Психологическая структура субъекта труда как прогрессивный исход из столкновения
(в широком значении слова) индивидуальности и среды
Данный человек как индивидуальность | Общественная среда человека на данный период его развития как субъекта труда | Признаки данного человека как субъекта труда |
Состояние телесного и душевного здоровья. Образ мира, образ Я, идеалы, убеждения, ценностные представления. Социальные, духовные потребности и производные от них побуждения. Устойчивые отношения к разным сторонам действительности (людям, деятельности, вещам, себе). Особенности эмоциональности и темперамента, природных потребностей. особенности познавательных процессов, исполнительной активности, волевой саморегуляции деятельности, поведения. | Принятые в среде ценности, признанные потребительные стоимости (продукты труда в широком смысле слова). Социальные ожидания относительно участия людей в труде | 1. Способность мысленно предвосхитить социально ценный результат работы, в идеале – придумывать лучший результат, включая и такой, как свое развитие |
Социальные ожидания в отношении способности людей доводить дела до ценного результата. Культивируемые в данной среде представления о выдающихся людях, осуществивших значительные цели | 2. Сознание обязательности достигать заданный результат деятельности и соответствующая способность волевого самоконтроля (в идеале - самосовершенствования) | |
Сложившиеся условия, средства, способы создания материальных и духовных ценностей. достигнутый или доступный уровень техники | 3. Владение (оперирование) внешними и внутренними средствами работы ( в идеале – способность их создавать, совершенствовать) | |
Сложившиеся связи, зависимости между производителями и потребителями материальных и духовных ценностей. Сложившаяся система разделения труда, распределения благ в обществе | 4. Осознание связей, зависимостей («живых» и овеществленных) между производителями и потребителями результатов деятельности (в идеале – построение более совершенных связей, зависимостей) |
на каждый момент их развития предоставляют ему какие-то возможности и создают некоторые ограничения. Создается то, что обозначают как противоречие развития, или диалектическое противоречие, или факт конфликтующих реальностей.
Обратимся к психологическим признакам трудящегося, профессионала (правый столбец таблицы). И психика в целом, и особенности субъекта труда – процессы. Явления психики возникают, длятся, поддерживаются, преобразуются, прекращаются. Более того, они влияют и на среду (через поведение), и друг на друга. Исход из конфликта может влиять и на породившие его обстоятельства и менять ситуацию развития. Например, человек разочаровался в избранной профессии, где он чего-то достиг (например, получив высшее профессиональное образование инженера-строителя и работая по специальности, идет учиться в эстрадно-цирковое училище[7]). Он принимает решение сменить профессию, пройдя соответствующую переподготовку. В связи с таким исходом из конфликта существенно меняется, в частности, среда человека – продолжая работать, он начинает по вечерам учиться новому делу, погружается еще и в новую для него образовательную среду [там же ].
Схема несколько упрощает видимый хаос явлений в системе «человек – среда», но помогает в нем практически разобраться.
Поясним четыре отображенные в таблице психологические признаки субъекта труда (последняя колонка).
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и неспецифична для него как субъекта труда. То есть наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом (признак предвосхищения результата имеет место в игре дошкольника, в спорте, при активном отдыхе, при противоправном деянии).
Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как социально ценный и притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности и ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности. Другое дело, что это сознание может оказаться иллюзорным или наивным в том смысле, что человек затрачивает силы на то, что считает социально ценным, а на самом деле делает нечто пустое или даже приносит вред. Для психологической характеристики труда необходимо осознание субъектом деятельности своей активности как позитивно ценной для общества (выражение «на самом деле» отражает позиции других субъектов, которые могут не меньше заблуждаться относительно оценки продуктов деятельности человека, чем он сам). В каждой эпохе были люди, считавшие результаты труда ученых, художников, музыкантов и др. бесполезными, малозначимыми. И только через поколения становится ясно, что человек создавал на самом деле.
Гностический компонент представления о результате труда складывается из предвидения собственно продукта, с одной стороны, и понимания его ценности (позитивной ценности или негативной «антиценности») для каких-то людей – с другой [там же ].
Таким образом, в первом психологическом признаке труда можно выделить три компонента:
1) более или менее ясное знание о продукте деятельности | 2) более или менее четкое сознание его социальной ценности | 3) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов |
Выражение «более или менее» означает, что возможна градуальная шкала эмпирических проявлений признаков труда.
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.Сама по себе идея обязательности и сопряженные с ней волевые усилия по ее реализации не специфичны для труда (например, игра, деятельность по реализации асоциальных замыслов также требуют обязательности соблюдения правил).
Деятельность становится трудом тогда, когда при прочих равных условиях есть не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и какие-то формы общественного реагирования на эти цели (санкционирование, одобрение). В типичном случае это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива, а также планы, программы.
Однако нет оснований полагать, что эталоном целеполагания всегда должны быть «другие», «окружающие», а не сам субъект труда. Ведь «другие» – это тоже субъекты. Более того, возможны и известны случаи, когда в деятельности поискового, творческого характера субъект ставит перед собой такие цели, которые непонятны, чужды ближайшему и любому социальному окружению. Чтобы деятельность могла быть отнесена к категории труда (в контексте психологии), цели ее должны быть либо обычным, внешним образом признаны, отмечены в соответствующей социальной группе, либо логически подчинены каким-то общественно важным целям (хотя бы для самого субъекта деятельности, который эту логическую зависимость понимает) [там же ].
Второй психологический признак труда включает два компонента:
1) когнитивный (познавательный) – сознание субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми | 2) аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с параметрами «стабильности – изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимых с ее целью |
сознание ответственности, связанное с наличием у человека необходимых волевых качеств | эмоциональные переживания по поводу нормальности хода дел, возникающих помех, отклонений от цели |
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.Использование орудий – достаточно общий признак деятельности человека. Орудийные действия представлены даже у человекообразных обезьян. Но если иметь в виду определенного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь при прочих равных условиях психологические признаки труда, чем лучше этот человек ориентирован в орудийных средствах своей деятельности (внешних и внутренних) и правилах их применения.
Чтобы деятельность стала трудом, человек должен не только взять в руки орудие труда (каменный топор, сварочную горелку, компьютерную мышь), но и иметь знания о возможностях, ограничениях, вариантах применения орудий, средств труда.
К функциональным (внутренним) средствам деятельности можно отнести создание желательных, должных психических состояний (например, настрой в японских фирмах, напоминающий молитву или клятву и т. п.).
Третий психологический признак труда имеет три компонента:
1) знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) деятельности, их множестве, их возможностях и ограничениях | 2) собственно владение средствами деятельности (умелость) | 3) положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их применению, состояние подъема чувств при этом |
4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных).Рассмотрим пример. Перед нами работник конвейера, участвующий в сборке узлов для мониторов персонального компьютера. Внешне он работает в одиночку. И чисто технически эта работа не сложнее, чем работа по сборке модели из деталей конструктора «Лего». Но здесь сложность иного рода – собираемый сейчас узел монитора прошел многие виды трудоемкой обработки другими субъектами труда:
ü ученых, теоретически и экспериментально обосновавших данную разработку;
ü проектировщиков, подготовивших производственный цикл;
ü поставщиков и производителей сырья и комплектующих;
ü сборщиков микросхем;
ü работников транспорта и т.п.
Таким образом, узел монитора – это не только часть будущего изделия для кого-то, но и уже достаточно сложное и дорогое изделие от кого-то. В него вложен труд многих высококвалифицированных работников, и величина трудозатрат может быть очень большой.
Когда человек в качестве исходного продукта имеет предмет, в который уже вложен труд многих высококвалифицированных работников, требуются особая психическая регуляция поведения, особая бдительность, безошибочность, надежность. Такую работу можно доверить только тому, кто ясно понимает, мысленно видит и отчетливо чувствует весь указанный выше овеществленный труд, кто понимает скрытые в заготовке, в полупродукте овеществленные отношения между людьми.
Практически всегда объекты, вещественные орудия труда, средства, условия труда скрывают в себе овеществленные межлюдские отношения. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, «запарывает» заготовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она протекает на штатном рабочем месте.
Четвертый психологический признак труда включает два компонента:
1) осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях | 2) эмоциональное сопровождение указанного знания |
Итак, в контексте психологи труда мы будем понимать труд как функциональную психическую систему, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками, соединенными союзом «и». Это означает, что некая активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из четырех признаков. Если хотя бы один признак не может быть приписан, то данная активность пока еще не есть труд в психологическом значении слова.
Знать эти признаки и оперировать ими важно, чтобы удержаться именно на профессиональной психологической позиции по отношению к миру труда, ведь труд изучают и стремятся усовершенствовать многие науки, в том числе и психология, поскольку человек в труде характеризуется системой психической регуляции и, главное, саморегуляции [1; 2; 8 ].
В соответствии с рассмотренными психологическими признаками введем понятие «психологическая структура труда». Труд будет иметь полную структуру, если в конкретном случае все четыре признака его выражены удовлетворительно. Недостаточный уровень выраженности какого-либо признака указывает на необходимость соответствующих коррекционных мероприятий.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы психологические признаки труда в отличие о других видов деятельности?
2. Назовите отличительные признаки профессионального и непрофессионального труда.
3. Что включает психологическая структура человека как субъекта труда?
4. Назовите уровни исследования человека как субъекта труда.
5. Каковы психологические признаки трудящегося, профессионала.
6. Охарактеризуйте содержание и структуру
ü первого психологического признака субъекта труда;
ü второго психологического признака субъекта труда;
ü третьего психологического признака субъекта труда;
ü четвертого психологического признака субъекта труда.
7. Приведите примеры из опыта трудовой деятельности, иллюстрирующие каждый их четырех психологических признаков субъекта труда.
8. Какой (один или несколько) существенный признак труда отсутствует в таких видах деятельности, как игра, учение, общение?
Тест по главе 3