Симметрия движения: левый мозг, правый мозг

Способность животного к активному передвижению не была изначальным свойством, она – эволюционное приобретение, причем, приобретение довольно позднее. Каков был его смысл? Только активно передвигающийся организм мог переходить в случае необходимости из неблагоприятных условий обитания в более благоприятные, разыскивать пищу, если надо даже преследовать добычу, спасаться от врагов и многое другое.

Подвижность не только изменила образ жизни животного, она привела к кардинальной реорганизации всей его структуры. Прикрепленные к субстрату и малоподвижные организмы были радиально-симметричными (гидры, медузы, морские звезды). Их мир был двухмерным. Способность к активному движению приводит к появлению новой, третьей координаты; вместо одной координаты - ближе к центру и дальше от центра – возникают две: переднезадняя и боковая (правая–левая). Соответственно изменяется и симметрия самого организма: формируются передний и задний концы тела, правый и левый бока. На переднем конце формируется голова – центр, в котором сосредоточены рецепторы основных органов чувств.

Поскольку подвижный организм обитает в трехмерном мире, для ориентации в нем необходимо воспринимать не только наличие сигнала, но и расположение его источника относительно самого воспринимающего сигнал органа, а с такой задачей может справиться только парный орган. Вот почему у человека, как и его предков, два глаза, два уха, две ноздри и так далее. Соответственно и центральное – мозговое звено каждого органа чувств тоже парно, оно представлено в обоих полушариях – правом и левом. У большинства людей при рассматривании предмета первым нацеливается на него правый глаз, при восприятии звука – правое ухо, поскольку мышечная чувствительность и осязание также выше на правой руке, левое полушарие оказывается более загруженным. Но не всегда...

Некоторые люди нацеливаются на предмет не правым, а левым глазом; у других выше острота слуха не правого, а левого уха, у третьих лучше осязание с левой стороны. Все, конечно, встречали людей, которые едят, пишут левой рукой. Их называют левшами. Значительно большее количество людей, хотя и выполняют все основные действия правыми руками, могут, в случае необходимости, переключаться на левую. Их называют амбидекстрами. В раннем детстве многие амбидекстры предпочитают делать все левой рукой, но потом, под влиянием направленного родительского воспитания или просто от того, что в мире правшей быть правшой удобнее, чем левшой, они исподволь переходят на правую руку. Заметим здесь, что в авторитарных семьях леворукие дети встречаются значительно реже, чем в семьях либеральных. Скорее всего, строгие родители переучивают детей сами того не ведая, возможно, уже с младенчества, забирая рожок или погремушку из левой руки и вкладывая их в правую. Но в конечном счете все зависит от степени асимметрии левой и правой руки: у амбидекстров эта асимметрия выражена слабее и поэтому, если у них есть небольшая склонность к левшеству, переучивание происходит легче.

Отличить ребенка, как и взрослого, леворукого от праворукого несложно, а вот как быть с амбидекстрами, ведь мы уже упоминали о том, что значительная их часть пишет, рисует, отбивает мяч и держит ложку в правой руке. Во-первых нам может помочь динамометрия: у истинных правшей правая рука почти всегда сильнее левой, а вот у амбидекстров наоборот – левая рука по силе не уступает правой, а в большинстве случаев даже сильнее ее, поэтому амбидекстры предпочитают носить тяжести в левой, а не в правой руке. Другой тест на диагностику амбидекстрии носит название «зеркального письма»: дайте вашему ребенку в каждую руку по карандашу и предложите ему на одном листе бумаги написать одновременно слово «сыр». У истинного правши слово, написанное левой рукой, будет как бы зеркальным отображением слова, написанного правой: во-первых, вместо «сыр» будет слово «рыс», а во-вторых, все буквы в этом слове будут обращены справа налево. В отличии от этого, амбидекстр, как и левша, оба слова обеими руками напишет верно и слева направо – «сыр» – «сыр».

Психологи различают у человека три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и формально-логическое. Как правило, одна из трех форм мышления преобладает над другими. Какая именно - это зависит и от наследственной предрасположенности, и от тренировки. Слесарь на работе все время развивает первую форму, у него она часто преобладает над другими, дизайнер – вторую, математик (за исключением геометра) – третью. Но не каждый человек может стать хорошим слесарем, или дизайнером, или математиком. Среди талантливых дизайнеров, модельеров, архитекторов, как выяснили, довольно много людей с доминирующим правым полушарием мозга, тогда как среди сильных математиков, техников их совсем мало. Причина проста: у лиц с выраженным доминированием левого полушария мозга преобладает словесно-логическое мышление или, как говорят, они мыслят символами. У лиц с доминированием правого полушария преобладает мышление наглядно-образное: они мыслят образами.

Все это имеет огромное значение как при профессиональной ориентации старших школьников, так и во время обучения в школе. У левшей и амбидекстров врожденный интеллект, в среднем, выше, чем у правшей, но, несмотря на это, у них ниже школьная успеваемость, точнее, левшей и амбидекстров довольно много среди троечников, но также и среди отличников, а вот средне успевающих – «четверочников» – среди них почти нет. Какова тому причина?

«Левополушарные» воспринимают информацию последовательно (символ, знак или слово одно за другим), а «правополушарные« - одновременно. Учитель подает материал чаще всего последовательно, в расчете на восприятие «левополушарного» ученика; если в классе есть «правополушарные« дети, они слушают учителя две-три минуты, а затем совершенно непроизвольно отвлекаются. Воспринимать информацию последовательно они, в принципе, способны, но для них это довольно тяжело. Зато если учитель подает материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников карту, схему, таблицу или стоящий на столе макет или муляж, – «правополушарные» усваивают урок значительно быстрее, легче и, главное, прочнее «левополушарных». Труднее справляются «правополушарные» со словесно-логическими задачами, они с большим трудом оперируют символами. Например, «правополушарный» ученик может решать задачи по алгебре и физике не хуже «левополушарных», но вот запомнить все формулы, необходимые для решения, ему бывает труднее. Зато такие предметы как география или геометрия лвшам и амбидекстрам даются легко, часто легче, чем истинным правшам.

Из других преимуществ левшей и амбидекстров, помимо уже упомянутого более высокого интеллекта, стоит указать на глубокую интуицию. Вот почему они - превосходные врачи-диагносты, психологи, педагоги, следователи. Но внутренняя тревожность и склонность к неврозам у них выше, чем у «левополушарных» собратьев, особенно у тех, кто был с детства склонен к левшеству и кого родители приучили к праворукости, то есть у переученных левшей.

Из других психологических признаков, характеризующих левшей и амбидекстров, укажем на интровертированность, на меньшую осторожность и, соответственно, большую склонность к риску; на большую смелость в действиях; на меньшую хладнокровность, большую ранимость, повышенную впечатлительность, нейротизм и склонность к депрессиям. Значительны отличия левшей, включая амбидекстров, и правшей по признаку, который психологи называют когнитивным стилем, и который можно было бы определить как стратегию поиска решения: если левше или амбидекстру дать задачу, к примеру, на устный счет, он решает ее почти не задумываясь, быстро выдает ответ, но часто ошибается; правша же, напротив, долго думает, но почти всегда выдает правильное решение. Левши и амбидекстры менее агрессивны, чем правши, причем это отличие очень значимо; возможно, именно по этой причине в школах для несовершеннолетних правонарушителей так мало левшей. Другая черта, отличающая «правополушарного» – антиконформность, антиконформный человек обычно самодостаточен в своем поведении, он мало зависим от социума, к которому принадлежит, не включает себя в авторитарные группы, например, в религиозные секты, мало ориентируется на общественное одобрение, но самостоятелно принимает все решения и следует по им самим выбранному пути, однако, при этом он не стремиться навязать свое мнение окружающим. Мы уже упоминали о более высоком интеллекте «правополушарных», отметим также их большую креативность – способность творчески мыслить, создавать новые, часто неожиданные результаты умственного труда.

Как мы можем видеть, по ряду признаков левши и амбидекстры превосходят правшей; из этого можно сделать вывод, что с общественным прогрессом левшество может стать положительным признаком, или, как говорят ученые-эволюционисты, признаком с положительной селективной ценностью. Мы уже упоминали о том, что доля левшей и амбидекстров в наши дни стремительно увеличивается, возможно, уже к середине нашего столетия пропорция «лево» – и «правополушарных« (включая амбидекстров) сравняется.

Различия лево- и праворуких не исчерпываются исключительно функциональными особенностями – ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз и так далее. Недавно ученые показали, что у выраженных правшей большая масса левого полушария по сравнению с правым, также в левом полушарии толще кора и шире просветы питающих мозг сосудов. У выраженных левшей, как и следовало ожидать, все обстоит как раз наоборот.

Акселерант или ретардант

В начале шестидесятых годов внимание биологов, врачей, психологов, педагогов и вообще всех любознательных привлекло явление акселерации развития (от «акцелерацио» – по-латыни «ускорение»),– феномен новый и совершенно необъяснимый. Дети послевоенного поколения росли быстрее детей предшествующих поколений, они также раньше созревали, раньше прекращали расти, но, несмотря на это, достигали в среднем большего роста, чем их родители. На эту тему написали сотни книг, еще больше статей; ученые выдвинули более десятка теорий, объясняющих причины акселерации. В нашу задачу не входит обсуждение явления акселерации, ее причин и следствий. Для нас важнее тот миф, который был порожден не без участия ученых в шестидесятые-семидесятые годы нашего столетия. А именно, акселерацию стали понимать как некую общую тенденцию эволюции человека нашего времени. Однако, уже в конце 70-х годов прошлого столетия темпы акселерации остановились, а затем и пошли вспять.

На различиях возраста полового созревания строится еще одна внутривидовая классификация человека: рано созревающих мы называем акселерантами, поздно – ретардантами.

Акселеранты – первое послевоенное поколение – уже достигли полувекового рубежа, нынешние же дети по преимуществу ретарданты, созревают они на полтора-два года позже, чем дети первого послевоенного поколения. Вывод: периоды акселерации сменяются периодами ретардации, процесс идет волнообразно. Откуда же в таком случае исходит уже упомянутое мнение об акселерации как магистральном и однонаправленном процессе. Наше внимание всегда привлекали события драматические. Акселерант почти всегда проблемный ребенок, проблемный и для родителей, и для учителей, и даже для врачей; на этом мы еще остановимся ниже. А вот с редардантами проблем не возникает. Отметим сейчас, что именно кризисность полового созревания ранних или акселерированных подростков и привела к ним повышенное внимание, что, в свою очередь, породило неверную идею об акселерации как об общей и целенаправленной тенденции развития человечества.

Время полового созревания не единственная биологическая характеристика, отличающая акселеранта от ретарданта. Важно заметить, что акселеранты и ретарданты не только созревают в разном возрасте – первые раньше, а вторые позже, – но растут по-разному... Чтобы это понять, надо остановиться коротко на периодизации развития человека и на особенностях отдельных периодов.

Первые три периода – новорожденность, грудной и ясельный - нас пока не интересуют. Следующий этап индивидуального развития называют периодом однополого детства или периодом нейтрального детского возраста. Он начинается с первых самостоятельных шагов ребенка (год-полтора) и заканчивается прорезыванием первого постоянного зуба (пять-семь лет). Следующий период – период двуполого детства продолжается до первых признаков полового созревания. Он заканчивается появлением первых признаков полового созревания; наступает следующий – перипубертатный период. Его можно считать переходным, в это время начинает функционировать воспроизводительная система, происходит гормональная перестройка, ребенок сильно вытягивается, появляется оволошение на лобке, у мальчиков ломается голос и показываются волоски на верхней губе, у девочек увеличивается грудь и округляются бедра. Длительность перипубертатного периода у мальчиков около двух лет или даже дольше, у девочек он немного короче. Время его наступления сильно варьирует; у мальчиков акселерантов первая поллюция происходит в возрасте от одиннадцати с половиной до тринадцати с половиной лет, у ретардантов – от четырнадцати с половиной до шестнадцати лет. Девочки созревают несколько раньше мальчиков, поэтому к акселеранткам мы относим тех, у кого созревание – первое менархе – происходит от одиннадцати до тринадцати лет, к ретарданткам тех, кто созревает от четырнадцати до пятнадцати с половиной лет.

...Отличить акселеранта от ретарданта в подростковом возрасте нетрудно: акселерант крупнее и выше, шире в плечах, у девочек-акселеранток появляется грудь и округляются бедра, у мальчиков – ломается голос и на верхней губе появляется первое оволошение – усики. А можно ли, глядя на уже взрослого человека, определить возраст, в котором произошло его половое созревание, то есть отличить взрослого акселеранта от ретарданта?

Оказывается, взрослого акселеранта от ретарданта отличают неодинаковые пропорции тела. Для того, чтобы это понять, представим себе новорожденного ребенка: очень большая голова, длинное тело и совсем короткие ручки и ножки. Вплоть до завершения перипубертатного периода рост конечностей опережает рост тела, ребенок и подросток растет более за счет ног, чем за счет туловища. Руки тоже интенсивно растут в это время, а вот рост головы сильно замедлен. Благодаря такому неравномерному росту к началу перипубертатного периода организм приобретает пропорции взрослого. Более того, к этому возрасту руки и ноги подростка по отношению к телу оказываются даже несколько длиннее, чем у взрослого. Подросток поэтому кажется нам долговязым и часто угловатым. Но на стадии «перипубертатного скачка» – резко ускоренного роста в период созревания – рост конечностей замедляется, «скачок« происходит в основном за счет роста тела, после чего он вообще резко замедляется в вертикальном направлении. В последующий период – юношеский – продолжающийся вплоть до полной остановки роста, которая у акселерантов происходит несколько раньше, чем у ретардантов, также ослаблен рост конечностей, но тело еще продолжает медленно расти, поэтому, по завершению вертикального роста, к моменту перехода от юности к взрослости свойственная подростку долговязость исчезает, тело становится более пропорциональным.

Отсюда вывод: акселерант, у которого относительно короче первая фаза (препубертатная) и относительно длиннее вторая (постпубертатная), будет довольно коротконогим и короткоруким, но длиннотелым. Ретардант же, у которого первая фаза будет относительно длиннее второй, сохранит конституцию долговязого подростка – останется на всю жизнь длинноруким и длинноногим. В качестве иллюстрации вспомним популярнейших кинозвезд – Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера. Коротконогий, короткорукий и длиннотелый Сталлоне, без сомнения, акселерант; долговязый Шварценеггер – ретардант.

Наши рекомендации