Профессиональные качества специалиста социальной работы. Квалификационная характеристика

Специалист должен обладать следующими проф. качествами: знанием целей, задач, законов и методов СР, иметь хорошей профессиональной подготовкой, знаниями в различ­ных областях: психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, информатики и т.д.; достаточно высокой общей культурой, быть эрудированным спе­циалистом; инфо о современных политических, соц-х и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведом­лен­ность о различных соц-х группах населения; умением предвидеть последствия своих действий, твердо прово­дить свою позицию в деле соц. помощи клиенту (группе, общности); профессиональным тактом, способностью вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть дели­кат­ным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оцен­ках и действиях, при всевозможных неудачах оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к клиенту, добросовестно испол­нять свой долг; умением принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их изла­гать, всегда поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Профессиональные и духовно-нравственные качества: сострадание, милосердие, чувство гражданской и социальной справедливости.

Профессиональная деятельность соц. работника обусловлена совокупностью его личностных качеств, ценностными ориентациями и интересами, которые и оказывают решающее воздействие на систему формирующихся отношений. Осн. качества, которыми должен обладать специалист по СР это – эмпатия и умение устанавливать такие взаимоотношения с клиентом, которые помогли бы расположить его к себе, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию.

Среди значимых личностных качеств, без которых социальный работник не состоятелен как профессионал, и которые необходимо вырабатывать, если они изначально ему несвойственны, выделяют 3 основные группы:

1.) психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности;

2.) психологические качества, характеризующие социального работника как личность;

3.) психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); внимание как состояние сознания, эмоциальные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества как самоконтроль, самооценка своих поступков, характеристики Я-концепции, направленность его личности; а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (сопереживание, выявление ожиданий, установок, состояний других людей); аттрактивность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать словом).

Квалификационная характеристика социального педагога (1991) состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первом разделе определены основные виды помощи социального педагога ребенку: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-быто­вая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая.

Второй раздел определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории со­циальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями де­тей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; ме­тодов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Успешное выполнение социальным педагогом своих профес­сиональных обязанностей предполагает наличие у него следую­щих знаний:

· основные закономерности возрастного и психологического развития личности;

· специфика различных возрастных групп, их установки, инте­ресы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности;

· специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях);

· современное состояние и тенденции развития детских, юно­шеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации;

· функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкретных видов деятельности и форм знаний;

· социальные, демографические, этнические, культурологические и экологические особенности среды, в которой организуется работа;

· принципы и содержание досуговой деятельности и организации свободного времени людей различных возрастных групп;

· Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием;

· Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и се­мейного законодательства;

· правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения;

· методика диагностики личности, семьи, среды;

· специфика организации и проведения социально ценных ви-дов досуговой и трудовой деятельности;

· методы планирования собственной деятельности в социуме;

· методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки;

· методика работы с различными «группами риска», с катего­риями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (инвалиды, пенсионеры, престарелые).

Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой ос­нове у специалиста формируется профессиональное мышление.

Важной профессиональной характеристикой социального пе­дагога является его способность к рефлексии, умение соотнести полученный результат с целью своей деятельности и понять причины профессиональных затруднений.

Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает:

-умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

-умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимо­действия с ними.

К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и проективные умения социального педагога.

Третий раздел квалификационной характеристике вклю­чает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории.

Профессиональные умения- способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей де­ятельности

Коммуникативные умения вступать в контакты с разными людьми, вызывать доверие у клиентов

Прикладные умения: анализ, сбор, учет, обработка информации

Организаторские умения: ставить конкретные задачи, направленные на решение про­блем;

Аналитические умения: изучать личность, семью, ставить социальный диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента,

Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей про­фессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Наши рекомендации