Определите, какой мотив выражает каждое из высказываний учащихся.
II. Чтобы учебная деятельность была успешной, приводила к научению, она должна быть хорошо мотивированной. Различают внешнюю и внутреннюю мотивации учения. Примером первого вида может быть желание получить высокую оценку на экзаменах, примером второго – интерес к приобретаемым знаниям.
Приведите несколько примеров того и другого вида мотивов. Покажите психологические различия между этими видами мотивов.
III. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
1. Желание получить отметку, одобрение учителя.
2. Стремление к успеху, самоутверждению.
3. Желание быть настоящим школьником.
4. Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
5. Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
6. Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому что интересно учиться»).
7. Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
8. Стремление завоевать престиж у сверстников.
Тестовые вопросы по теме семинара «Эмоции»
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Аффект – это ярко выраженное, бурное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательными и другими проявлениями.
2.Относительно долговременное и устойчивое эмоциональное состояние человека, влияющее на производительность труда и отношения в коллективе, называется настроением.
3.Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется депрессией.
П. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Эмоции – это ...
а) особые классы психических процессов, отражающих в опосредованных переживаниях процесс и результаты практической деятельности;
б) психические состояния, отражающие отношение к миру;
в) психические состояния, отражающие отношение к самому себе.
2.Эмоциональная реакция в определенный момент зависит от … а) мотивов; б) потребностей; в) информации; г) ситуации; д) состояния человека; е) целей деятельности.
III. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры.
1) В.Вундт; 2) Джемс-Ланге; 3) Кэннон-Бард; 4) Хебб-Линдсей; 5)В.П. Симонов
а) эмоциональное состояние определяется качеством иинтенсивностью актуальной потребности и оценкой индивида;
б) эмоциональное состояние определяется влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга;
в) органические процессы являются следствием эмоций;
г) органические процессы являются первопричиной эмоций;
д) телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.
IV. Дополните предложение и вставьте пропущенные слова.
1. Результатом чрезмерного стресса является...
2. Особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает чувствует - это...и.
3. Как называется эмоциональное состояние человека, вызываемое переживанием крушения надежа, веры и непреодолимостью ситуации?
4. Как называется биологический адаптационный синдром?
5. Как называется способность человека к сочувствию, сопереживанию другим?
6. Назовите три основные функции эмоций: а)..,; б)...; в)..,.
Воля
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Волевым называется действие, совершаемое под влиянием сильных эмоций.
2. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его реализации.
3. Волевые действия имеют материальную основу в виде нервных процессов.
4. Воля – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека.
5. Произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.
6. К внешним препятствиям можно отнести побуждения человека, направленные на выполнение противоположных действий.
II. Выберите один или несколько правильных ответов
1. Критериями воли являются … а) волевое действие; б) выбор различных параметров действия; в) волевые качества личности; г) регуляция параметров действия; д) регуляция состояния и организация психических процессов.
2. К побудительным мотивам относятся … а) стремление к успеху; интерес; избегание неудачи; верны все ответы; д). верных ответов нет.
Мотивация
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Мотивация представляет собой систему педагогических мер по достижению необходимого поведения учащихся;
2. Мотивы могут быть осознаваемые и неосознаваемые.