Тема 9.Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами

1. В историческом развитии в управлении персоналом можно выделить последовательную смену следующих современных концепций и подходов:
а). Управление трудовыми ресурсами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, управление трудовым потенциалом, управление человеческим капиталом.
б). Управление персоналом, управление кадрами, управление человеком.
в). Менеджмент персонала, управление трудовыми ресурсами, управление человеческими ресурсами, управление человеком.
г). Управление кадрами, управление персоналом.

2.Существует четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми:

А). Классическая школа;

Б). Школа человеческих отношений;

В). «Системный подход»;

Г). Теория случайности.

3.Основные школы, описывающие, как функционируют организации и их основоположники (на соответствие – определите правильные пары из столбика 1 и столбика 2. Например, основоположником классической школы (№1 из столбика 1) – является КТО? Из столбика 2):

1.Классическая школа 1.Э.Мэйо
2.Школа человеческих отношений 2.Дж.Вудворд
3.«Системный подход» 3.Ф.Тейлор
4.Теория случайности 4.Н.Винер

4.Сутевые характеристики основных концепций управления персоналом (на соответствие – определите правильные пары из столбика 1 и столбика 2. Например, к поведенческому подходу (№1 из столбика 1) – соответствуют КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ? Из столбика 2):

1.Поведенческий подход   1.Влияние свойств личности, влияние поставленных задач; влияние извне; структура групп; групповые нормы
2.Структурный подход 2.Взаимодействие между руководителем и подчиненным с учетом ситуативных факторов
3.Интерактивный подход 3.Стили управления, основывающиеся на авторитете; стили управления, ориентирующиеся на производство
4.Подход, основывающийся на свойствах личности 4.Структура личности определяет параметры управления

5. Характеристики основных этапов развития теорий управления персоналом (на соответствие – определите правильные «ТРОЙКИ» из столбиков 1, 2, 3. Например, в 1885 – 1820 годах (№1 из столбика 1) разрабатывалась КАКАЯ КОНЦЕПЦИЯ из столбика 2 и с КАКИМИ ПРИЗНАКАМИ УПРАВЛЕНИЯ из столбика 3):

Годы Концепция управления персоналом. Модель работника Признаки управления персоналом
1885-1920 1. Социальный человек. 1.Делай работника довольным и он будет производить. Ориентация на малые группы. Снятие напряжен- ности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма и лояльности. Основы участия в принятии решений.
1920-1950 2.Концепция «оргразвития». «Профессиональный человек». 2.Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Жесткая регламентация работ, нормирование труда. Соответствие условий труда и функций психофизиоло- гическим особенностям работника.
1950-1970 3.Концепция «человеческих отношений». «Психологический человек» 3.Делай знания производи- тельными. Вовлеченность работника в дела фирмы. Мобилизация всей человеческой энергии. Квалификация кадров. Признание работника важнейшим капиталом. Система социальных гарантий.
1970- по наст. время 4.Концепция научного управления. «Экономический человек» 4.Ключевой ресурс. Возрастающее значение знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение прав по участию персонала в принятии решений. Партнерство. Упор на индивидуаль- ность. Учеба в течении всей жизни.

6. Характеристики основных этапов развития теорий управления персоналом (на соответствие – определите правильные «ТРОЙКИ» из столбиков 1, 2, 3. Например, Концепции научного управления (№1 из столбика 1) соответствует КАКОЙ СТИЛЬ из столбика 2 и с КАКИМ ХАРАКТЕРОМ ОРГАНИАЦИОННЫХ РАБОТ из столбика 3):



Концепция управления персоналом. Модель работника Типичный стиль Характер орг.работ
1.Концепция научного управления. "Экономический человек" 1.Авторитарный, ориентир на цели. 1.Децентрализация управления персоналом.
2.Концепция "человеческих отношений". "Психологический человек" 2.Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. 2.Децентрализация
3.Концепция "оргразвития". "Профессиональный человек". 3.Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархи- ческой структуры. 3.Усиление децентрализации.
4.Социальный человек. 4.То же. 4.Усиление централизации. Штабные функции.


Наши рекомендации