Занятие 9. Диагностика обученности и обучаемости

В ходе занятий студенты ознакомятся с основными способами диагностики обученности и обучаемости.

Вопросы:

  1. Изучить состояние обученности и обучаемости по какому-либо школьному предмету 1 ученика.
  2. Сформулировать развивающие задачи, направленные на те стороны развития, которые недостаточно выражены, либо «отстают» у ученика.
  3. Подобрать средства для изучения состояния обученности и обучаемости:

а) диагностически построенный устный опрос;

б) специально подобранные или разработанные самостоятельно письменные контрольные работы на все виды знаний, их уровни, качества;

в) предметные тесты;

г)наблюдение; методика экспресс-диагностики состояния обученности и обучаемости Марковой А.К.

Результаты необходимо оформить письменно.

Литература:

1.Колмыкова З.И. Обученность и принципы построения методов ее диагностики./ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1994.

2.Колмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1994.

3.Колмогорцева А.И. Организация психолого-педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса в школе. Курган, 1995.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ студентов

Очной и заочной форм обучения

№ п/п Формы организации Формы контроля
Освоение тем, вынесенных на самостоятельное изучение Оценка качества выполнения теста
Подготовка к обсуждению вопросов для семинара по теме 2 (Самостоятельная работа студентов, п.4) .Оценка качества участия в обсуждении вопросов на семинарских занятиях
Поиск, анализ, структурирование информации на темы, предложенные на практических занятиях (см.п. 3) Оценка качества таблицы, составленной в малой группе на занятии
Подготовка докладов на темы, предложенные преподавателем и самими студентами Оценка качества подготовленности доклада и его презентации
5. Освоение содержания практических занятий Оценка качества выполнения отчета по практическим занятиям
6. Поиск, анализ, структурирование информации Контрольные работы
7. Освоение лекционного материала Тесты

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

(для очной и заочной форм обучения)

1. Прочитать и дайть анализ первоисточников и монографий авторов (Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Л., Талызина Н.Ф., Лернер И.Я).

2. Разработать «Руководство начинающему учителю» с точки зрения психологической теории и практики (тема «Педагогический менеджмент»).

3. Разработать методические рекомендации по решению конкретной проблемы дошкольника, младшего школьника, подростка (варианты: агрессивность, тревожность, страхи, гиперкинетический синдром, синдром дефицита внимания, замкнутость и др.).

4. Разработать вариант контракта педагога-психолога с образовательным учреждением.

5. Проанализировать проблемное поле современной педагогической психологии на основе изучения периодических изданий (Вопросы психологии, Психологический журнал и др.).

6. Построить в виде графика и обоснуйте историческую динамику развития науки «Педагогическая психология».

7. Предложить два варианта структуры курса «Педагогическая психология» на основе анализа классической структуры курса и структуры Зимней И.А.

8. На основе схемы психологического анализа урока пронаблюдать и запротоколировать, дать анализ и оценку реального урока в среднем общеобразовательном учреждении.

9. Разработать коррекционные мероприятия по совершенствованию познавательных процессов (подобрать тестовые методики по диагностике памяти, внимания, мышления; подобрать коррекционные упражнения и простроить схему мероприятия).

10. Построить структурно-логическую схему курса на основе учебников «Педагогическая психология» И.А.Зимней, Т.В.Габай, Н.Ф.Талызиной и др. (не менее 4-х).

11. Дать развернутый психологический анализ собственной личности с точки зрения профессиональной пригодности к педагогической деятельности (самодиагностика по подобранным тестовым методикам, концепция Я-педагог, структура педагогических способностей).

VIi. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Акмеологические инварианты в педагогической деятельности - такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность педагогического труда независимо от действия внешних условий и факторов (постоянная включенность в процесс принятия решений, предвидение, проницательность, личностные притязания и мотивация достижения, саморегуляция и др.).

Воспитание– деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Словарь практического психолога. – Минск, 1997. – с. 85).

Воспитание– целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984- с. 24).

Воспитание– это вид деятельности, осуществляющий – продуцирующий передачу новому поколению социально-культурно-исторического-онтологического опыта; это и иерархическое – целеинтенциональное воздействие на сознание и поведение индивида, с целью формирования в его психике, сознании, определенных принципов, понятий, социоустановок, которые в свою очередь обеспечивает необходимые условия для эволюции индивида, и подготовки его к тому или иному жизненному пути, к профессиональной деятельности, к общению с другими индивидами в социуме, в обществах, микрообществах; … В. можно рассматривать как процесс взаимодействия между воспитателем и воспитуемым, и как процесс коммуникации между воспитуемыми (Юрчик В.В. Современный словарь по психологии. – М., 1998. – с. 87).

Гуманистическая образовательная парадигма- представление о сущности образовательного процесса и механизмах его развития, основанное на идеях теории деятельности, личностно-деятельностного подхода к обучению, гуманистической психологии и народной педагогики, признающих ценность и индивидуальность личности обучающихся и создающих условия для проявления его субъектных характеристик в образовательном процессе.

Идентификация - механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление – как механизм индивидуализации личности.

Индивидуальный стиль деятельности - присущий конкретному педагогу, как субъекту педагогической деятельности, когнитивный стиль, стиль общения, стиль управления, саморегуляции. Определяется индивидуально-психологическими особенностями педагога, включающими индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности обучающихся.

Личностная рефлексия школьника – это обращенность его сознания на себя, способность и готовность к адекватному и эффективному самоанализу, самоконтролю, самооценки и самопрогнозу поведения.

Личностно-деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Личностно – ориентированное образование – это обучение,

школьников, направленное на развитие таких качеств личности как сверхнормативная активность, познавательная потребность, автономность, самостоятельность, инициативность, ответственность, духовность, нравственность, рефлексивность, толерантность, эмпатийность и другие социально важные качества человека.

Научение– целесообразные изменения внешних способов действий, поведения, деятельности, общения, опыта в условиях, не требующих специальной организации, плана, программы, возникающий и проводимый стихийно.

Наглядно-демонстрационные способы и средства учения – система приемов, операций, движений, действий на основе чувственного отражения (ощущений и восприятий) образца, показа, демонстраций наглядного, дидактического и атрибутивного материала, технических средств, путем подражания, внушения, влияния, копирования, упражнений; в форме чувственного образа и представления выражается опыт (знания, умения, навыки).

Направленность личности– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Навык- упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнение действия, характеризующееся отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Образовательная парадигма - совокупность теорий, концепций, взглядов и идей, выступающих основой для рассмотрения сущности образовательного процесса и механизмов его развития.

Ответственность– самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых субъектом (К.А. Абульханова – Славская, 1985)

Ответственность – гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. (В.П. Прядеин).

Психологическая поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социальному, профессиональному самоопределению личности школьника в ходе формирования её способностей, ценностных ориентаций, сакральных установок, повышения конкурентно способности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния школьника как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социально-психологической, личностной, профессиональной самореализации на всем пути развития ученика со стороны педагога.

Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию школьника. Является основным направлением психологической поддержки школьников со стороны учителя.

Психологическое консультирование – это оказание помощи школьнику со стороны учителя в её самопознании, адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии, включая консультации по вопросам семьи и брака.

Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие учителя на личность школьника с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.Подход к обучению - категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; это глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия (обучающего и обучающегося).

Продуктивность педагогической деятельности - результативность педагогической деятельности, выражающаяся в степени соответствия педагогических результатов поставленным педагогическим целям.

Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Саморегуляция в педагогической деятельности- способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.

Самоактуализация – это актуализация сущности человека, а сущность человека, по всей видимости, обладает способностью к неисчерпаемой интерпретации.

Самовоспитаниесостоит в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе.

Самовыражениепредставляет собой эпифеномен самореализации, форму компенсации неудачи в самореализации, когда потребность в трансляции себя оказывается недостаточно подкрепленной соответствующей способностью (например, демонстративное поведение).

Самоутверждение имеет иную мотивационную основу, а именно стремление получить общественное призвание со стороны других «здесь и теперь», реализоваться таким образом, чтобы воспользоваться эффектом самореализации, а зачастую квазисамореализации (вклад в науку). Лишение возможности социального призвания вызовет прекращение активности, направленной на самоутверждение.

Словесные способы и средства учения – система невербальных и вербальных приемов и средств при взаимодействии I и II сигнальной систем, с использованием словарного запаса устной и письменной речи, грамматических и синтаксических правил и законов, ораторского мастерства, форм: объяснения, рассказа, беседы, диалога, монолога, диспута, доклада, лекции -, формирование опыта путем абстрактного, обобщенного, логического отражения на уровне научных понятий, общих суждений, индуктивных – дедуктивных умозаключений, творческого мышления, умственных способностей.

Субъект деятельности - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Усвоение- процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. По С.Л. Рубинштейну, усвоение - "центральная часть процесса обучения, … психологически сложный процесс, который не сводим к памяти или прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя…".

Устойчивость личностихарактеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения. Включает:

  • способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям противоречащим его личностным установкам;
  • способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Учебно-педагогическое сотрудничество - проявление гуманистической образовательной парадигмы на практике: процесс взаимодействия, общения и совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленный на их личностное развитие, личностную и профессиональную самореализацию.

Учение - неполная учебная деятельность; процесс, в котором обучающийся не в полной мере выступает субъектом познавательной деятельности, хотя и приобретает определенный опыт (знания, умения, навыки): наличие неадекватных мотивов, несамостоятельная постановки цели, отсутствие самостоятельности при выборе средств решения учебной задачи, полное или частичное отсутствие самоконтроля, самооценки и саморегуляции деятельности.

Учебная деятельность – двухсторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся, как оптимизация, стимуляция и мотивация на основе педагогической деятельности и педагогического общения, их индивидуального стиля со стороны учителя, его индивидуального и возрастного подхода к учащимся в учебной, проблемной ситуациях в ходе учения с целью формирования опыта индивидуального и общественного, направленности личности, её свойств, сознания, самосознания, научного убеждения.

Учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных из вне педагогом (или формулируемых самостоятельно), на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Ядром учебной деятельности является учебное самосознание, то есть осознание обучающимся мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который сам организует, направляет, контролирует и регулирует процесс учения.

Эмоциональная саморегуляциябазируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональное cгорание - характеристика психологического состояния здоровых людей, это состояние изнемождения, истощения, с ощущением собственной беспомощности и бесполезности (Х. Дж. Фрейнденберген).

VIIi.СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

(для очной и заочной форм обучения)

1. Предмет и задачи пед психологии, история становления

2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками

3. Методы педагогической психологии; психолого-педагогические исследования

4. Научение и учение

5. Обучение и развитие

6. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского

7. Развитие мышления в учебном процессе

8. Уровни психического (умственного развития): УАР, ЗБР

9. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

10. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина

11. Современные формы обучения: ролевые, деловые и риторические игры на уроках

12. Игротехнический инструментарий в работе педагога

13. Учебная деятельность

14. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

15. Мотивы учения; мотивация обучения

16. Усвоение знаний, умений, навыков

17. Обучаемость и её критерии

18. Этапы формирования умственных действий (теория П.Я. Гальперина)

19. Ученик как субъект воспитания

20. Психологические особенности младших школьников

21. Подросток как субъект учебной деятельности

22. Старшеклассник как субъект учебной деятельности

23. Студент как субъект учебной деятельности

24. Развитие творческой личности как актуальная проблема современного образования

25. Провокации учащихся на занятиях

26. Взаимосвязь уровня тревожности с психическими познавательными процессами: памятью и мышлением у старшеклассников

27. Социально-психологические особенности класса с детьми разных национальностей

28. Школьники «группы риска»

29. Классы компенсирующего обучения: психологические, педагогические, социальные особенности

30. Здоровьесберегающие технологии образования

31. Воспитательные возможности урока

32. Коррекционная работа со школьниками

33. Междисциплинарные связи и их воспитательные возможности

34. Воспитание его закономерности, принципы

35. Состав и структура содержания воспитания

36. Методы воспитания

37. Самовоспитание

38. Общая характеристика педагогической деятельности

39. Педагогические способности

40. Профессиональная Я-концепция педагога

41. Педагогические стереотипы

42. Стили деятельности педагога (преподавателя)

43. Педагогическое общение

44. Барьеры педагогического общения

45. Возможности метода групповой дискуссии

46. Детерминанты оценивания учеников учителем

47. Личность преподавателя в представлениях студентов

48. Стереотипное представление об учебе студентов с точки зрения гендерной психологии

49. Психологическая служба в школе

50. Педагогическая психология профессионального образования

51. Структура межличностных отношений в учебном коллективе

52. Профессиональное самоопределение, профориентация в школе

53. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов

2. Примеры практических задач для подготовки к экзамену

(для очной и заочной форм обучения)

1. По предлагаемым описаниям определите метод исследования:

А. Человек помещается в изолированную комнату, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием сильных раздражителей или при различных состояниях организма. Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков исследователь устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя работы школьников и сопоставляя их данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях стиля деятельности старшеклассников.

2. Чем можно объяснить следующее наблюдение: у человека, который учится печатать на клавиатуре, при прочих равных условиях, в три раза медленнее формируется навык печатания в том случае, если он делает это самостоятельно, в отличие от человека, которого обучают специально.

3. О каком процессе преобразования действий идет речь в данном примере:

Пианист Исаак Михновский, будучи еще студентом консерватории и оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучив произведение в уме, и блестяще исполнил его на экзамене без тренировки.

Примеры заданий в контрольных и зачетных тестах

(для очной и заочной форм обучения)

  1. После успешной сдачи устного экзамена, студенту кажется, что он отлично знает материал, хотя накануне он не был уверен в этом. Согласно какой стадии теории П.Я.Гальперина это происходит?

1.1. Первой

1.2. Второй

1.3. Третьей

1.4. Четвертой

1.5. Пятой

  1. Проранжируйте по степени сужения значений понятия

2.1. Обучение ___

2.2. Формирование ___

2.3. Развитие ___

2.4. Воспитание ___

2.5. Образование ___

Требования к выполнению теста:Для положительной оценки результатов тест-контроля необходимо дать правильный ответ на 70% и более заданий, включенных в тест.

Наши рекомендации