Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией

Трудовая мотивация. Функции мотивации. Мотивы и стимулы. Цель в профессиональной деятельности. Виды целеполагания. Смысл профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом. Источники изменения в мотивационной сфере. Типологии мотивации. Концепции мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга, их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом. Теория ожиданий В. Врума и проектирование способов оплаты труда, форм морального поощрения и других действенных побудителей труда.

Трудовая мотивация — это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения — это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде — это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности — это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения. Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, является мотивом.

Стимулы — это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы как внутренние побуждения.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Цель в профессиональной деятельности — это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию.

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл — это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.

Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются: перестраивание общественных отношений человека; изменение условий профессионального труда; логика саморазвития человека; неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности; рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере.

В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. Типология В.В. Травина и В.А. Дятлова.

«Инструментально-мотивированный» работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно.

«Профессионально-мотивированный» работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.

«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду — высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.

«Хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности.

«Люмпенизированный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ.

Существуют различные мотивационные теории, которые, по мнению

К группе мотивационных теорий содержательного характера обычно относят теорию А. Маслоу, теорию Д. Мак-Клелланда, двухфакторную модель Ф. Герцберга. В состав группы процессуальных теорий чаще всего относят теорию ожиданий В. Врума и теорию справедливости, модель Портера—Лоулера. Основные положения этих теорий.

Абрахам Маслоу считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Автор назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение — гигиеническими факторами. Исследования, проводимые с помощью других методов, не подтвердили двухфакторную теорию. Но нельзя не отметить, что Герцберг расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации.

Теория ожидания Виктора Врума определяет мотивацию, а, точнее, ее интенсивность, как функцию совместного действия следующих условий:

ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам; ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение; ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.

Наши рекомендации