серии — в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и чет­вертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных ус­ловиях могут служить показателями стартового состоя­ния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нерв­ной системы и др.

Точность мышечно-двигательных ощущений определя­ется при помощи кинематометрических и динамометриче­ских исследований.

В первом случае определяют умение спортсмена вос­производить заданные положения тела и его частей. Например, в простейшем случае измеряют точность вос­произведения заданной амплитуды движений руки с по-мощьюспециальной шкалы. Шкалу, состоящую из обыч­ной ленты с делением в сантиметрах, укрепляют на сте­не, а испытуемый становится боком или спиной к стене и воспроизводит предварительно заданные ему положения руки, ноги, туловища.

При динамометрических исследованиях применяются различные динамометры — для определения силы кисти, становой силы, силы мышц бедра и т. д. Боксер выполняет определенное усилие, которое затем он должен точно воспроизводить или изменять на заданную величину.

Для определения возбудимости вестибулярного аппа­рата измеряют длительность сохранения статической ус­тойчивости (в сек.) при пробе с помощью вращения голо­вой. Спортсмен принимает положение основной стойки, затем ставит ступни ног параллельно и вплотную друг к другу. По сигналу он начинает вращать голову в одну сторону, выполняя одно круговое движение в 1 сек. При этом отмечается время от начала вращения головой до момента первого нарушения спортсменом статической устойчивости (отклонение тела).

Глубинное зрение, осуществляющее восприятие бли­зости или удаленности предметов, исследуют при помощи аппарата Говарда. Он представляет собой ящик с окном в передней стенке и освещенным экраном на задней. Внутри вдоль ящика помещены два стержня, один из ко­торых двигается в направлении зрения. Испытуемый дол­жен установить момент, когда, оба стержня находятся рядом.

Объем поля зрения определяется границами восприя­тия предметов, находящихся в зоне видения при не­подвижном глазе. Объем поля зрения измеряют при по­мощи специального прибора — периметра. Испытуемый при фиксированном глазе определяет наружную, внут­реннюю, верхнюю и нижнюю границу видения метки, двигающейся по горизонтальной и вертикальной дугам прибора.

Для определения объема внимания, т. е. количества объектов, которые могут быть восприняты одновременно в весьма ограниченный отрезок времени, применяют тахистоскоп. Этот прибор имеет разделенный на 25 клеток экран. При освещении этого экрана на нем появляются (при экспозиции 0,1 сек.) пять различных фигурок. Их местонахождение и форму испытуемый должен отметить сразу после появления их на специально вычерченной схеме экрана.

Интенсивность, сосредоточенность, распределение и переключение внимания исследуются с помощью, коррек­турной пробы. Корректурная проба представляет собой лист бумаги, на котором напечатан стандартный текст. Он состоит из сочетаний ряда букв (или цифр), объеди­ненных в определенные группы. Испытуемому предлагается сконцентрировать внимание на тексте и в течение заданного времени вычеркивать предложенные сочетания букв. Так, для исследования интенсивности внимания ис­пытуемый (в течение 1 мин.) зачеркивает одно и то же сочетание двух букв, например ВС. Большее количество зачеркнутых букв свидетельствует о большей интенсивно­сти внимания.

Для определения сосредоточенности внимания спорт­смену дается то же задание, что и при определении интен­сивности внимания, но во время выполнения задания через каждые 5 сек. вспыхивает и тухнет электрическая лампочка. Чем меньше влияние оказывает она на ре­зультат опыта, тем больше сосредоточенность внимания.

Для оценки распределения внимания испытуемому предлагают в течение 2 мин. зачеркивать одно сочетание букв, например ВС, а другое — АИ — подчеркивать. Большее количество зачеркнутых букв и меньшее коли­чество ошибок свидетельствуют о лучшем распределении внимания.

Для исследования переключения внимания боксер должен в течение 30 сек. сначала зачеркивать одно сочетание букв, например СХ, а затем после сигнала дру­гое — ВС, потом снова первое — СХ — и под конец опять второе — ВС. Чем продуктивнее работа и меньше оши­бок, тем лучше умеет спортсмен переключать вни­мание.

Для точного определения свойств внимания по кор­ректурным пробам применяют формулы, позволяющие получить точные количественные оценки этих свойств.

Для исследования эмоционального состояния боксера нередко используют наблюдения за его непроизвольным дрожанием рук, пальцев (тремор). Прибором для изме­рения тремора обычно служит портативный тремометр. На тремометре можно изучать статический тремор, т. е. дрожание рук в неподвижном состоянии, и динамический тремор — дрожание рук при выполнении какого-либо за­данного движения.

Для определения тремора в пластине прибора имеет­ся ряд отверстий и прорезей, в которые испытуемый вставляет специальный штифт (при определении статиче­ского тремора он держит штифт неподвижно в отвер­стии; а при определении динамического он водит его по прорези). Прикосновения штифта к пластине фиксируют­ся электросчетчиком.

Существует еще и другой тремометр (конструкции В. М. Писаренко), состоящий из сейсмодатчика, вмонти­рованного в цилиндрическую свинцовую гирю, которую подвешивают на кисть спортсмена, сидящего в расслаб­ленном состоянии на стуле (положив одну руку на бедро и опустив другую вниз), и устройства, фиксирующего на счетчике малейшие колебания опущенной руки испыту­емого.

Небольшие изменения эмоционального состояния спортсмена немедленно отражаются на треморе рук и отмечаются тотчас на счетчике.

Пользуясь прибором, можно исследовать умение спортсмена (с помощью представлений) создавать со­стояния максимальной возбудимости и отключаться — снимать эмоциональное возбуждение.

Для этого боксеру дается задание полностью рассла­биться и ни о чем не думать. Когда он почувствует, что достиг этого состояния, нужно поднять палец руки, ле­жащей на бедре. После этого экспериментатор включает на 10 сек. тремометр, счетчик прибора подсчитывает чис­ло импульсов, вызванных тремором. Затем испытуемому дается задание при полном расслаблении мышц предста­вить зрительно эпизод боя, в котором надо максимально мобилизоваться для победы. Состояние максимального возбуждения фиксируется также в течение 10 сек., после чего первое задание повторяют. Сравнение показателей тремора при максимальном возбуждении и отключении дает возможность определить умение спортсмена регули­ровать свое эмоциональное состояние.

Критериями эмоционального состояния служат также частота пульса (измеряемая при положении «стоя») и артериальное давление.

Цифровые показатели, полученные с помощью опи­санных методик, статистически обрабатываются. Выве­денные средние величины (средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, или дисперсия, ко­эффициент вариации, значимость различия средних ве­личин и др.) дают картину состояния психических про­цессов у спортсменов и их динамики во время трениров­ки, соревнований.

Кроме некоторых упомянутых простых и портативных приборов, позволяющих определить уровень развития ряда общих психических процессов боксера и удобных для работы в условиях тренировки и соревнований, в на­стоящее время получает все большее распространение специализированная аппаратура. Она позволяет опреде­лить показатели, которые характеризуют уровень разви­тия специализированных психических процессов боксера и влияние на них его психического состояния. При помо­щи этой аппаратуры можно моделировать (с некоторым ограничением) основные действия боксера: передвиже­ния, удары и защиты.

Существуют приборы, по которым одновременно или раздельно определяют время простой и сложной реакции боксера при ударе, среднюю скорость ударного движе­ния руки на разных дистанциях, силу, резкость и точ­ность одиночных ударов. Пользуясь этими приборами, можно определить, насколько развиты у спортсменов быстрота реакции, умение дифференцировать время, ско­рость, точность, резкость, силу движений, сознательно управлять этими свойствами движений и др.

Динамограф конструкции В. М. Абалакова позволяет записывать силу и темп серийных движений и определять умение управлять резкостью отдельных ударов, а при­боры конструкции Ю. Никифорова — исследовать чувст­во дистанции боксера, во время условных и вольных боев, при нанесении ударов по мешку. При помощи при­бора конструкции В. С. Фарфеля, А. Лясоты, А. Карабанова устанавливают несколько программ ударных дейст­вий боксера и следят за формированием, серий, за спо­собностью боксера переключаться от заученных действий к другим, неосвоенным.

Сконструированы приборы, определяющие точность ударов в серии: например, прибор, позволяющий изме­рять быстроту реакции при выполнении различных дви­жений— ударов всех типов, а также уклонов, нырков, подставок, уходов и др.

Применяя большинство упомянутых приборов, боксе­ры могут выполнять естественные маневренные, атакую­щие и защитные действия.

Все специализированные приборы помимо их «иссле­довательского» назначения одновременно служат и для тренировки боксеров, так как дают им срочную инфор­мацию о различных параметрах движения.

Использование приборов для тренировки вызывает у боксеров интерес к экспериментам, вырабатывает к ним положительное отношение и способствует достижению лучших результатов, что очень важно для получения однородных данных исследования.

С помощью приборов и тестов можно установить ди­намику развития психических процессов боксеров, полу­чить дополнительные сведения об уровне их тренирован­ности, проследить влияние различных «психогенных фак­торов» на проявление психических процессов и умение управлять специальными движениями и др.

Приборы и тесты для определения психических про­цессов боксеров могут быть использованы в различных условиях тренировки: перед началом тренировочных занятий, в разных частях занятий, после их окончания, перед выступлениями на ринге, на различных этапах тренировки и т. д. При этом обязательно должна соблю­даться идентичность условий проведения эксперимента.

Развитие внимания боксера

Внимание боксера, как направленность и сосредото­ченность его психической деятельности, может быть улуч­шено в ходе тренировочных занятий. Ряд приемов совер­шенствования внимания у боксеров разной квалификации был экспериментально проверен А. Хамидом. Некоторые из них приведены здесь.

Во время занятия направленность восприятий, пред­ставлений, мышления спортсмена быстро меняется в свя­зи с частым изменением упражнений, заданий тренера. Поэтому развитие внимания и его конкретных свойств должно быть связано с определенными группами упраж­нений, применяемых в уроке.

Однако сначала нужно добиться того, чтобы понятие внимание — в научном смысле этого слова — было осоз­нано (как и смысл других психических процессов) спорт­сменами.

Известно, что в силовом боксе внимание играет мини­мальную роль, а успех действий искусного боксера зави­сит от того, как развиты у него интенсивность, устойчи­вость внимания, как умеет он распределять его во время действий противника, как быстро переключает внимание при смене финтов, атак, защит и контратак. Для лучших представителей искусного бокса характерна обостренная внимательность во время боя на ринге, высокий уровень развития всех свойств внимания. Это помогает «асам» ринга легче воспринимать внезапные действия против­ника, сохранять готовность к атакам, защитам и контр­атакам. Высокоразвитыми свойствами внимания облада­ли выдающиеся боксеры СССР В. Михайлов, Н. Коро­лев, Н. Штейн, В. Чудинов, в более позднее время С. Щербаков, А. Булаков, В. Енгибарян, Г. Шатков и многие другие.

Во время тренировок — условных и вольных боев — они много работали над развитием внимательности.

Следует отметить, что внимание — необходимое усло­вие действий, выполняющихся по типу реакции, т. е. мгно­венно в ответ на появление соответствующих раздражи­телей.

Без сосредоточения или распределения внимания на положениях и действиях противника невозможно быстро реагировать собственными действиями и движениями. Поэтому все упражнения для развития быстроты реакции служат одновременно и упражнениями для улучшения свойств внимания боксера, так как позволяют распреде­лять внимание на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя (ударе противника) и начале собственного ответного действия. Однако неред­ко внимание распределяется только на восприятие своих действий (особенно в специально-подготовительных уп­ражнениях) или только на действия преподавателя и других боксеров, выполняя контрольную функцию. Поэто­му не все упражнения для улучшения внимания способст­вуют развитию быстроты реакции (в частности, это заме­чание относится к упражнениям, приведенным ниже).

Важнейшее свойство внимания, без которого не может успешно выполняться ни одна более или менее сложная работа, — это интенсивность, характеризующая напря­женность внимания, степень направленности его на опре­деленных действиях (например, на различных движени­ях, усилиях, темпе выполнения упражнения, движениях партнера и т. д.). Чем более длительно сосредоточивает­ся внимание на объекте, тем больше его устойчивость. Если сам характер боевых упражнений с партнером, в ко­торых постоянно содержится угроза получить удар, пред­располагает к интенсивному и устойчивому вниманию, то очень часто в специально-подготовительных упражнениях внимание спортсменов бывает рассеяно, не направлено на правильное выполнение движений, отвлекается различны­ми факторами (разговоры и реплики товарищей, посто­ронние люди в зале, всевозможные шумы и звуки, обра­щение тренера к кому-либо из спортсменов и т, д.). Это значительно снижает эффективность упражнений.

Для того чтобы боксер мог с достаточной интенсив­ностью сосредоточивать внимание на всех своих действи­ях во время урока, он должен выработать в себе постоян­ное стремление концентрировать свое восприятие и мыш­ление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на большом интересе к уп­ражнениям, к результатам своих действий. Перед каж­дым занятием необходимо напоминать спортсменам о не­обходимости внимания ко всем упражнениям, умении от­влекаться от всего постороннего во время их выполнения.

Перед началом подготовительной части урока полезно дать несколько заданий для настройки внимания спорт­сменов на выполнение упражнений.

Например, тренер предлагает боксерам встать в бое­вую стойку и на его различные сигналы выполнять разные упражнения: на хлопок — прямой удар левой с шагом вперед, на два хлопка — прямой левой с шагом назад, на поднятие руки — удар левой на месте. Другое упражне­ние: стоящие в строю боксеры рассчитываются на первый, второй, третий (четвертый); затем тренер произносит: «первый номер — боковой в голову, второй — нырок, третий — два прямых (и т. д.) — начинай!» Или: пер­вый делает шаг назад, второй делает шаг вперед, третий поворачивается к преподавателю спиной (кругом). И сно­ва дается команда «на первый, второй, третий — рассчитайсь!»

Еще одно упражнение для мобилизации внимания: тренер, стоя перед группой, дает задание выполнять на­зываемые им упражнения. Одновременно он сам проде­лывает их, но создает помехи собственными, не соответст­вующими командам движениями. Например, при команде «руки вверх!» ставит руки в стороны.

Мобилизует внимание и такое упражнение: тренер, стоя лицом к строю, предлагает боксерам копировать его передвижения, удары и защиты. Во время выполнения упражнений он намеренно называет вместо одних дейст­вий другие. Например, нанося прямой левой в голову, на­зывает его ударом в туловище, делая шаг влево, называ­ет его шагом вправо и т. д. Можно предложить боксерам выполнить комбинацию ударов, защит и передвижений по словесной инструкции, а затем «запутать» боксеров, сопровождая инструкцию показом, не соответствующим названным действиям.

Когда спортсмены выполняют общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения при передви­жении и на месте, тренер старается сосредоточить их внимание на тех элементах движений, которые составля­ют «соль» упражнений (например, рывок бедром, уско­рение в конечной фазе движения, «взрыв» в его начале, широкий размах руками, расслабление плеч и пр.).

Во время выполнения имитационных упражнений при передвижении и на месте внимание следует распределять на овладении четкой координацией, формой движений, их «взрывностью» и непринужденностью, а в бою с тенью — на представления действии мнимого противника и дистан­ции до него.

Для развития различных свойств внимания и слож­ных видов реакции во время специально-подготовитель­ных и имитационных упражнений боксера применяется система сигналов и команд (см. ст<

Наши рекомендации