Семинарское занятие № 4. Познание, общение, деятельность; поведение – 4 ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Структура деятельности.

2. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков. Умения. Понятие интериоризации и экстериоризации.

3. Поведение личности (определение, структура). Привычки и их роль в поведении личности.

4. Категория общения в психологии. Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Общение как взаимодействие.

Микроисследование: изучить психологический климат в микрогруппе с помощью метода социометрия.

Основные понятия по теме: деятельность, интериоризация, навык, общение, привычка, умение, установка, ценности, экстериоризация.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Личность в деятельности и общении»).

Семинарские занятия № 5-8. Интегративные психические образования

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об ощущении. Ощущение, депривация и развитие. Классификация ощущений. Их виды.

2. Закономерности ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

3. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Развитие наблюдательности.Иллюзии восприятия.

4. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических осно­вах внимания.

Микроисследование:

· Разбейтесь на пары. Проведите исследование концентрации и устойчивости внимания, объема внимания. Сделайте выводы об особенностях внимания партнера (см. диагностические материалы к теме «Внимание»).

5. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, рас­пределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.

6. Понятие о памяти. Ее значение в жизни и деятельности че­ловека, в обучении, общении с людьми. Процессы памяти: запоминание, со­хранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от про­текания деятельности.

7. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминания. Явление реминисценции. Представления.

Микроисследование:

§ Провести исследование логической и механической памяти, особенностей узнавания диагностического материала. (см. диагностические материалы к теме «Память»).

§ Сформулируйте рекомендации, помогающие лучше запоминать материал.

8. Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление и речь. Социальная природа мышления че­ловека.

9. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения.

10. Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Слово как понятие. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Экспрессивно-выразительная функция речи.

11. Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения.

Микроисследование:

§ Выявить экспериментальным путем особенности собственного воображения:

– используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. В качестве критериев используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, необычность концовки;

– тест «Нарисуй дом» (см. диагностические материалы к теме «Воображение»).

12. Значение чувств в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Вегетативные про­явления эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства.

Микроисследование:

§ Проведите исследование собственного уровня тревожности. Сделайте выводы о результатах и, при необходимости, сформулируйте рекомендации для снижения уровня тревожности.

13. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Рефлексия и воля. Формирование волевых качеств лично­сти в процессе обучения.

14. Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте личности. Типы темпераментов и их характеристика.

15. Физиоло­гические основы темперамента. Свойства процессов возбужде­ния и торможения по И.П. Павлову. Тип высшей нервной дея­тельности и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.

Микроисследование:

§ Провести исследование особенностей собственного темперамента. Привести примеры, как это проявляется в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими.

16. Понятие о характере. Психологическая диагностика характера.

Микроисследование:

§ Провести тест на определение акцентуаций характера. Сделать выводы.

17. Понятие о способностях. Роль задатков в развитии способностей. Качественная и количественная характеристика спо­собностей. Способности и деятельность. Способности и знания.

Основные понятия по теме:ощущение, восприятие, апперцепция, адаптация, сенсибилизация, закон контраста, память, внимание, предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность мышление, воображение, речь, воля, темперамент, характер, акцентуации, задатки, способности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел ы– «Психические процессы в познании мира», «Индивидуально-психологические особенности личности»).

Диагностические методики:

  • Определение направленности личности (анкета разработана В. Смекалой и М. Кучерой)

Наши рекомендации