Научные подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению проблемы мотивации
Мотивация является одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. Ее значение для современной психологии связано с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Термин мотивация образован от слова «мотив», которое в переводе с латинского movere переводится двигаться. Таким образом, мотив заставляет человека действовать, а также определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие [18]. Мотив (от фр. motif – побуждение) – составляющий элемент психики человека. В роли мотива могут выступать влечения, интересы, привычки, идеалы, эмоции, установки и т.д. Анализ направлений изучения мотивации в отечественной и зарубежной психологии позволяет отождествлять мотив с иными побудителями активности [1].
Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество работ, как отечественных: В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, B. C. Мерлин, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др. А так же и зарубежных авторов: Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен [1,10,22,31,42].
Концепции и теории мотивации, начали появляться в психологической науке, начиная с 20-х гг. XX в.
В зарубежной психологии известно около 50 теорий мотиваций. В связи с
таким положением В. К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности
обсуждения вопроса о мотивах [11].
В ряде работ мотив рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа пишет, что мотив – это соображение, по которому субъект должен действовать [13]. X. Хекхаузен считает, что это лишь конструкт мышления, т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен.
Действительно, в качестве мотива назывались различные психологические феномены. К.К. Платонов под мотивом понимает психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности [36]. Так Л. И. Божович считает, что это намерения, представления, идеи, чувства, переживания [6], А.Н. Леонтьев называет мотив – предметами внешнего мира, А. Маслоу – установками, К. Вилюнас – условиями существования. С точки зрения B. C. Мерлина – это побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Так, Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному:
· совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение;
· совокупность мотивов;
· побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;
· процесс психической регуляции конкретной деятельности;
· процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и возникают способы осуществления конкретных форм деятельности;
· совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Потребностные теории мотивации. Эти теории основанные на предположении, что люди тратят свои усилия на совершение таких поведенческих актов, которые позволяют им восполнить какие-то дефициты, присутствующие в их жизни.
Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ и др.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее. К. Гельвеции источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти в из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.
В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дал А. Маслоу, представленную в таблице 1.1.
Согласно теории А. Маслоу, любые изображенные на таблице 1.1 потребности начинают мотивировать поведение только после того, как удовлетворены потребности всех предыдущих уровней. В ситуации трудовой деятельности это означает, что люди в первую очередь прикладывают усилия к удовлетворению неудовлетворенных потребностей самого низшего уровня. Человек, только начинающий работать, возможно, стремится заработать деньги, чтобы выплатить долги за получение образования и обеспечить себя пропитанием и жильем (удовлетворить физиологические потребности и потребность в безопасности). Можно ожидать, что этот человек будет усердно работать, чтобы получить прибавку к зарплате, так как это позволит ему полнее удовлетворить данные потребности. Другой человек, может быть, работает в основном Ради того, чтобы общаться с людьми и иметь чувство социальной включенности (социальные потребности), и для него повышение зарплаты не будет таким сильным мотивирующим стимулом, как для первого.
Таблица 1.1
Классификация потребностей человека по А. Маслоу
Высшие потребности, или потребности в развитии |
Потребность в самоактуализации (в самовыражении, реализации своего потенциала, в осознании бытия и в инсайтах). |
↑ Потребность в уважении (в достижении успеха, признании и одобрении). |
↑ Потребность в принадлежности и любви (в симпатии, нежности и близости). |
↑ Потребность в безопасности (безопасность и защита от боли, страха, тревоги и хаоса); потребность в порядке, соблюдении законов и дисциплине. |
↑ Физиологические потребности (в пище, воде и сексе): гомеостатические и органические. |
Низшие, или потребности дефицита |
С. Алдерфер предложил теорию мотивации труда, основанную на иерархии потребностей по А. Маслоу, но с некоторыми важными изменениями. Исходным положением этой теории является гипотеза о существовании трех групп потребностей, перечисленных в порядке от наиболее до наименее конкретных (базовых). Эти потребности – в существовании, отношениях с другими людьми и росте – в сущности представляют собой реорганизованный вариант иерархии А. Маслоу; однако в теории С. Алдерферане предполагается жесткого ранжирования этой иерархии.
Разработанная Ф. Герцбергом двухфакторная теория мотивации также восходит к иерархической модели А. Маслоу. По мнению Ф. Герцберга, усилению мотивации труда могут способствовать только те условия, которые позволяют людям удовлетворять потребности высшего уровня - потребности в признании и самоактуализации. Чтобы сотрудники не ушли из организации, она должна предоставить им возможность удовлетворить посредством работы потребности низших уровней, однако наличие возможности удовлетворения этих потребностей не влияет на мотивацию труда.
Как видим, в XX веке понятие мотивация остается тесно связанным с понятием потребности. При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул – реакция».
Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы отмечали, что термин мотивация слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул – реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор [18].
Как считает Е. П. Ильин, наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс, критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
Когнитивные теории мотивации. По мнению Е. П. Ильина, еще У. Джемс в конце прошлого века выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.
Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
Как считает И. А. Джидарьян, динамическую решетку устремлений построил Р. Кеттелл. Он выделил мотивационные диспозиции типа эргов (от греч. ergon - энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Психоаналитические теории мотивации. Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые цензором личности - "Сверх-Я", т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У. Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения, то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны "Сверх-Я" приводит к неврозам.
В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул термическую концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия, определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
Биологизаторские теории мотивации. Среди них можно отметить те, которые обращаются к понятию мотивация лишь для объяснения причин активности организма. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие мотивация, с точки зрения этих ученых, становится лишним. Несостоятельность этих взглядов в том, что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием.
Мотивация в работах отечественных ученых. Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить прежде всего А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу "Очерк науки о характерах". В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.
О влечениях, желаниях человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге. В частности, он дал свое понимание отличий влечений от желаниний, полагая, что последние - это влечения, переходящие в активные действия. Для него желания – это деятельная воля.
Как считает В. К. Вилюнас, в 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В. М. Боровский, Н. Ю. Войтонис, стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации [цит. по 12].
В 40-х годах мотивацию, с позиции теории установки, рассматривал Д. Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает. Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. Это связано с тем, что их авторы отрицают принципиальную возможность создания универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей поведение животных и человека [цит. по 26].
Особого внимания, заслуживают работы А. Н. Леонтьева и В. Г. Асеева. А. Н. Леонтьев представляет мотивацию как сложное образование, в состав которого включены потребности, мотивы, эмоции, мировоззрение, представление личности о себе, прогноз изменения среды и последствий, ожидаемые оценки других людей. В работах А. Н. Леонтьева и В. Г. Асеева указывается на необходимость изучения процесса формирования мотивов как конкретных побудителей личности [1, 22].
По мнению И. А. Джидарьяна, в мотиве фиксируется психологическое содержание, внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации человека. Мотив может быть сформирован на основе соотнесения доминирующей потребности с одной из составляющих единиц деятельности [14].
В исследованиях А. К. Марковой, дефиниция мотивации определяется как направленность психической активности человека и обозначает сложную систему потребностей, интересов, идеалов, стремлений, побуждений мотивов как ее детерминанты. Иногда под мотивацией внутренняя причина действия, движущие силы поведения, пронизывающие всю структуру личности. Она основывается на интересе, побудительной силе, а ее мотив составляет часть содержания решаемой задачи [28].
По мнению П. М. Якобсон, выявление мотивов к трудовой деятельности традиционно основывается на работах А. Маслоу, С. Альдерфера, В. Врума и др. Различные типы мотивов существуют во внутреннем мире человека не изолированно, а в определенных сочетаниях, и, как показано в специальных исследованиях, структура трудовой мотивации может быть описана в рамках определенных систем координат. Различия в структуре трудовой мотивации обусловливают различия в действенности внешних побудительных мотивов к труду [цит. по 44].
Мотивация является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности. От нее зависит, как и в каком направлении будут использованы различные способности личности. Мотивация предполагает выбор между возможными действиями, различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того. Ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия. Взаимодействуя с ситуационными побуждениями, личностные диспозиции придают им определенные весовые коэффициенты, что и определяет результирующую тенденцию, которое инициирует и направляет конкретное действие.
Профессиональная мотивация, согласно Н. С. Пряжникову, понимается как специфическое мотивационное образование, определяющееся динамическим сочетанием потребностей мотивов и ценностных ориентаций, побуждающих к успешному овладению знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, профессиональный, личностный рост и деловую карьеру.
Итак, в психологии выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере, 10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычислением всего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полную картину детерминацию человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.