Трудовой процесс и его структура

Процесс труда является важнейшим условием развития и становления человека как профессионала. Наиболее полно трудовой процесс проявляется в особенностях его структуры.

Для уточнения производственного «смысла» профессиональной деятельности необходимо выделение и рассмотрение составляющих понятия «трудовой процесс». Схематично структура трудового процесса представлена на рис.1.

Рассмотрим более детально каждый структурный элемент трудового процесса. В зависимости от форм материи определяют типы объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труда. Объектом труда могут быть:

- предметы живой природы (растения, дикие и домашние животные и т.п.), что характерно для профессий типа «человек – природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.);

- неживые природные и технические системы, что характерно для профессий типа «человек – техника» (наладчики, водители, конструкторы, инженеры, механики и др.);

- люди (учащиеся, студенты, дети, пассажиры, клиенты, пациенты, покупатели и т.д.), что характерно для профессий типа «человек – человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, врач, проводник, стюардесса, официант, продавец и др.);

- знаковые системы, что характерно для профессий типа «человек– знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик и др.);

- формы художественного отображения действительности – произведения культуры, искусства, что характерно для профессий типа «человек– художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер и др.)

Таким образом, объект труда –часть внешнего мира, на которую направлено сознание субъекта [18; 19; 20 ].

Структурные элементы трудового процесса

                   
    Трудовой процесс и его структура - student2.ru
    Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru
  Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru
 
 
 

Предмет труда
Цели труда
Средства, орудия труда трудатруда
Условия труда
Объект труда

                       
  Трудовой процесс и его структура - student2.ru
 
    Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru   Трудовой процесс и его структура - student2.ru
 


Ø биологические системы Ø «вещи» Ø преобра- зовательные Ø вещественные Ø социально- контактная часть
Ø технические системы Ø процессы Ø гности- че ческие Ø внешние функциональные Ø информацион- ная часть
Ø люди (учащиеся, пассажиры, клиенты и т.д.) Ø явления Ø изыскательские   Ø внутренние функциональные Ø витальная часть
Ø знаковые системы Ø ситуации не- определенности      
Ø произведения культуры, искусства        

соматические процессы
предметная часть
Трудовой процесс и его структура - student2.ru Трудовой процесс и его структура - student2.ru

Рис.1. Трудовой процесс и его структура

Следующим структурным компонентом, составляющим понятие «процесс труда», является предмет труда.Предмет труда – это исходный материал, заданный или подлежащий поиску, это не обязательно просто видимая вещь, традиционный объект, а некоторая предметная область, система (биологическая, техническая, знаковая, эстетическая).

Ø Предмет труда –набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде.

Ø Предмет труда –совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Ø Предмет, предметная область труда –система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту.

Предмет труда и исходные материалы наиболее часто фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, связанных с материальным производством – требования стандартов к исходному сырью, материалам, машинам и механизмам, используемым в процессе труда [там же ].

Однако существуют профессии, предметом труда которых могут выступать ситуации неопределенности, в которых решение профессиональных задач (взаимодействие с предметом труда) определяется деловой квалификацией работника. Примеры предмета труда в некоторых ситуациях неопределенности представлены в табл. 6.

Таблица 6

Ситуации неопределенности, являющиеся предметом труда профессии [29]

Профессия Предмет труда
Водитель Дорожные ситуации
Воспитатель Состояние воспитанности ребенка
Тренер Состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена
Руководитель Состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива
Ученый, писа-тель, музыкант «Исходный хаос» информации, эмоциональных впечатлений, который в процессе деятельности должен обрести информационную или эстетическую структуру, порождающую социально значимый продукт


Еще одним компонентом процесса труда являютсяцели труда.

Цели, результаты любого труда всегда содержат вклады многих других людей – тех, кто передал нам знания, обеспечил материалом для работы.

Ø Цель (в психологии) – образ, идея желаемого будущего.

Ø Цели труда – заданные извне или построенные самим субъектом труда представления об ожидаемых результатах деятельности.

Цели, представления, идеи о конечном результате, эффекте труда фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним. Не во всяком труде цели и результаты могут строго документально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Такие характеристики, как «эффективное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкретных, не всегда объективно измеряемых признаков. Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда являются надежным критерием результата. Особенно это показательно для видов деятельности, где продукт и результат являются не заданными, а искомыми (научная деятельность, искусство); где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, госслужба). В полной мере это относится ко всем социометрическим профессиям и в большей или меньшей степени присуще профессиям типа «человек-техника», «человек-знак», «человек – художественный образ».

Цели, характеризующие трудовой процесс, и цели, характеризующие занятого на нем человека, могут не совпадать. Субъективная цель может быть более значительной и возвышенной, чем заданная извне, и наоборот. Часто попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности приводит к формализму. В соответствии с этим различают цели объективные (т.е. социально фиксированные, объектные) и субъективные ( присущие субъекту), возникающие у человека под влиянием конкретных жизненных, производственных ситуаций, личных или групповых побуждений, интеллекта. Рассогласования объективных и субъективных целей возможны в самых разных профессиях [19; 20 ].

Рассмотрим следующий структурный компонент процесса труда – средства труда, орудия труда, которые включают не только внешние, но и внутренние средства (схема принятия решения, мысленные образцы).

Ø Средства труда– любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели.

Ø Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

В качестве средств труда представителей профессий типа «человек-человек», «человек – социальная группа» выступают не только образцы, эталоны, методические руководства, но и организм в целом, и отдельные органы (интонации, тембр, громкость голоса; мимика, поза, жесты и др. невербальные средства общения).

Общую классификацию средств труда можно представить в следующем виде.

I. Вещественные средства, орудия труда:

1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации):

· приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система);

· приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр);

· приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, ЭВМ).

2. Средства воздействия на предметную ситуацию:

· применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей – боевые подразделения, специализированные группы);

· применяемые в природных, технических системах:

- ручные (молоток, топор, коловорот);

- механизированные (пневматический молоток, электрическая дрель);

- машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);

- автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, робототехнический комплекс).

II. Внешние функциональные средства труда:

1. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора – интонации, речи, позы, жесты, выражение лица).

2. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).

3. Группы функционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера).

III. Внутренние функциональные средства труда:

1. Знания, умения, навыки.

2. Образы, цели, представления о результатах деятельности (невербальные средства).

3. Мотивы труда.

4. Личностные и интеллектуальные особенности, их личностный и профессиональный потенциал.

5. Вербальные–удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций, распознающие и разрешающие алгоритмы (вербальные средства).

Соотношение внутренних и внешних средств труда, как правило, характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем менее выражены или представлены внешние средства труда, тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства [там же ].

Завершающим структурным компонентом процесса труда является среда– условия труда.

Ø Условия труда –система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Условия труда (профессиональная среда) – предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы» как компоненты эргатической системы не сводятся к зримой обстановке на рабочем месте.

Условия труда, по мнению С.Н. Пряжникова [31; 32 ], являются одним из показателей обобщенной характеристики профессии. В «Схеме анализа профессии» он выделяет следующие виды условий труда:

1 – бытовой микроклимат,

2 – большое помещение с людьми,

3 – обычный производственный цех,

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температура, стерильность),

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья),

6 – работа на открытом воздухе,

7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская.

В обобщенном виде основными компонентами среды являются:

ü социально-контактные,

ü информационные,

ü витальные (соматические и предметные).

Социально-контактная часть средыхарактеризуется интегральной характеристикой «микроклимат», которая включает в себя социометрический статус человека в организации; внутренний социально-психологический климат коллектива. Кроме того, компонентами социально-контактной среды являются учреждения, организации, группы и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; культура, опыт и образ жизни окружающих; уровень защищенности человека от различного рода посягательств.

Информационная часть средыраспределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом и включает:

▪ правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия;

▪ оперативные деловые сообщения, сведения, приказы, как адресованные лично работнику, так и имеющие общезначимый характер;

▪ средства внутреннего оформления производственного помещения, состоящие из эстетического компонента и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности);

▪ «неписаные законы», традиции трудового сообщества, проявляющиеся в оперативных реакциях, поведении, наставлениях.

Витальная часть среды субъекта труда включает:

А) соматические процессы («сома» – тело) – сигналы от тела о его состоянии и положении, влияющим на психику и самосознание человека и обозначаемым термином «общее самочувствие». Соматические процессы находятся во взаимном влиянии и взаимной зависимости, т.е. не только состояние тела влияет на психику, но и психика влияет на внутреннюю среду организма. Например, переживаемый эмоциональный конфликт может вызвать у людей заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.;

Б) предметную часть среды субъекта труда, которая может быть обобщенно представлена в виде перечня:

▪ материальные условия работы (оборудование) и быта (жилище, одежда, предметы питания, собственность);

▪ физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр.). Условия этой части предметной среды субъекта труда разрабатываются в науке и практике охраны труда [47; 48].

Об этой категории факторов среды чаще всего говорят в связи с экологией человека и существующей области знания и практики – «психоэкологии».

Рабочее место, рабочая зона, являясь для человека внешней по отношению к нему средой, вместе с тем объединяют в себе множество рассмотренных составляющих трудового процесса. Важнейшее научное требование к построению рабочего места состоит в том, чтобы оно соответствовало особенностям человека – анатомическим, физиологическим, психическим.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определения частных понятий, которые включает в себя эргатическая функция.

2. Приведите примеры объектов труда по классификации объектных систем Е.А. Климова.

3. Назовите предмет труда для следующих видов профессий: учитель, военнослужащий, актер, шахтер, оператор персонального компъютера.

4. Объясните, в каких профессиях и почему могут возникать ситуации неопределенности.

5. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда?

6. Какие внутренние функциональные средства труда необходимы в работе психолога.

7. Из перечня условий труда, сформулированных Н.С.Пряжниковым, укажите те, которые характерны для профессий: таксист, газоэлектросварщик, летчик, учитель, милиционер, врач.

Тест по главе 2

Наши рекомендации