Психологические характеристики труда
В характеристике трудового процесса и его компонентов будем опираться на системный подход, в соответствии с которым все составляющие процесса труда (трудовой деятельности) закономерно связаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности [5; 13; 14; 20 и др.]. Понятие структуры (от лат. struere – строю) используется для обозначения особенностей строения, внутренней организации того или иного объекта, процесса, явления. По оценке С.Н. Пряжникова [31; 32, с. 54 - 63] представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим:
- многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя
иногда и с радостью, с невозможностью для себя оказаться без дела;
- представления о труде обычно меняются в течение жизни от радос-
стных ожиданий, краха, иллюзий до некоторого разочарования, скепсиса, а затем устойчивого интереса.
Особый интерес представляют философские представления о труде, поскольку «труд» – это явление общекультурное и, прежде всего, этическое. В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи». Труд рассматривается, как «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого себя».
В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» [38]. В данном определении просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев связывал появление человеческого сознания с возникновением и развитием коллективного труда. При этом сам коллективный труд в психологическом плане характеризуется следующим:
1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.
2. Труд, имеющий промежуточный результат, который для отдельного человека выступает как самостоятельная цель, таким образом, появляется новая единица – отдельное трудовое действие.
3. Данная деятельность в плане психического отражения сопровождается переживанием смысла действия.
4. Развиваются речь и язык для координации коллективных действий [21].
Развитие человека и человеческого труда сопровождалось развитием способности выбирать, а значит, планировать свою деятельность, что и послужило основой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности.
Историческое разделение труда по различным отраслям и видам деятельности (разделение на профессии) рассматривается как условие прогресса, так как в результате повышается качество производства.
Труд существует в двух основных формах:
«Живой труд» (сам процесс труда, сама трудовая деятельность) | Абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ |
При этом часто имеется несоответствие между затраченным трудом и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение). В результате несправедливого распределения абстрактного труда происходит «отчуждение труда от капитала».
Психологическое понимание труда можно найти у Э. Фромма. Говоря об «отчужденном труде», он определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит ценность «продажи своего труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на «рынке труда и услуг» [39 ].
Главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность своему делу», но открытым остается вопрос, каковы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и определяют труд конкретного человека. Введение понятия «чувство (или ощущение) собственной значимости» позволяет выделить смыслы трудовой деятельности конкретных людей. В психологическом смысле люди обмениваются чувствами собственной значимости (чувствами элитарности), при этом каждым человеком само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается по-своему, что порождает различные точки зрения по этому поводу.
Таким образом, смысловая составляющая труда лежит в основе собственно психологического анализа профессиональной деятельности.
Если соотносить понятия труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд – это прежде всего целесообразная продуктивная деятельность, имеющая определенный результат [13; 14; 21 и др. ].
Профессиональная деятельность – это, прежде всего, трудовая деятельность. Что может помешать человеку реализовать себя в труде? Какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной реализации в профессии? Какова роль психологов по оптимизации «человеческих факторов» в жизни общества? Е.А. Климов выделил следующие основные «предрассудки» о труде [19; 20 ]:
- идеал «легкого труда» – например, образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе, не напрягающего свою память, не переживающего и не волнующегося за свою работу.
«Легкий труд», граничащий с бездельем, был бы условием, крайне неблагоприятным для решения задач разностороннего, гармоничного развития человека. Идеал «легкого труда» не согласуется с идеалом человека будущего.
Основные составляющие психологической «начинки» труда : обдумывание, построение образа будущего продукта, результата, эффекта, способов его получения в наилучшем варианте ; положительные эмоциональные переживания и от сознания ценности результата труда, и от самого процесса работы, от своих умелых действий ; удовлетворение от личного вклада в общее дело и от складывающихся межлюдских отношений в связи с трудом (будь то улыбка мастера или штамп контролера ОТК, если речь идет о токаре, или аплодисменты слушателей, если речь идет о труде пианиста-исполнителя);
- наивный энтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты в простые схемы. Между тем любая реальная общественная и психологическая система находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых отношениях и задача психолога – помогать человеку обнаруживать противоречия жизни и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.
Человеку свойственно упорядочивать, перестраивать окружающую среду по своему разумению, замыслу, «образу и подобию». Более того, поскольку психика возникла в ходе эволюции живых существ как регулятор взаимодействия организма и сложной изменчивой среды, как регулятор поведения в такой среде, то совершенно не случайно, что акты успешного регулирования и управления, принятия и реализации хороших решений разных уровней сопровождаются положительными эмоциональными переживаниями [там же ].
Заслуживает внимания чисто психологическое обстоятельство, состоящее в том, что в условиях стихийного развития личности как подрастающего, так и взрослого человека могут очень легко сложиться и закрепиться нежелательные черты характера, связанные с отношением к людям, к стороннему человеку и проявляющиеся в недостаточно осознанном («натуральном») властолюбии. Оно обнаруживается вовсе не обязательно в стремлении к роли официального или как-то признанного руководителя, организатора, а просто в «наивно-честной» позиции по отношению к любым сторонним людям: в попытках бесконечно упорядочивать, регламентировать поведение, например, детей и взрослых, вводить не оправданные целью «порядки», «запреты» и «разрешения», культивировать и ценить стихию послушания и единообразия людей, навязывать им цели, предписывать правила, принципы поведения и хотя бы «ворчать» при их нарушении и т.п.;
- душеведческая «слепота» – неспособность «со-переживать и со-веселиться другому человеку». Очень часто психолог опирается не только на свои методики, но и на данные бесед, наблюдений, на свою способность понять и прочувствовать проблемы другого человека.
Чтобы думать о психике стороннего человека, принимать ее в расчет (не говоря уже о том, чтобы «сопечалиться человеку и совеселиться ему» – А.Н. Радищев), надо ее как минимум мысленно выделять, а также «удерживать в голове» представление о ней.
Предрассудок душеведческой «слепоты» обнаруживается самым различным образом в «честном» (непредумышленном) игнорировании замыслов, интересов, потребностей других людей, в отсутствии сочувствия к ним, непонимания того, что для них крайне важно, в неспособности взглянуть на ситуацию их глазами, в неприятии чьих-либо мнений, кроме своего, в раздражении или злобном отношении к тому, что люди имеют свои цели и интересы и в связи с этим «не слушаются», и пр. И наоборот, если человек имеет в сознании четкую и истинную мысленную модель психики тех, с кем взаимодействует, это позволяет ему строить данное взаимодействие наилучшим образом [там же ].
Задачи психологии, и, в частности психологии труда, в связи с изложенным – разрабатывать научно-психологическую картину труда во всех его проявлениях и обусловленностях, т.е. картину системную, а это обязательно предполагает некоторое «душелюбие», ибо, как справедливо говорят, то, что «открыто сердцу», не составит тайны для ума;
- презумпция превосходства «ученого» над «практиком» (речь идет онаучном обслуживании сферы труда) – те, кто считают себя «учеными», начинают учить «практиков», хотя так называемые практики часто имеют гораздо больший опыт решения тех или иных человеческих проблем. Большинство выдающихся психологов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс и др.) – выходцы из практики.
Разумнее исходить из презумпции не превосходства одной из названных сторон, а их делового паритета – сотрудничества и взаимообогащения полезной информацией.
Важно хотеть и уметь вступать в деловые контакты с людьми, хотеть и уметь сотрудничать на условиях не доминирования, а паритета. Поскольку система «человек – средства труда – производственная среда» является объектом интереса комплекса дисциплин, обозначаемых словами «эргономика», НОТ (научная организация труда), каждому участнику важно не владеть своей специальностью, но уметь взаимодействовать, сотрудничать с партнерами по эргономическому или «нотовскому» комплексу [9; 11].
На основании того, что мы узнали о специфичности труда человека выделяют три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности:
предметно-действенный (в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда) | физиологический (как функция человеческого организма) | психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных св-в) |
Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:
1. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
1) чувственный образ (сенсорный, перцептивный),
2) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения),
3) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).
2. Образ субъекта:
4) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях),
5) обобщенный «Я-образ» («Я – концепция» - я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества) .
3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:
6) потребности, потребностные состояния,
7) эмоции, чувства, эмоциональные отношения,
8) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности,
9) направленность личности, мировоззрение [19; 35 - 36; 20 ].
Е.А. Климовым выделены также более конкретные психологические признаки труда:
1) сознательное предвосхищение социально ценного результата;
2) сознание обязательности достижения заданного результата;
3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности;
4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях [там же].
Например, если человек в отпуске за рамками своих непосредственных обязанностей совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем отмеченным выше признакам, то этот человек трудится («Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает» – Б. Рэскоу). И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда или не осознает ответственности, то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания.