Анкета для выявления мотивационного потенциала работы
Внимательно посмотрите список мотиваторов и гигиенических факторов, приведенный ниже, и отметьте галочкой те, которые реально имеют место в вашей работе
Факторы, влияющие на удовлетворенность работой | ||
Мотиваторы | ||
Хорошие перспективы продвижения по службе | ||
Признание и одобрение руководством хорошо выполненной работы | ||
Высокая степень ответственности в работе | ||
Интерес к самому процессу работы, к ее содержанию | ||
Оплата труда, соответствующая достигнутым рабочим результатам | ||
Оплата труда как признание достижений и успеха | ||
Творческая и разнообразная работа | ||
Работа, позволяющая проявлять самостоятельность, принимать самостоятельные решения | ||
Наличие достижений и успехов в работе | ||
Перспективная работа, бросающая вызов сегодняшним способностям, возможностям, навыкам работника | ||
Гигиенические факторы | ||
Хорошие взаимоотношения в коллективе | ||
Льготы | ||
Хорошие взаимоотношения с непосредственным руководителем | ||
Уровень оплаты труда | ||
Хорошие условия труда | ||
Удобный график работы | ||
Близость работы от места жительства | ||
Работа, не требующая больших затрат физической и нервной энергии | ||
Информированность о положении дел в организации |
Ни одного выбора не получил фактор «перспективная работа, бросающая вызов сегодняшним способностям, возможностям, навыкам работника». По частоте выбора (% выбравших от общего количества респондентов) факторы первой шкалы (мотиваторы) расположились следующим образом:
Мотиваторы | % выбравших |
Хорошие перспективы продвижения по службе | 70,6 |
Признание и одобрение руководством хорошо выполненной работы | 64,7 |
Высокая степень ответственности в работе | 47,1 |
Интерес к самому процессу работы, к ее содержанию | 47,1 |
Оплата труда, соответствующая достигнутым рабочим результатам | 41,2 |
Оплата труда как признание достижений и успеха | 35,3 |
Творческая и разнообразная работа | 35,3 |
Работа, позволяющая проявлять самостоятельность, принимать самостоятельные решения | 29,4 |
Наличие достижений и успехов в работе | 29,4 |
Перспективная работа, бросающая вызов сегодняшним способностям, возможностям, навыкам работника | нет |
По шкале гигиенических факторов выборы распределились следующим образом:
Гигиенические факторы | % выбравших |
Хорошие взаимоотношения в коллективе | 64,7 |
Льготы | 52,9 |
Хорошие взаимоотношения с непосредственным руководителем | 47,1 |
Уровень оплаты труда | 47,1 |
Хорошие условия труда | 41,2 |
Удобный график работы | 41,2 |
Близость работы от места жительства | 35,3 |
Работа, не требующая больших затрат физической и нервной энергии | 23,5 |
Информированность о положении дел в организации | 11,8 |
Проанализируйте полученные результаты. Какие мотиваторы и гигиенические факторы не задействованы в вашей работе (не были отмечены)?
1. ____________________________________
2. ____________________________________
3. ____________________________________
4. ____________________________________
5. ____________________________________
Какие первоочередные шаги, по вашему мнению, могли бы повысить мотивационный потенциал вашей работы?
Шаги, способные повысить удовлетворенность трудом | Шаги, способные понизить неудовлетворенность трудом |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Определив степень участия каждого мотиватора, можем говорить о том, по каким параметрам работник удовлетворен работой. По уровню гигиенических факторов руководитель может сделать вывод, какие причины (условия труда) определяют неудовлетворенность работой.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет, в качестве перспектив формирования удовлетворенности работой, рекомендовать руководству части уделить повышенное внимание таким аспектам мотивации как:
· установление оплаты труда соответствующей трудовому вкладу сотрудника;
· предоставление подчиненным большей самостоятельности в решении поставленных задач, возможности проявить творческие способности;
· публичное признание достижений и заслуг сотрудника;
· обеспечение перспектив совершенствования профессиональной деятельности, требующих применения способностей, возможностей, навыков работника.
Анализ гигиенических факторов, показывает, что наибольшую неудовлетворенность работой вызывает недостаточная информированность о положении дел в организации. Информирование является важнейшим элементом управления мотивацией сотрудников. Если члены организации плохо информированы о делах, имеющих для них первостепенное значение, это резко снижает их настрой на работу с высокой отдачей. Потребность в том, чтобы быть информированным, преодолеть состояние неопределенности, неясности в отношении наиболее значимых вопросов, является одной из базовых.
Решение этой проблемы в сфере вооруженных сил затруднительно, так как специфика военной службы предусматривает ограничение доступа к служебной информации. Поэтому основные усилия руководства военных частей должны быть направлены на задействование мотиваторов, обеспечивающих удовлетворенность трудом и, следовательно, повышающих мотивационный потенциал сотрудников.
Продолжая исследовать мотивационно-потребностную сферу летного состава ВТА нами изучалась природа мотивации деятельности военных летчиков в свете содержательных теорий мотивации – Дэвида Мак-Клелланда и Джона Аткинсона.
Хорошо известным и опробованным способом изучения мотивации к достижению успеха и к избеганию неудач являются методики Т. Элерса.
Результаты тестирования оценки мотивации достижения (методики Т. Элерса «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудач» [99, C. 626-629, 630-632]) представлены в сводной таблице 2.3 и показывают следующее:
· не выявлен низкий уровень мотивации к достижению успеха;
· не выявлен низкий уровень мотивации к избеганию неудач;
· тенденция возрастания уровня мотивации к достижению успеха от среднего к высокому и очень высокому уровню положительно коррелирует с увеличением возраста летчиков (до 30 лет: средний уровень – 65%, высокий – 35%; после 30 лет: средний уровень – 38%, высокий – 62%; после 40 лет: средний уровень – 38%, высокий – 38%, очень высокий – 24%);
· у летчиков возрастной категории до 30 лет преобладает средний уровень мотивации к избеганию неудач (95%), этот показатель переходит в высокий и очень высокий уровень (у служащих 30-40 лет он составляет 50%; у служащих свыше 40 лет – 76%).
Таблица 2.3