Положение о педагогической практике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задание 1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.
Программа выполнения задания
1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.
Форма отчетности
1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.
Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия
(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)
Дата _________Дисциплина________________________
Група/Курс____________________Преподаватель____________________
Тема_________________________________________________________
1. Оценка цели занятия
- степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
- сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.
2. Подготовленность занятия:
- планирование;
- материальная обеспеченность оборудованием;
- содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.
3. Оценка содержания:
- научность, доступность и посильность изучаемого материала;
- актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:
- рациональность и эффективность использования времени занятия;
- оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
- степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
- уровень обратной связи в ходе занятия;
- эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
- привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
- степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия
5. Реализация психологических основ обучения:
- учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
- развитие профессионального мышления;
- формирование интереса к знаниям;
- учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
- целесообразная эмоциональность занятия.
6. Оценка основных характеристик студентов:
- степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
- уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
- наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
- степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
- знание предмета, профессиональная компетентность;
- общая эрудиция;
- социальная адаптированность;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
- степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
- внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.
8. Оценка результатов занятий:
- обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
- воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
- воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).
9. Рекомендации магистранту-преподавателю.
Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля
Устного изложения учебного материала
(определение лекторского стиля по Л.Д. Столяренко)
Задание 2. разработка, проведение и самоанализ
Лекционных и семинарских (практических)
Занятий по психологии
Цель: научиться приемам и способам подготовки и проведения семинарских (практических) и лекционных занятий с будущими психологами и педагогами-психологами.
Информация к сведению
Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.
При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.
В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:
1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);
2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)
3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).
Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.
В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).
Задача преподавателя при проведении лекционного и семинарского занятий состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:
- проводить занятие, строго придерживаясь плана;
- свободно владеть материалом;
- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;
- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;
- чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную реакцию;
Применять наглядные средства обучения.
Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ одной лекции и одного семинарского/практического занятия.
Программа выполнения задания
1.Продумать цель занятия по данной теме, уяснить ее значение, составить план-конспект, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.
2.Обсудить с руководителем / преподавателем разработанный план-конспект занятия.
3.Провести не менее 1 семинарского (практического) и 1 лекционного занятия с будущими психологическими кадрами.
4.Проанализировать каждое проведенное занятие по схемам с руководителем практики.
Форма отчетности
1. План-конспект 2- самостоятельно проведенных занятий.
2. Письменный анализ занятий.
Задание 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ
Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.
1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.
Форма отчетности
1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.
Образец рецензии на курсовую работу
Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам. Вывод:курсовая работа______________________ (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки. Рецензент ______________ ______________________ (подпись) (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г. |
При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:
· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;
· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;
· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;
· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;
· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;
· отразить научную позицию ее автора.
ЗАДАНИЕ 4. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.
Программа выполнения задания
1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:
· 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология», «Психолого-педагогическое образование»;
2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.
Форма отчетности
1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») или ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.
заключение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров психологии, которые должны быть подготовлены к решению профессиональных задач в рамках педагогической деятельности.
В ходе практики магистранты учатся определять потребности в психологической подготовке, содержание, формы и технологии обучения в системе высшего и дополнительного образования, осуществлять конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организовывать взаимодействие в учебных группах, оценивать и контролировать эффективность обучения.
Руководство практикой на кафедре обеспечивает координатор образовательной программы, а также руководители, закрепленные за каждым магистрантом. В ходе практики магистрант заполняет рабочий журнал, который является обязательным документом, представляемым для контроля и оценки выполнения программы практики. На основании проверки документации, характеристики индивидуального и группового руководителей практики о качестве её прохождения, обсуждения итогов практики на заседании кафедры и итоговой конференции практиканту выставляется отметка.
Педагогическая практика проводится на 2 курсе магистратуры в течение четырех недель, начиная с первой недели декабря, с отрывом от учебных занятий, но без отрыва от работы на базе кафедры социальной психологии Института педагогики Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова.
Цели практики
Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности, в частности, применения современных методов и методик преподавания психологических дисциплин в роли преподавателя системы высшего и дополнительного образования вуза, формировании профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды высшего учебного заведения.
Основные задачи педагогической практики магистрантов:
– активизация участия магистрантов в разработке образовательных программ и учебно-методических материалов, программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований;
– обеспечение магистрантам условий для постановки и модернизации отдельных практикумов по дисциплинам профилей направления, проведения отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая практические и семинарские занятия, а также научно-исследовательской работы со студентами;
– развитие у магистрантов навыков применения инновационных образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения, а также анализа/самоанализа учебных занятий;
– развитие личностных качеств магистрантов, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП.
Конкретные задачи педагогической практики:
- Овладеть умениями психолого-педагогического анализа содержания и проведения основных видов учебных занятий по психологическим дисциплинам в вузе.
- Овладеть умениями подготовки и проведения различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения: лекции и практические (лабораторные) занятия.
- Приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов младших курсов.
- Овладеть умениями разработки рабочих программ учебных дисциплин по психологии.
- Приобрести опыт разработки мультимедийных презентаций по рекламе образовательных программ психологической направленности в вузе.
- Освоить требования к отчетной документации.
Место практики в структуре ООП
Педагогическая практика базируется на освоении магистрантами общенаучного цикла дисциплин, логически связана с научно-исследовательской и производственной видами практиками, предусмотренными по направлению 03030068 «Психология» Социальная психология.
При освоении педагогической практики необходимы знания, умения и навыки магистрантов, приобретенные в результате освоения следующих дисциплин общенаучного цикла: Актуальные проблемы психологии человека, Методология современной психологии; Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Качественные и количественные методы в психологии; Теории личности; Научные школы итеории в современной психологии; Статистические методы в психологии; Эксперимент и проектная деятельность в психологии.
Педагогическая практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс. Программа практики увязана с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, заканчивающих магистратуру.
Формы проведения практики
Педагогическая практика может проходить в следующих формах:
– участие магистранта в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
– разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;
– подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;
– участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов научных работ студентов;
– участие в проверке итогов тестирования, курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;
– посещение занятий ведущих преподавателей кафедр, мастер-классов, тренингов;
– другие формы работ, определенные руководителем практики.
Структура и основное содержание педагогической практики
1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию и одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.
2. Разработать и провести 1 самостоятельную лекцию с мультимедийным представлением психологического материала и 1 практическое (лабораторное) занятие. Конспекты занятий (с презентацией - наглядностью) и их анализ представить в Отчете.
3. Написать 1 рецензию на студенческую курсовую работу по психологии - представить в Отчете.
4. Участвовать в разработке одной программы учебного курса по психологиив соответствии с учебными планами по направлению/специальности 03030068 «Психология» (магистерская программа Социальная психология). Программу представить в Отчете.
5. Подготовить Отчет к итоговой конференции.
Задание 1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.
Программа выполнения задания
1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии.Письменный анализ занятий представить в Отчете.
Форма отчетности
1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.
Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия
(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)
Дата _________Дисциплина________________________
Група/Курс____________________Преподаватель____________________
Тема_________________________________________________________
1. Оценка цели занятия
- степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
- сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.
2. Подготовленность занятия:
- планирование;
- материальная обеспеченность оборудованием;
- содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.
3. Оценка содержания:
- научность, доступность и посильность изучаемого материала;
- актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:
- рациональность и эффективность использования времени занятия;
- оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
- степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
- уровень обратной связи в ходе занятия;
- эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
- привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
- степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия
5. Реализация психологических основ обучения:
- учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
- развитие профессионального мышления;
- формирование интереса к знаниям;
- учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
- целесообразная эмоциональность занятия.
6. Оценка основных характеристик студентов:
- степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
- уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
- наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
- степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
- знание предмета, профессиональная компетентность;
- общая эрудиция;
- социальная адаптированность;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
- степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
- внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.
8. Оценка результатов занятий:
- обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
- воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
- воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).
9. Рекомендации магистранту-преподавателю.
Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля