Развитие самосознания в подростковом возрасте

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л.С.Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь (1983). Д.Б.Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости – особая форма самосознания. Ее «особость» в том, что самосознание выступает как социальное самосознание, т.е. как форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств. Аффективная форма переживания своего места в мире определяет самосознание подростка как чувство взрослости.

Итак, централь­ным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение унего представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости). Рождаяськак смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведенииподросткав форместремления быть и считаться взрослым: подросток отвергает свою принадлежность к детям, хотя у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости.

Такие образом, противоречие между потребностью в признании взрос­лым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать то, что он уже не ребенок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на возраст 13 лет, когда в поведении подростков наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, непривычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи и т.д.)

Формированию чувства взрослости способствуют два главных фактора: 1) осозна­ние подростком сдвигов в своем физическом развитии и половом созре­вании; 2) социальные условия, например, если подросток имеет какие-либо серьезные обязанности, выполняя которые может проявить свою самостоятельность. Возникновение чувства взрослости делает подростка обостренно восприимчи­вым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, кото­рые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Фактически это означает внутреннюю переориентацию подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», предназначенной для детей и фиксирующей их несамостоятельность, неравноправное и за­висимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, в том числе интимным, приобрести их качества, умения, пра­ва и привилегии.

Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрос­лости, поскольку в них наиболее зримо выступают отличи­тельные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, упот­ребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокет­ства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.). Сига­рета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных гла­зах и, как ему кажется, в представлении окружающих. Подражание взрослым также часто проявляется в особой заботе о привлекательности своей внешности, в стремлении подо­гнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек.

Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д.Б.Эльконин выделяет различные виды взрослости:

- социо-моральную взрослость как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;

- взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;

- внешнюю взрослость – романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.

Очевидно, что продуктивными с точки зрения решения задач развития будут социо-моральная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характере самостоятельности подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.

Перестройка взаимоотношений со взрослыми. Претензии под­ростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу его взаимоотношений с близкими взрослыми. Подросток начинает сопротив­ляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятель­ность, опекают как «маленького»: конт­ролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п. У подростка появля­ется обостренное чувство собственного достоинства: он осозна­ет себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношении становится для него неприемлемым. В результате прававзрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослымиего самостоятельности. Разные формы протеста и не­подчинения подростка - средство изменить прежний тип отно­шений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учи­тывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Этому, однако, препятствует ряд существенных моментов: 1) сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»; 2) полная материаль­ная зависимость от родителей; 3) прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направ­лять и контролировать ребенка; 4) сохранение у подростка детских черт в облике и поведении; 5) отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно. Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако разви­тие социальной взрослости подростка объективно необходимо для его подготовки к будущей жизни.

Поскольку это процесс сложный, и подросток лишь постепенно может научиться «по-взрос­лому» действовать, думать, общаться с людьми, именно поэтому задача воспитания под­ростка в семье требует от родителей смены их прежнего типа отношений на новый. Непонимание или недостаточный учет этого обстоятельства взрослыми нередко становится источником конфликтов и трудностей в их взаимоотношениях с подростком. Если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку, ломка прежних отношений может затя­нуться на весь подростковый период и приобрести форму болезненного хроническо­го конфликта. В этом случае у подростков появля­ется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослых, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может, а в дальнейшем - сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрос­лого, который может вообще потерять возможность влиять на под­ростка в ответственный период его личностного становления. В то же время трудности в общении взрослого и подростка пусть не исчезают полностью, но существенно смягчаются, если подростку предоставляется разумная и достаточная степень самостоятельности и отношения с ним строятся как сотрудничество,предполагающее взаимное уважение, помощь и доверие.

Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. В силу этого подростковый возраст – период интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений, выработки принципов, сенситивный период для морального развитияличности.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личное общение со сверстниками, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью в ее уникальности и своеобразии. Интимно-личное общение определяется морально-этическими нормами и строятся на основе доверия, полного уважения и равноправия и общности внутренней жизни.

Происходящие в начале подросткового возраста процессы разви­тия определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний и требований к отноше­ниям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной дея­тельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, об­ласти отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень боль­шую ценность. По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвига­я на второй план, как учение, так и общение с родными.

Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстни­ками, желание "быть в группе" и иметь близких друзей сочетается с не менее сильным желаниембыть принятым, признанным, уважаемым в своейгруппе. Невозможность удовлетворить эту важнейшую потребность (например, из-за не сложившихся отношений с одноклассниками, потери близкого друга или разрушения дружбы) порождает тяжелые переживания и расце­нивается как личная драма. Переживание одиночества тяжко и невы­носимо для подростка. По этой причине неблагополучие в отношениях с одно­классниками толкает его на поиск друзей за пре­делами школы.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье). Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

Взаимоотношения под­ростков - как личные, так и межгрупповые - часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости и поведения, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др. Поэтому подростки дружно осуждают «измены» товарищу и группе, нарушение договоренности, отказ в помощи, стремление к первенству и командованию, зазнайство и выпячивание собственных достоинств, нежелание считаться с мнением товарища, унижение его достоинства словом, силой, хитростью, в глаза и за глаза, прямо и косвенно. Такие особенности поведения порождают обиды, столкновения, конфликты. У подростков (по сравнению с младшими школьниками) увеличивается численность двух крайних групп детей - популярных и изолированных.Об­щение подростков - это своего рода практика по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах, приближающихся к нормам морали взрослых.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Заме­чания, недовольства и обиды друзей заставляют его заду­маться о причинах этого, по­могают увидеть и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориен­тироваться на требования сверстников, учитывать их. Отсутствие такого умения расценивается как инфанти­лизм.

Для образования дружеских связей между подростками большое значение имеет общность в интересах и любимых занятиях. Большое место в общении близких друзей занимают разговоры. Они пронизывают различные занятия, прогулки, ме­шают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подрост­ков, «самое интересное - разговаривать!» Ребята обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоот­ношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и замыслах, о симпатиях и антипатиях. Много внимания уделяется интимным вопросам, связанным с половым созреванием. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и уме­ния хранить тайну. Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, так как позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. По этой причине дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений.

Отношения между мальчиками и девочками также претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется острый интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим — интерес к соб­ственной внешности, забота о привлекательности. В физиче­ском развитии и половом созревании девочки обгоняют маль­чиков: в 11-12 лет некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обо­гнала своих одноклассников в росте. У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется ско­ванность, интерес друг к другу может сосуществовать с обособленно­стью мальчиков и девочек. В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содер­жательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д. В последние десятилетия у значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых связей, что во многом является результатом влияния средств массовой информации, активно влияющих на искусственную "сексуализацию" интересов детей и подростков.

Таким образом, большое значение обще­ния с близкими друзьями для развития лич­ности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений - личных, кото­рые специфичны именно для взрослых людей. Овладение нор­мами дружеских отношений составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.

Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям, нередко фиксация на себе, находящая отражение в явлении личностного эгоцентризма.

Наши рекомендации