Психическое развитие детей дошкольного возраста
§ 1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ
Всоответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет (таблица 5). Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2—2,5 лет, есть необходимость коснуться и их особенностей развития.
Важнейшими психическими новообразованиями
раннего возраста являются возникновение речи и
наглядно-действенного мышления. Свидетельством
перехода от периода младенчества к периоду ран
него детства является развитие нового отношения
к предмету, который начинает восприниматься как
вещь, имеющая определенное назначение и способ
употребления. Усвоение предметных действий про
исходит в 3 этапа. '
I этап. Врезультате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
Справочник дошкольного психолога
Глава 4. Психическое развитие детей...
Справочник дошкольного психолога
II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
III этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...
Глава 4. Психическое развитие детей...
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности!, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированно-го действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекра-
3. Справочник дошкольного психологп
Справочник дошкольного психолога
тить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и- искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
§ 2. КРИЗИС 3-х ЛЕТ
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе (схема 5).
Глава 4. Психическое развитие детей...
Справочник дошкольного психолога
Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2- года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, жела-
Глава 4. Психическое развитие детей...
ние опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич
ность ребенка, тактично и аргументированно указы
вал на недостатки и промахи, умел поддержать и
похвалить за старание и инициативность, то ребе
нок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремится добиться подчине
ния любой ценой, наказывает за своеволие, стре
мится подловить на обмане, то, скорее всего, у ре
бенка разовьется желание противостоять взросло
му, победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
§ 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Зт4-х ЛЕТ
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и
Справочник дошкольного психолога
какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполага-нию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста харак-
Глава 4. Психическое развитие детей...
терно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для йего.
Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
§ 4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ре-
Справочник дошкольного психолога
бенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Глава 4. Психическое развитие детей...
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
§ 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6-ти ЛЕТ
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению по-
Справочник дошкольного психолога
знавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
— любопытство-;
— любознательность;
Глава 4. Психическое развитие детей...
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Справочник дошкольного психолога
§ 6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7-ми ЛЕТ
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Глава 4. Психическое развитие детей...
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эм-патия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Справочник дошкольного психодога
§ 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Ана-стази, Я. Иирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский1, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л. И. Божович2 представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А. И. Запорожец3 также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и ана-
1 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.
М., 1956.
2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра
сте. М., 1968.
3 Запорожец А.И. Принцип развития в психологии. М., 1978.
Глава 4. Психическое развитие детей...
литико-синтетической деятельности и степень сформированное™ механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я. Л. Коломинский1 утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько2 представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
а) мотивы, связанные с потребностью в общении;
б) мотивы, связанные с потребностями в интел
лектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника».
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольнос-
1 Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Психология детей шести
летнего возраста. Минск, 1999.
2 Там же.
Справочник дошкольного психолога
ти. Д. Б. Эльконин1 и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1) умение осознанно подчиняться правилу;
2) умение ориентироваться на заданную систему требований;
3) умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
4) умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
И. В. Дубровина2 выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, так как «речь тесно связана, с интеллектом и . отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления». Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков.
1 Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психичес
кого развития детей // Диагностика учебной деятельнсоти и
интеллектуального развития детей. М., 1981.
2 Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001.
Глава 4. Психическое развитие Детей...
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
— быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;
— уметь вступать в контакт;
— соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
— быть дисциплинированным.
Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность (таблица 6).
Характеристика компонентов психологической готовности к ШКОЛЕ
До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки зрения на взаимосвязь компонентов психологической готовнос-
Справочник дошкольного психолога
Таблица 6 Психологическая готовность к школе
Глава 4. Психическое развитие детей...
ти к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Психолог ДОУ принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению:
1. Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей к школе (входная — в сентябре; заключительная — в апреле).
2. Разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.
3. Осуществляет коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.
4. Консультирует родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.
5. Помогает оптимизировать процесс преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ (согласование требований к уровню готовности осуществляется по административной линии).
В ходе диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению необходимо обращать внимание на следующие моменты:
— коммуникабельность ребенка (как вступает в контакт — свободно или чувствуется скованность);
— развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;
Справочник дошкольного психолога
— восприятие инструкции к заданиям, быстрота понимания, сосредоточенность или рассеянность во время выполнения, может ли выслушать инструкцию до конца или начинает выполнять задание до ее окончания;
— темп выполнения задания (быстрый, медленный, с остановками, с отвлечением, равномерный, скачкообразный);
— может ли ребенок работать длительно или быстро утомляется.
Между заданиями можно делать небольшие перерывы, в ходе которых беседа по той или иной проблеме, выявленной у ребенка, позволит собрать ценную информацию о нем. Например, если ребенок с трудом вступает в контакт, сторонится взрослого, можно расспросить его о близких, друзьях, его играх и желаниях.
В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к школе. Вариативный комплекс методик, приведенный в таблице 7, позволяет изучить уровень сфор-мированности всех компонентов психологической готовности к школе. Некоторые методики позволяют изучить сразу несколько аспектов готовности. Например, методика А. Н. Бернштейна «Последовательность событий». В процессе ее проведения можно выявить не только уровень развития логического мышления, но и активного словаря (беседа по картинкам), воображения (изменение ситуации) и памяти.
Глава 4. Психическое развитие детей...
Таблица 7
Вариативный комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе
Исследуемая | Автор, методика |
Функция | |
Мотивационная | М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Ов- |
готовность | чарова. Методика исследования мотива- |
ции учения у старших дошкольников и | |
первоклассников | |
Н. Г. Лусканова. Проективный рисунок | |
«Что мне нравится в школе» | |
Н. Г. Лусканова. Анкета | |
А. Н. Венгер, Е. А. Бугрименко. «Отноше- | |
ние ребенка к школе» | |
С. А. Банков. Тестовая беседа | |
Н. И. Гуткина. Экспериментальная беседа | |
Зрительно- | Н. И. Гуткина. «Домик» |
моторная коор- | |
динация | |
Вербальная | 3. М. Истомина. «10 слов» |
память | Л. С. Мучник, В. М. Смирнов. Методика |
исследования'непосредственной и опе- | |
ративной памяти с помощью «двойного | |
текста» | |
Внимание | Б. Бурдон. «Корректурная проба» |
Модификация теста Рея, Тест перепле- | |
тенных линий | |
Мюнстенберг. Тест для изучения устой- | |
чивости и избирательности внимания | |
Мышление | А. Н. Бернштейн. «Последовательность |
событий» | |
Е.Л. Агаева. «Классификация по задан- | |
ному принципу» | |
Воображение | О. М. Дьяченко. «Художник» |
Сформирован- | Л. И. Цеханская. «Учебная деятельность» |
ность предпо- | Д. Б. Эльконин. «Графический диктант» |
сылок учебной | |
деятельности |
Справочник дошкольного психолога
В своей работе психолог сам определяет, какими методиками пользоваться. Критериями выбора должны стать: информативность, временная экономность, легкость в обработке и т. д.
Таким образом, психологическая подготовка детей к систематическому обучению в школе занимает одно из важнейших мест в деятельности психолога. Показатели такой готовности должны являться целевыми установками в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Подготовка руки дошкольника к письму На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны — важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого педагогу нужно:
1. Научить показывать правую и левую руку.
2. Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой.
3. Учить различать другие парные части тела.
Далее необходимо переходить к формированию
ориентировки в окружающем пространстве:
а) определение пространственного расположения
предметов по отношению к ребенку;
б) определение пространственного соотношения
между несколькими предметами.
В ходе реализации данного направления работы можно использовать:
Глава 4. Психическое развитие детей...
— книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши);
— копирование картинок на прозрачную бумагу;
— рисование и копирование узоров и орнаментов;
— занятия с пластилином и глиной;
— выполнение аппликаций отщипыванием;
— нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;
— самомассаж рук;
1) подушечки четырех пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещать кожу к лучезапястному суставу. Проделать то же с другой рукой.
2) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой.
3) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
4) костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.
5) фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Проделать то же с другой рукой.
6) самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми ука-
Справочник дошкольного психолога
зательным и средним пальцами правой руки делать хватательные движения на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой.
7) движения как при растирании замерзших рук.
8) подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки.
Массируйте спиралевидными движениями.
Рекомендации по развитию активности
ребенка-дошкольника (познавательной,
моторной, коммуникативной)
1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.
Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенку будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
3: Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т. д.).
5. Необходимо учитывать двуплановость дея-
Глава 4. Психическое развитие детей...
тельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.
• 7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.
§ 8. НОВООБРАЗОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Решение проблемы полноценного развития ребенка, предполагающее разработку развивающих педагогических технологий, требует формирования у психологов и педагогов четких представлений о личностных новообразованиях дошкольного детства.
Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя и личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского и его школы.
Согласно этой теории, психологический возраст определяется:
— социальной ситуацией развития;