Факторы, снижающие трудовую мотивацию (демотиваторы)
Отсутствие самостоятельности, мелочный контроль со стороны руководства
Диаграмма 2.6
Компенсирующие их мотивы (количество выборов)
- деньги (34);
- интерес к работе (23);
- ни что (14);
- возможность принятия решений в других сферах служебной или общественной деятельности (8);
- самосовершенствование (7);
- показать начальнику свои способности (7);
- установка на выполнение поставленной начальником задачи (6);
- желание продолжить работу при любых условиях (4)
Факторы, снижающие трудовую мотивацию (демотиваторы)
Удаленность работы от места жительства
Диаграмма 2.7
Компенсирующие их мотивы (количество выборов)
- денежная компенсация (82);
- выделение служебного транспорта(47);
- ни что (6);
- желание достичь в работе поставленную цель (5);
- желание работать именно в этой организации (5)
Факторы, снижающие трудовую мотивацию (демотиваторы)
Отсутствие взаимопонимания с вышестоящим руководством
Диаграмма 2.8
Компенсирующие их мотивы (количество выборов)
- смена места работы (27);
- ни что (25);
- льготы (14);
- взаимопонимание и поддержка трудового коллектива (11);
- усердие работника и качественный труд (8);
- общение с коллегами, друзья (8);
- высокая самооценка (6);
- авторитет у подчиненных (5);
- уверенность в своих действиях (5);
- наличие промежуточного звена, т.е. очень редкое личное общение (2)
Факторы, снижающие трудовую мотивацию (демотиваторы)
Плохое обеспечение важнейшими ресурсами, необходимыми для работы
Диаграмма 2.9
Компенсирующие их мотивы (количество выборов)
- ни что (91);
- преданность работе (12);
- находчивость и деловитость, личный энтузиазм (11)
Основываясь на эмпирических исследованиях, Ф. Герцберг установил, что факторы удовлетворенности и неудовлетворенности работой различны, то есть у работника имеются две независимые шкалы (иерархии потребностей). Первая шкала образует условия возникновения мотивов и базируется на врожденных стремлениях человека, обусловленных биологическими потребностями. Эти факторы автор теории назвал мотиваторами. Вторая шкала потребностей, названная автором гигиеническими факторами, связана с особенностями человеческой природы, определяющей его стремление к достижению. Исследования Герцберга и его последователей показали, что 81% факторов, определяющих удовлетворенность работой, являются мотиваторами. В свою очередь наибольший удельный вес в неудовлетворенность работой вносят гигиенические факторы (69%).
Основываясь на теории мотивации Ф. Герцберга, для более полного использования человеческих ресурсов, необходимо определить степень задействованности факторов каждой из шкал, а затем создать условия перехода от гигиенических факторов к мотиваторам, а именно – обогатить работу, сделав ее интересной для сотрудников.
Из предложенных нами 10 мотиваторов [112, С. 45-46], респонденты с большей или меньшей частотой выбирали 9.