Положение о педагогической практике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задание 1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.

Программа выполнения задания

1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.

Форма отчетности

1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.

Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия

(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)

Дата _________Дисциплина________________________

Група/Курс____________________Преподаватель____________________

Тема_________________________________________________________

1. Оценка цели занятия

  • степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
  • реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
  • сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.

2. Подготовленность занятия:

  • планирование;
  • материальная обеспеченность оборудованием;
  • содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.

3. Оценка содержания:

  • научность, доступность и посильность изучаемого материала;
  • актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:

  • рациональность и эффективность использования времени занятия;
  • оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
  • степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
  • степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
  • уровень обратной связи в ходе занятия;
  • эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
  • привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
  • степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия

5. Реализация психологических основ обучения:

  • учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
  • развитие профессионального мышления;
  • формирование интереса к знаниям;
  • учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
  • целесообразная эмоциональность занятия.

6. Оценка основных характеристик студентов:



  • степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
  • уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
  • наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
  • степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

  • знание предмета, профессиональная компетентность;
  • общая эрудиция;
  • социальная адаптированность;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
  • степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
  • внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.

8. Оценка результатов занятий:

  • обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
  • воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
  • воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).

9. Рекомендации магистранту-преподавателю.

Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля

Устного изложения учебного материала

(определение лекторского стиля по Л.Д. Столяренко)

Задание 2. разработка, проведение и самоанализ

Лекционных и семинарских (практических)

Занятий по психологии

Цель: научиться приемам и способам подготовки и проведения семинарских (практических) и лекционных занятий с будущими психологами и педагогами-психологами.

Информация к сведению

Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.

При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.

В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:

1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);

2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)

3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).

Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.

В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).

Задача преподавателя при проведении лекционного и семинарского занятий состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить занятие, строго придерживаясь плана;

- свободно владеть материалом;

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную реакцию;

Применять наглядные средства обучения.

Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ одной лекции и одного семинарского/практического занятия.

Программа выполнения задания

1.Продумать цель занятия по данной теме, уяснить ее значение, составить план-конспект, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.

2.Обсудить с руководителем / преподавателем разработанный план-конспект занятия.

3.Провести не менее 1 семинарского (практического) и 1 лекционного занятия с будущими психологическими кадрами.

4.Проанализировать каждое проведенное занятие по схемам с руководителем практики.

Форма отчетности

1. План-конспект 2- самостоятельно проведенных занятий.

2. Письменный анализ занятий.

Задание 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

СТУДЕНТОВ

Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.

1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.

Форма отчетности

1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.

Образец рецензии на курсовую работу

Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ   РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам.   Вывод:курсовая работа______________________ (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки.   Рецензент ______________ ______________________ (подпись) (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г.  

При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:

· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;

· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;

· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;

· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;

· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;

· отразить научную позицию ее автора.

ЗАДАНИЕ 4. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.

Программа выполнения задания

1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:

· 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология», «Психолого-педагогическое образование»;

2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.

Форма отчетности

1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») или ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.

заключение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров психологии, которые должны быть подготовлены к решению профессиональных задач в рамках педагогической деятельности.

В ходе практики магистранты учатся определять потребности в психологической подготовке, содержание, формы и технологии обучения в системе высшего и дополнительного образования, осуществлять конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организовывать взаимодействие в учебных группах, оценивать и контролировать эффективность обучения.

Руководство практикой на кафедре обеспечивает координатор образовательной программы, а также руководители, закрепленные за каждым магистрантом. В ходе практики магистрант заполняет рабочий журнал, который является обязательным документом, представляемым для контроля и оценки выполнения программы практики. На основании проверки документации, характеристики индивидуального и группового руководителей практики о качестве её прохождения, обсуждения итогов практики на заседании кафедры и итоговой конференции практиканту выставляется отметка.

Педагогическая практика проводится на 2 курсе магистратуры в течение четырех недель, начиная с первой недели декабря, с отрывом от учебных занятий, но без отрыва от работы на базе кафедры социальной психологии Института педагогики Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова.

Цели практики

Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности, в частности, применения современных методов и методик преподавания психологических дисциплин в роли преподавателя системы высшего и дополнительного образования вуза, формировании профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды высшего учебного заведения.

Основные задачи педагогической практики магистрантов:

– активизация участия магистрантов в разработке образовательных программ и учебно-методических материалов, программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований;

– обеспечение магистрантам условий для постановки и модернизации отдельных практикумов по дисциплинам профилей направления, проведения отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая практические и семинарские занятия, а также научно-исследовательской работы со студентами;

– развитие у магистрантов навыков применения инновационных образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения, а также анализа/самоанализа учебных занятий;

– развитие личностных качеств магистрантов, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП.

Конкретные задачи педагогической практики:

  1. Овладеть умениями психолого-педагогического анализа содержания и проведения основных видов учебных занятий по психологическим дисциплинам в вузе.
  2. Овладеть умениями подготовки и проведения различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения: лекции и практические (лабораторные) занятия.
  3. Приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов младших курсов.
  4. Овладеть умениями разработки рабочих программ учебных дисциплин по психологии.
  5. Приобрести опыт разработки мультимедийных презентаций по рекламе образовательных программ психологической направленности в вузе.
  6. Освоить требования к отчетной документации.

Место практики в структуре ООП

Педагогическая практика базируется на освоении магистрантами общенаучного цикла дисциплин, логически связана с научно-исследовательской и производственной видами практиками, предусмотренными по направлению 03030068 «Психология» Социальная психология.

При освоении педагогической практики необходимы знания, умения и навыки магистрантов, приобретенные в результате освоения следующих дисциплин общенаучного цикла: Актуальные проблемы психологии человека, Методология современной психологии; Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Качественные и количественные методы в психологии; Теории личности; Научные школы итеории в современной психологии; Статистические методы в психологии; Эксперимент и проектная деятельность в психологии.

Педагогическая практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс. Программа практики увязана с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, заканчивающих магистратуру.

Формы проведения практики

Педагогическая практика может проходить в следующих формах:

– участие магистранта в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

– разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;

– подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;

– участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов научных работ студентов;

– участие в проверке итогов тестирования, курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;

– посещение занятий ведущих преподавателей кафедр, мастер-классов, тренингов;

– другие формы работ, определенные руководителем практики.

Структура и основное содержание педагогической практики

1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию и одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.

2. Разработать и провести 1 самостоятельную лекцию с мультимедийным представлением психологического материала и 1 практическое (лабораторное) занятие. Конспекты занятий (с презентацией - наглядностью) и их анализ представить в Отчете.

3. Написать 1 рецензию на студенческую курсовую работу по психологии - представить в Отчете.

4. Участвовать в разработке одной программы учебного курса по психологиив соответствии с учебными планами по направлению/специальности 03030068 «Психология» (магистерская программа Социальная психология). Программу представить в Отчете.

5. Подготовить Отчет к итоговой конференции.

Задание 1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.

Программа выполнения задания

1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.

Форма отчетности

1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.

Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия

(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)

Дата _________Дисциплина________________________

Група/Курс____________________Преподаватель____________________

Тема_________________________________________________________

1. Оценка цели занятия

  • степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
  • реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
  • сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.

2. Подготовленность занятия:

  • планирование;
  • материальная обеспеченность оборудованием;
  • содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.

3. Оценка содержания:

  • научность, доступность и посильность изучаемого материала;
  • актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:

  • рациональность и эффективность использования времени занятия;
  • оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
  • степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
  • степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
  • уровень обратной связи в ходе занятия;
  • эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
  • привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
  • степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия

5. Реализация психологических основ обучения:

  • учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
  • развитие профессионального мышления;
  • формирование интереса к знаниям;
  • учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
  • целесообразная эмоциональность занятия.

6. Оценка основных характеристик студентов:

  • степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
  • уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
  • наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
  • степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

  • знание предмета, профессиональная компетентность;
  • общая эрудиция;
  • социальная адаптированность;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
  • степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
  • внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.

8. Оценка результатов занятий:

  • обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
  • воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
  • воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).

9. Рекомендации магистранту-преподавателю.

Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля

Наши рекомендации