Психическое развитие в подростковом возрасте.
1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на весь процесс развития.
2. Социальная ситуация развития подростка.
3. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста.
4. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания.
5. Нарушения поведения в подростковый период.
6.Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми
Темы рефератов и сообщений
1. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте.
2. Мотивы и ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?
2. В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?
3. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.
4. С чем связана необходимость повышения уровня самостоятельной учебной работы в подростковом возрасте?
5. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками?
6. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте?
7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта?
8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в подростковом возрасте?
9. Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке?
«Он думал: «Я длинный». Люсьен сгорал от стыда, ведь он такой же длинный, как Барато — маленький, и все смеются над ними. Его словно сглазили: до сего дня он считал естественным смотреть на своих товарищей сверху вниз. Теперь же ему представлялось, что его обрекли вдруг до конца дней оставаться длинным. <...>
Люсьен был в отчаянии. Когда мать уложила его спать, он встал и подошел к зеркалу — посмотреть на себя.
<...> В последующие дни ему хотелось попросить у г-на аббата разрешить пересесть в глубину класса. И все из-за Буассе, Винкельмана и Костиля, которые сидели позади и смотрели ему в затылок. Люсьен чувствовал свой затылок, хотя и не видел его. Но когда он, лихо отвечая, читал монолог Дона Диего наизусть, те, другие, находились сзади, смотрели ему в затылок и думали с усмешкой: "Какой он худой, шея у него, как две веревки"» (Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 334).
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
Психическое развитие в раннем юношеском возрасте.
2. Социальная ситуация развития в ранней юности.
3. Когнитивное развитие в ранней юности.
4. Особенности учебной деятельности.
5. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками.
6. Жизненное самоопределение и выбор профессии.
Темы рефератов и сообщений
1. Формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности у старших школьников.
2.Особенности общения в старшем школьном возрасте.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы задачи развития в ранней юности?
2. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?
3. Каковы особенности общения со сверстниками в юности?
4. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9 -го и 11-го классов средней школы.
5. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками вюношеском возрасте?
6. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универсальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?
«Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно...
.. Володя только к обеду сходит вниз, а целые дни и даже вечера проводит на верху зазанятиями, не по принуждению, а по собственному желанию. Он чрезвычайно самолюбив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично.
И действительно, в фаэтоне... сидит Володя, но уже не в синем фраке и серойфуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольнойшляпе и с позолоченной шпагой на боку.
Володя е сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любочку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнитсебя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к егочуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всехлицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с приличновеличавой и вместе веселой физиономией, приносит завернутую в салфетку бутылкушампанского. Бабушка пьет шампанское, выпивает целый бокал, поздравляя Володю, и снова плачет от радости, глядя на него. Володя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своихзнакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комнате выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бокале называли здоровье каких-то таинственных особ и спорили о том, кому достанется последний глоток. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнемуусаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; насколько я могу слышать — как не принимающий участия в их разговорах,— они толкуют только о героях и героинях прочитанных романов, о ревности, о любви; и я никак не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и почему они так тонко улыбаются и горячо спорят.
Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбымежду товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющиеих от нас и таинственно связывающие их между собой» {Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ
1.Преобладающим видом внимания в начале обучения младших школьников является
а) произвольное внимание;
б)непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) внешнее внимание .
2. Новообразованием младшего школьного возраста является
а) учебная деятельность;
б)внутренний план действия;
в) половая идентификация;
г) новый социальный статус.
3. Компонентом структуры учебной деятельности младшего школьника не являются:
а) мотивация;
б) учебные способности;
в) учебные действия;
г) действия контроля и оценки.
4. В каком возрасте появляется иерархия мотивов?
а) в раннем школьном;
б) в подростковом;
в) в дошкольном;
г) в юности.
5. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период?
а) период неустойчивой психики;
б) период окаменелости;
в) период самостоятельности;
г) период депрессии.
6. Одной из основных характеристик проявления чувства взрослости у подростков (по Т.В. Драгуновой) является:
а)повышение самостоятельности;
б) интеллектуальная взрослость;
в) завоевание определенного положения в обществе,
г) появление новых друзей.
7. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является…
а) интеллектуальная взрослость,
б) принятие ответственности,
в) внешняя взрослость,
г) становление идеала взрослого человека.
8. Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является:
а) забота о своем положении в будущем,
б) интерес к учебе,
в) завоевание определенного места в классе,
г) стремление к положению школьника.
9. Какая стадия развития мышления по Ж.Пиаже характерна для подросткового возраста (11-15 лет):
а) стадия формальных операций;
б) дооперациональная стадия;
в) стадия конкретных операций;
г) сенсомоторный интеллект.
10. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной
деятельности, а также перестройка самосознания характерно для:
а) дошкольного возраста;
б) для юности;
в) младшего школьного возраста;
г) подросткового возраста.
11. Что или кто в основном определяет мнение подростка?
а) Родители;
б) референтная группа;
в) телевидение;
г) нравственные ценности.
12. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является:
а) развитие мышления;
б) половая идентификация;
в) формирование мировоззрения;
г) выбор профессии.
13. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:
а) в накоплении знаний;
б) в формировании формальных операций;
в) в формировании индивидуального стиля мышления;
г) в формировании абстрактного мышления.
14. Чем отличаются отношения со сверстниками в юношеском возрасте по сравнению с подростковым:
а) расширением круга общения;
б) избирательностью в общении;
в) приверженностью компании сверстников;
г) все ответы верны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ)
Возрастной период | Ведущая деятельность | Направленность познавательной деятельности | Преимущественное развитие отдельных сфер психики | Новообразования возраста |
Младенчество (0-1г.) | Непосредственное эмоциональное общение | Познание отношений | Личностная потребностно-мотивационная | Потребность в общении, эмоциональное отношение к другому человеку |
Раннее детство (1-3 г.) | Предметно-манипулятивная | Познание предметного мира | Познавательная сфера | Формирование «практического интеллекта» |
Дошкольный период (3-7 лет) | Ролевая игра | Познание отношений | Личностная сфера, потребностно-мотивационная | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Учебная деятельность | Познание основ наук | Интеллектуально-познавательная сфера | Произвольность внутренний план действий, самоконтроль |
Подростковый возраст (10-15 лет) | Общение в процессе учения и труда | Познание системы отношений в различных ситуациях общения | Личностная-мотивационная сфера | Позиция взрослости, самооценка, усвоение социальных норм |
Ранняя юность (16-17 лет) | Профессионально-учебная деятельность | Познание профессии | Познавательная сфера | Становление мировоззрения, системы убеждений, профессиональные интересы |
СТАДИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Ж.ПИАЖЕ
Возраст | Стадия | Подстадии | Характеристика |
0-1,5-2 года | Сенсомоторная | Врожденные рефлексы (0-1 мес.) | Сосание, хватание и т.д. |
Моторные навыки (1-4 мес.) | Формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой. | ||
Циркулярные реакции(4-8 мес.) | Развитие координации между перцептивными и моторными схемами. | ||
Координация(8-12мес.) | Действия становятся более преднамеренными. | ||
Открытие новых средств(12-18 мес.) | При достижении случайного эффекта, у ребенка формируется связь между его действиями и их результатом. | ||
Изобретение новых средств(18-24 мес.) | Проявление интериориации мысли как результата сочетания уже имеющихся схем для отыскания нового решения проблемы. | ||
2- 11 лет | Конкретных операций | Предоперациональный уровень (2-5 лет) | Усвоение языка, представление предметов и их образов в словах, действия интериоризуются, развивается мышление, которое носит эгоцентрический характер. Рассматривает предметы и явления такими, какими их дает его непосредственное восприятие. Испытывает трудности, если нужно встать на позицию другого. Пик вербального эгоцентризма приходится на 3 года (75 %). |
Уровень конкретных операций (5-7 -11 лет) | Исчезает эгоцентрическая речь, возникают элементарные логические рассуждения по отношению к объектам и событиям. Могут классифицировать по разным признакам. К 7 годам способность к пониманию гибких и обратимых операций | ||
11-15 лет | Формальных операций | Способен мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, рассуждать, формулировать и проверять гипотезы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Временной период | Характеристика периода |
Первый месяц | Оплодотворение. Бластоциста внедряется в поверхность матки, дифференцируется на внутренние клетки и вспомогательные (поддерживающие). Внутренние клетки делятся на три слоя: эктодерма, мезодерма и эндодерма. Начинают развиваться нервная и циркулятивная системы. |
Второй месяц | Быстро развивается голова, которая в начале занимает половину размера эмбриона. Начинают формироваться лицо и шея. Глаза начинают подвигаться к центру лица. Формируются рот и скулы. Главные органы пищеварительной системы начинают дифференцироваться. Циркулятивная система между эмбрионом и плацентой сформирована и начинается сердцебиение эмбриона. |
Третий месяц | Органы пищеварения начинают свою работу. Появляются центры по формированию костей. Появляются зачатки всех зубов. Половые органы быстро развиваются, особенно у мальчиков. Руки, ноги пальцы начинают спонтанные движения. Двигает телом и глазами. |
Четвертый месяц | Лицо обретает человеческие черты. Нижние части тела начинают быстрый рост и по размеру превосходят голову. Рефлексивные движения становятся отчетливее. Большинство костей четко обозначены. |
Пятый месяц | Начинают формироваться нос и уши. Появляются ногти на руках и ногах. |
Шестой месяц | Брови и ресницы видны отчетливо. Тело ясно напоминается человеческие пропорции. Глаза полностью сформированы. |
Седьмой месяц | Жизнеспособен. Выглядит как старый человек с красной, морщинистой кожей. Появляются многочисленные рефлексы. Реагирует на звуки, хорошо слышит голос матери и с первых дней после рождения узнает голос матери среди других голосов. |
Восьмой и девятый месяцы | Созревают легкие. Быстрое развитие головного мозга. Образуется подкожный жировой слой. От матери передаются антитела, защищающие от болезней. |
Таблица 2
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка живо том вниз | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
Таблица 3
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Возраст в месяцах | Успехи | Неудачи |
0-2 | Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий | |
1-4 | Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. | Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место. |
4-6 | Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. | Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком. |
6-12 | Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком | Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах |
Таблица 4
СТАДИИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
(ОТ НОВОРОЖДЕННОСТИ ДО 1,5 ЛЕТ)
Возраст (месяцы) | Основная моторная деятельность |
0-1 | Поза эмбриона |
1-2 | Поднимается подбородок |
2-3 | Поднимается голова |
3-4 | Дотягивается руками до игрушки |
4-5 | Сидит с поддержкой |
5-6 | Сидит на коленях, захватывает предмет |
6-7 | Сидит на стульчике, захватывает движущиеся предметы |
7-8 | Сидит самостоятельно |
8-9 | Стоит с поддержкой |
9-10 | Стоит, держась за мебель |
10-11 | Ползает |
11-12 | Ходит с поддержкой |
12-13 | Встает, держась за мебель |
13-14 | Поднимается по ступенькам |
14-15 | Стоит самостоятельно |
15-16 | Ходит самостоятельно |
Таблица 5