Семинарское занятие по теме. «Направленность развития инновационной деятельность в образовании»

«Направленность развития инновационной деятельность в образовании»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая система». Обусловьте их взаимосвязь.

2. Определите сущность интенсивного и экстенсивного подходов в совершенствовании педагогической системы, интегрированные инновации.

3. Назовите и охарактеризуйте виды педагогических инноваций, инновационный педагогический процесс.

4. Определить значимость принципов природосообразности и гуманизма в инновационном педагогическом процессе. Проанализируйте отличительные признаки гуманистической педагогики, формы и методы инновационной педагогической деятельности.

5. Представьте и обоснуйте акмеограмму педагога-новатора. Используйте при этом деятельность педагогов-новаторов (В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили, И. Волкова и др.)

Литература

1. Подласый, И.П. Педагогика. – М., 1999.

2. Прокопьев, И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002.

3. Стастенин, В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.

4. Степаненков, Н.К. Педагогика школы. – Мн., 2008.

5. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000.

вопросы к экзамену по курсу

«Педагогика современной школы»

1. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания

2. Возникновение и становление педагогической профессии

3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе

4. Воспитание как педагогический процесс. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенционализма

5. Документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ

6. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принципы, структура, содержание

7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания

8. Источники и детерминанты формирования содержания образования

9. Классификация методов воспитания

10. Конфликтогены педагогического общения. Методы и средства преодоления конфликтов

11. Логика педагогического исследования

12. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

13. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

14. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения

15. Методы организации учебно-познавательной деятельности

16. Методы стимулирования деятельности и отношений

17. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

18. Методы формирования сознания личности

19. Непрерывное образование и самообразование в Республике Беларусь

20. Образование как ценность, процесс, система, результат

21. Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки

22. Образовательные стандарты, их структура, функции

23. Общие формы организации обучения, их характеристика

24. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогики

25. Основные законы и институты системы образования в Республике Беларусь

26. Основные философские учения как фундамент научного поиска

27. Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность

28. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога

29. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки

30. Педагогические ценности. Классификация педагогических ценностей

31. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента

32. Понятие аксиологии, педагогическая аксиология. Место и функция аксиологического компонента в структуре аксиологической культуры педагога

33. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия

34. Понятие педагогическая инновация. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс

35. Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования

36. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Роль педагогического процесса в развитии личности

37. Понятия «метод обучения», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения

38. Понятия методологии педагогики и её уровни

39. Права ребёнка как ценность. Международные акты в защиту детей. Конвенция ООН о правах ребёнка

40. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность

41. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

42. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками

43. Содержание нравственного воспитания. Методы приобщения к национальной и общечеловеческой культуре

44. Содержание образования как система знаний, умений и опыта творческой деятельности личности

45. Средства обучения. Наглядность как универсальное средство обучения

46. Структура педагогического процесса

47. Сущность и структура педагогической деятельности

48. Сущность педагогического подхода к формированию личности

49. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку

50. Формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания школьников

51. Формы организации обучения: общие, конкретные и их характеристика

52. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь

53. Целеполагание как вид деятельности педагога

54. Цели образования в Республике Беларусь

55. Цель и задачи гуманистического воспитания

56. Экологическое воспитание. Формирование ценностного отношения к природе

57. Эмпирические и теоретические методы исследования

58. Этапы педагогического процесса

10-бальная шкала оценивания экзаменационных ответов студентов по учебному курсу “Педагогика современной школы”

0 - отсутствие ответа;

1 – узнавание содержания экзаменационного билета и распознание понятий по отдельным признакам ;

2 -распознание элементов содержания экзаменационного билета, поставленные вопросы не осмысливаются или осмысливаются неверно, речь не развита, много речевых ошибок и терминологических;

3 - содержание экзаменационного билета осмысливается на уровне отдельных фрагментов с отсутствием логической связи между ними, делаются попытки ответить на поставленные вопросы , допускается много речевых и терминологических ошибок;

4-воспроизведение содержания экзаменационного билета фрагментарное, неполное, непоследовательное без обобщений и выводов. Неконкретные ответы на поставленные вопросы . Затруднения в определении причинно-следственных связей в содержании вопроса;

5-воспроизведение содержания экзаменационного билета в логической последовательности , умение выделить в нем главное и второстепенное, иллюстрировать соответствующие выводы конкретными примерами в решении социально-педагогических проблем с помощью вопросов;

6 - полное воспроизведение содержания экзаменационного билета в соответствии с собственной логической схемой , свободное использование примеров для иллюстрации ответа, умение сравнивать объекты на основе их описания в литературе, определять причинно-следственные связи, осуществлять обработку диагностических данных

с использованием готовых алгоритмов при наличии незначительных ошибок, неточностей;

7 - свободное оперирование содержанием экзаменационного билета , умение определять причинно-следственные связи , использовать внутрипредметные и межпредметные связи , самостоятельно делать выводы и обобщения , учитывать разнообразные подходы, проводить изучение и измерение , применять теоретические знания в решении диагностических задач по заданным алгоритмам;

8 – осознанное понимание содержания экзаменационного билета на теоретическом и практическом уровне , умение применить знания в стандартной ситуации , способность разработать самостоятельную систему действий по их применению в нестандартной ситуации с незначительным количеством неточностей:

9 - проявление творческого подхода к изложению содержания экзаменационного билета, логичность , последовательность, богатый словарный запас и культура речи, умение самостоятельно находить на основе знаний нетрадиционные способы решения диагностических проблем ;

10 - глубокое, осознанное понимание содержания экзаменационного билета , изложение его в строгой логической последовательности с определением причинно-следственных связей , обобщений и выводов, умение применить знания в нестандартной ситуации с использованием межпредметных и внутрипредметных связей и жизненного опыта.

Наши рекомендации