Упражнение 2. «Как понравиться»

Цель: принятие приемов психологической аттракции и реали­зация их в практической деятельности.

Задание: формирование первого позитивного впечатления по­средством набора психологических приемов. Инструкция:

А косолапый и рад:

Вот это наряд так наряд!

Как пойду я павлином

По горам и долинам,

Так и ахнет звериный народ:

«Ну, что за красавец идет!»

(К. Чуковский. «Топтыгин и Лиса»)

Действительно, для всех нас очень важно первое впечатление, произведенное тем, как человек одет. Но еще большее значение имеет умение сразу расположить к себе собеседника. Аудитория в первый момент встречи воспринимает лектора с позиции трех эго-состояний. Вспомните их. Эго-состояние «Родитель» — это наша система жизненных стереотипов, область «надо». Эго-состояние «Ре­бенок» — это сфера эмоций, область «хочу». Эго-состояние «Взрос­лый» — это сфера знаний, информации, трезвого анализа, область «возможно», «разумно».

Разыграем ситуацию: мы находимся на лекции, например по проблемам семейных отношений. В аудиторию вошла молодая лектор. Слушатели восприняли ее по-разному через три эго-со-стояния.

Вариант 1. Разыграем эти эго-состояния (подгруппа артистов), а лектор попытается их уловить и соответствующим образом отре­агировать на поступающие реплики

Вариант 2. Аудитория выражает эго-состояния через неверба-лику (жесты, мимику, позу), а лектор пытается «сделать подар­ки» в виде реализации «Правила 3 плюсов»: 1-й плюс — это имя собеседника, 2-й плюс — это улыбка, 3-й плюс — это компли­мент.

Лектору предоставляется возможность использовать их по сво­ему усмотрению (все вместе или по отдельности). На роль лекто­ра выбирается несколько человек.

Анализ упражнения (делает экспертная группа в количестве 3— 5 человек):

1. Кто из лекторов вам понравился больше? Почему?

2. Какова сила психологического воздействия «Правила 3 плю­
сов»?

3. От чего зависит эффективность этого правила?

4. Ваши предложения по реализации стратегии первого впечат­
ления?

Вопросы для лектора:

1. Что вы почувствовали, когда услышали реплики «родителей»,
«ребенка», «взрослого»?

2. Насколько быстро, легко, комфортно вам было использовать
«Правило 3 плюсов»?

Упражнение 3. «Первое впечатление»

Цель: формирование умения производить определенное впечат­ление с учетом выбранного образа преподавателя.

Задание: обыграть образ преподавателя.

Инструкция: первое впечатление о человеке очень стойкое, и потому нужны сильные воздействующие эффекты, чтобы его из­менить. Чаще в начале лекции, доклада мы воспринимаем не его содержание, а личность выступающего. Постараемся представить­ся с помощью разыгрывания образа преподавателя, например «На­блюдателя» (девиз: «Я вас не трогаю, вы меня не трогаете»), «На­полеона» (девиз: «Студенты неприятные, но необходимые в моей деятельности»), «Доктора Фауста» (девиз: «Я сделаю вас такими, какими хочу видеть»), «Кота Леопольда» (девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»).

Выберите свой собственный образ, опишите его. На демонст­рацию образа дается не более 1 мин. Выполняем задание по прин­ципу игры «Артисты — зрители». Команда актеров выходит из ау­дитории. Каждый представляет свою роль. Зрители распознают роль преподавателя. Они могут для полного раскрытия образа задать во­просы, предложить некоторые реплики персонажу. Оценка актеру дается по 5-балльной системе.

Анализ упражнения:

1. Как влияет на яркость первого впечатления образ личности лектора?

2. Какие ассоциации, быть может, воспоминания появились у
вас в связи с наблюдением того или иного образа?

3. Всегда ли в реальной жизненной ситуации мы сразу реаги­
руем на роль?

4. На что мы обращаем внимание в первый момент встречи?

Упражнение 4. «Информация»

Цель: передача информации в соответствии с заданным алго­ритмом.

Задание: подготовить выступление-информацию в виде сообще­ния или лекции.

Инструкция: вам следует представить материал публичного вы­ступления. Продумайте форму выступления (небольшая лекция, отчет, сообщение, доклад). Выберите тему. Не забудьте о структу­ре выступления: 1-я часть — вступление, здесь главное — привлечь внимание, создать впечатление, установить первоначальный кон­такт; 2-я часть — основная, здесь стержень состоит в аргумента­ции, точности языка и лаконичности мысли; 3-я часть — заклю­чение, это выводы, личное отношение, указания на нерешенные проблемы, призывы к дальнейшим действиям.

На подготовку выступления отводится 3 мин, на выступление — 3 мин. Выступают все по очереди слева направо.

Анализ выступлений:

1. Какое выступление производит большее впечатление?

2. Какое более всего отвечает логике построения по предъяв­
ленным требованиям?

3. Выделите допущенные ошибки лектора в настрое на воспри­
ятие материала, в поведении, содержательном аспекте.

Наши рекомендации