Психическое развитие в подростковом возрасте.

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на весь процесс развития.

2. Социальная ситуация развития подростка.

3. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста.

4. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания.

5. Нарушения поведения в подростковый период.

6.Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми

Темы рефератов и сообщений

1. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте.

2. Мотивы и ценностные ориентации в подростковом возрасте.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?

2. В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?

3. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.

4. С чем связана необходимость повышения уровня самостоятельной учебной работы в подростковом возрасте?

5. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками?

6. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте?

7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта?

8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в подростковом возрасте?

9. Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке?

«Он думал: «Я длинный». Люсьен сгорал от стыда, ведь он такой же длинный, как Барато — маленький, и все смеются над ними. Его словно сглазили: до сего дня он считал естественным смотреть на своих товарищей сверху вниз. Теперь же ему представлялось, что его обрекли вдруг до конца дней оставаться длинным. <...>

Люсьен был в отчаянии. Когда мать уложила его спать, он встал и подошел к зеркалу — посмотреть на себя.

<...> В последующие дни ему хотелось попросить у г-на аббата разрешить пересесть в глубину класса. И все из-за Буассе, Винкельмана и Костиля, которые сидели позади и смотрели ему в затылок. Люсьен чувствовал свой затылок, хотя и не видел его. Но когда он, лихо отвечая, читал монолог Дона Диего наизусть, те, другие, находились сзади, смотрели ему в затылок и думали с усмешкой: "Какой он худой, шея у него, как две веревки"» (Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 334).

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

Психическое развитие в раннем юношеском возрасте.

2. Социальная ситуация развития в ранней юности.

3. Когнитивное развитие в ранней юности.

4. Особенности учебной деятельности.

5. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками.

6. Жизненное самоопределение и выбор профессии.

Темы рефератов и сообщений

1. Формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности у старших школьников.

2.Особенности общения в старшем школьном возрасте.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы задачи развития в ранней юности?

2. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

3. Каковы особенности общения со сверстниками в юности?

4. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9 -го и 11-го классов средней школы.

5. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками вюношеском возрасте?

6. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универсальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

«Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно...

.. Володя только к обеду сходит вниз, а целые дни и даже вечера проводит на верху зазанятиями, не по принуждению, а по собственному желанию. Он чрезвычайно самолюбив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично.

И действительно, в фаэтоне... сидит Володя, но уже не в синем фраке и серойфуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольнойшляпе и с позолоченной шпагой на боку.

Володя е сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любочку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнитсебя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к егочуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всехлицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с приличновеличавой и вместе веселой физиономией, приносит завернутую в салфетку бутылкушампанского. Бабушка пьет шампанское, выпивает целый бокал, поздравляя Володю, и снова плачет от радости, глядя на него. Володя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своихзнакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комнате выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бокале называли здоровье каких-то таинственных особ и спорили о том, кому достанется последний глоток. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнемуусаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; насколько я могу слышать — как не принимающий участия в их разговорах,— они толкуют только о героях и героинях прочитанных романов, о ревности, о любви; и я никак не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и почему они так тонко улыбаются и горячо спорят.

Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбымежду товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющиеих от нас и таинственно связывающие их между собой» {Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

1.Преобладающим видом внимания в начале обучения младших школьников является

а) произвольное внимание;

б)непроизвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) внешнее внимание .

2. Новообразованием младшего школьного возраста является

а) учебная деятельность;

б)внутренний план действия;

в) половая идентификация;

г) новый социальный статус.

3. Компонентом структуры учебной деятельности младшего школьника не являются:

а) мотивация;

б) учебные способности;

в) учебные действия;

г) действия контроля и оценки.

4. В каком возрасте появляется иерархия мотивов?

а) в раннем школьном;

б) в подростковом;

в) в дошкольном;

г) в юности.

5. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период?

а) период неустойчивой психики;

б) период окаменелости;

в) период самостоятельности;

г) период депрессии.

6. Одной из основных характеристик проявления чувства взрослости у подростков (по Т.В. Драгуновой) является:

а)повышение самостоятельности;

б) интеллектуальная взрослость;

в) завоевание определенного положения в обществе,

г) появление новых друзей.

7. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является…

а) интеллектуальная взрослость,

б) принятие ответственности,

в) внешняя взрослость,

г) становление идеала взрослого человека.

8. Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является:

а) забота о своем положении в будущем,

б) интерес к учебе,

в) завоевание определенного места в классе,

г) стремление к положению школьника.

9. Какая стадия развития мышления по Ж.Пиаже характерна для подросткового возраста (11-15 лет):

а) стадия формальных операций;

б) дооперациональная стадия;

в) стадия конкретных операций;

г) сенсомоторный интеллект.

10. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной

деятельности, а также перестройка самосознания характерно для:

а) дошкольного возраста;

б) для юности;

в) младшего школьного возраста;

г) подросткового возраста.

11. Что или кто в основном определяет мнение подростка?

а) Родители;

б) референтная группа;

в) телевидение;

г) нравственные ценности.

12. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является:

а) развитие мышления;

б) половая идентификация;

в) формирование мировоззрения;

г) выбор профессии.

13. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:

а) в накоплении знаний;

б) в формировании формальных операций;

в) в формировании индивидуального стиля мышления;

г) в формировании абстрактного мышления.

14. Чем отличаются отношения со сверстниками в юношеском возрасте по сравнению с подростковым:

а) расширением круга общения;

б) избирательностью в общении;

в) приверженностью компании сверстников;

г) все ответы верны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ)

Возрастной период Ведущая деятельность Направленность познавательной деятельности Преимущественное развитие отдельных сфер психики Новообразования возраста
Младенчество (0-1г.) Непосредственное эмоциональное общение Познание отношений Личностная потребностно-мотивационная Потребность в общении, эмоциональное отношение к другому человеку
Раннее детство (1-3 г.) Предметно-манипулятивная Познание предметного мира Познавательная сфера Формирование «практического интеллекта»
Дошкольный период (3-7 лет) Ролевая игра Познание отношений Личностная сфера, потребностно-мотивационная Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (7-10 лет) Учебная деятельность Познание основ наук Интеллектуально-познавательная сфера Произвольность внутренний план действий, самоконтроль
Подростковый возраст (10-15 лет) Общение в процессе учения и труда Познание системы отношений в различных ситуациях общения Личностная-мотивационная сфера Позиция взрослости, самооценка, усвоение социальных норм
Ранняя юность (16-17 лет) Профессионально-учебная деятельность Познание профессии Познавательная сфера Становление мировоззрения, системы убеждений, профессиональные интересы

СТАДИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Ж.ПИАЖЕ

Возраст Стадия Подстадии Характеристика
0-1,5-2 года Сенсомоторная Врожденные рефлексы (0-1 мес.) Сосание, хватание и т.д.
Моторные навыки (1-4 мес.) Формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Циркулярные реакции(4-8 мес.) Развитие координации между перцептивными и моторными схемами.
Координация(8-12мес.) Действия становятся более преднамеренными.
Открытие новых средств(12-18 мес.) При достижении случайного эффекта, у ребенка формируется связь между его действиями и их результатом.  
Изобретение новых средств(18-24 мес.) Проявление интериориации мысли как результата сочетания уже имеющихся схем для отыскания нового решения проблемы.
2- 11 лет Конкретных операций Предоперациональный уровень (2-5 лет) Усвоение языка, представление предметов и их образов в словах, действия интериоризуются, развивается мышление, которое носит эгоцентрический характер. Рассматривает предметы и явления такими, какими их дает его непосредственное восприятие. Испытывает трудности, если нужно встать на позицию другого. Пик вербального эгоцентризма приходится на 3 года (75 %).
    Уровень конкретных операций (5-7 -11 лет) Исчезает эгоцентрическая речь, возникают элементарные логические рассуждения по отношению к объектам и событиям. Могут классифицировать по разным признакам. К 7 годам способность к пониманию гибких и обратимых операций
11-15 лет Формальных операций   Способен мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, рассуждать, формулировать и проверять гипотезы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Временной период Характеристика периода
Первый месяц Оплодотворение. Бластоциста внедряется в поверхность матки, дифференцируется на внутренние клетки и вспомогательные (поддерживающие). Внутренние клетки делятся на три слоя: эктодерма, мезодерма и эндодерма. Начинают развиваться нервная и циркулятивная системы.
Второй месяц Быстро развивается голова, которая в начале занимает половину размера эмбриона. Начинают формироваться лицо и шея. Глаза начинают подвигаться к центру лица. Формируются рот и скулы. Главные органы пищеварительной системы начинают дифференцироваться. Циркулятивная система между эмбрионом и плацентой сформирована и начинается сердцебиение эмбриона.
Третий месяц Органы пищеварения начинают свою работу. Появляются центры по формированию костей. Появляются зачатки всех зубов. Половые органы быстро развиваются, особенно у мальчиков. Руки, ноги пальцы начинают спонтанные движения. Двигает телом и глазами.
Четвертый месяц Лицо обретает человеческие черты. Нижние части тела начинают быстрый рост и по размеру превосходят голову. Рефлексивные движения становятся отчетливее. Большинство костей четко обозначены.
Пятый месяц Начинают формироваться нос и уши. Появляются ногти на руках и ногах.
Шестой месяц Брови и ресницы видны отчетливо. Тело ясно напоминается человеческие пропорции. Глаза полностью сформированы.
Седьмой месяц Жизнеспособен. Выглядит как старый человек с красной, морщинистой кожей. Появляются многочисленные рефлексы. Реагирует на звуки, хорошо слышит голос матери и с первых дней после рождения узнает голос матери среди других голосов.
Восьмой и девятый месяцы Созревают легкие. Быстрое развитие головного мозга. Образуется подкожный жировой слой. От матери передаются антитела, защищающие от болезней.

Таблица 2

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка живо том вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

Таблица 3

РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2   Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий
1-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.
6-12 Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Таблица 4

СТАДИИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

(ОТ НОВОРОЖДЕННОСТИ ДО 1,5 ЛЕТ)

Возраст (месяцы) Основная моторная деятельность
0-1 Поза эмбриона
1-2 Поднимается подбородок
2-3 Поднимается голова
3-4 Дотягивается руками до игрушки
4-5 Сидит с поддержкой
5-6 Сидит на коленях, захватывает предмет
6-7 Сидит на стульчике, захватывает движущиеся предметы
7-8 Сидит самостоятельно
8-9 Стоит с поддержкой
9-10 Стоит, держась за мебель
10-11 Ползает
11-12 Ходит с поддержкой
12-13 Встает, держась за мебель
13-14 Поднимается по ступенькам
14-15 Стоит самостоятельно
15-16 Ходит самостоятельно

Таблица 5

Наши рекомендации