Тема 19 . Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

Физмат 2й курс 4й семестр

Программа по курсу «Психология»

РАЗДЕЛ П. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 16. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Основные теории развития психики в онтогенезе.Понятие о психическом развитии. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка.

Биологизаторские (Ст.Холл, З.Фрейд, А.Гезелл, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, К.Бюлер) и социологизаторские (ассоцианизм (XIX век), бихевиоризм,

У. Бронфенбреннер, В.Штерн) концепции развития ребенка.

Нормативы развития, развитие мышления (А.Бине и Л. Термен).

Понятие о сензитивном периоде развития. Основные закономерности психического развития. Понятие о возрасте. Движущие силы психического развития на разных возрастных этапах.

Понятие о ведущей деятельности. Кризисы возрастного развития: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, кризис 6-7-летнего возраста, подростковый кризис.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Взаимозависимость психического развития ребёнка и формирования его личности в условиях воспитания и обучения. Педагогический процесс как условие психического развития и формирования личности школьника.

Неравномерность психического развития ребёнка и её причины. Причины задержки в психическом развитии как результат педагогической запущенности. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития в процессе обучения и воспитания.

Тема 17 . Возрастная периодизация развития личности.

Принципы возрастной периодизации: принцип историзма и принцип ведущей деятельности. Понятие о психических новообразованиях. Понятие о социальной ситуации развития.

Классификация возрастных периодов по Д.Б. Эльконину: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Ведущий вид деятельности и психические новообразования, соответствующие каждому возрастному этапу. Механизмы перехода от одной возрастной ступени к другой.

Тема 18 . Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.

Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к обучению в школе. Социальная ситуация развития младшего школьника.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения и поведения и их изменения от 1 к 4 классу. Особенности познавательных интересов младших школьников. Развитие произвольно-волевой регуляции и формировании характера. Особенности понимания и отношения младших школьников к нравственным явлениям жизни людей. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Развитие познавательной деятельности младшего школьника.

Роль речи в психическом развитии младшего школьника.

Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Единство педагогических воздействий школы и семьи.

Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы.

Тема 19 . Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Половое созревание и его роль в поведении подростка. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.

Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Начало развития самосознания в подростковом возрасте как качественно новый этап формирования личности ребёнка.

Ведущая роль группы сверстников, референтной группы, взаимоотношений с людьми в формировании личности подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков.

Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста.

Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Изолированность как фактор педагогической запущенности детей.

Наши рекомендации