Психология труда как область знания, отрасль науки

учебная дисциплина, профессия

1. Дайте определения следующих понятий:

1) психология труда, 2) предмет психологии труда, 3) объект психологии труда, 4) педология, 5) психотехника:

а) конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль);

б) часть прикладной психологии, ориентированная на предсказание будущего поведения людей, влияния на их поведение в интересах общества;

в) процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности;

г) учение о долге и должном;

д) система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте; наука о фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда;

е) наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировавшаяся на экспериментальных методах исследований.

2.Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанными с ними:

Основатель первой в мире психологической лаборатории, которая стала Международным центром экспериментальной психологии а Фредерик Тейлор
Основатель научного управления (менеджмента) б Гуго Мюнстенберг
Создатель концепции классической школы управления – административной теории в Вильгельм Вундт
Основатель психотехники г Анри Файоль
    д Элтон Мэйо

3. Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанных с ними:

Основоположник «школы человеческих отношений» а Э. Мэйо
Основоположники школы социальных проблем б Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард
Основоположники ситуационного подхода в управлении в Ч. Бернар, Г. Саймон, Ф. Слезник
Основоположники эмпирической школы г А. Маслоу
    д П. Дракер, Р. Дэвис, Э. Дейл

4.Укажите отрасли психологии и их вклад в психологию труда:

Клиническая психо-логия а Применение психологических знаний к проявлению в трудовых процессах основных закономерностей психики человека (мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и др. свойств)
Общая психология б Изучение профессионально важных качеств личности работника
Социальная психология в Помощь в сфере профотбора, трудовой экспертизы, коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, в т.ч. в экстремальных условиях
Психология развития г Развитие человека как субъекта деятельности (игры, учебы, труда)
    д Данные о характере труда в различных видах трудовых коллективов


5.Установите соответствия между основными разделами (направленими) психологии труда и предметом их изучения:

  Разделы (направления) психологии труда   Предмет изучения
Психология труда в традиционном варианте а Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения
Инженерная психология б Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности
Психология управления в Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек – машина», а в более современных вариантах – «человек – машина – среда –социум – культура – природа»
Профориентация г Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования
    д Субъект труда, т.е. человек

6. Из перечисленных областей знания укажите те, которые имеют первую степень родства с психологией труда:

1) техническая эстетика,

2) философия,

3) палеоантропология,

4) экономика трудаБ

5) художественное конструирование

7. Из перечисленных областей знания, укажите те, которые имеют вторую степень родства с психологией труда:

1) история техники,

2) физиология труда,

3) техническая эстетика,

4) художественное конструирование,

5) гигиена труда.

ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

2.1. Психологические характеристики труда.

2.2. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция».

2.3. Трудовой процесс и его структура.

Наши рекомендации