Психологическая система деятельности
Многочисленные работы отечественных психологов свидетельствуют о том, что процессы формирования профессиональной деятельности в значительной степени обусловливаются особенностями системной организации психической деятельности человека. Совокупность психических свойств, качеств субъекта деятельности в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности, получила название психологической системы деятельности (ПСД).
Разработка концепции о сущности, структуре, функции, динамике ПСД проведена В.Д.Шадриковым [1982]. ПСД включает в себя такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы и информационная основа деятельности, принятие решения и подсистема профессионально важных качеств. Как отмечает автор, указанные блоки выделены в качестве составляющих ПСД по той причине, что отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности.
ПСД — категория изменчивая, развивающаяся и специфическая в некоторых своих проявлениях для конкретной про-
фессиональной деятельности. В то же время структура ее компонентов остается, как правило, неизменной, а отдельные подсистемы (компоненты) должны обладать относительной функциональной независимостью.
Концепция В.Д.Шадрикова является методологической основой психологического изучения профессиональной деятельности, отражая принципы системности психической активности человека, ее предметности и изменчивости. Содержание концепции — продуктивная основа для решения разнообразных прикладных задач психологии профессиональной деятельности.
Психологическое изучения содержания операторской деятельности, проведенное А.А. Обозновым [1998], было основано на определении того, как ее предмет, условия и средства отражаются в сознании человека и каким образом это отражение осуществляет регулирующую функцию по отношению к тем его действиям, посредством которых данная реальность выполняется. Автором предложена структурная схема психической регуляции операторской деятельности, основанная на результатах анализа как материалов собственных исследований, так и работ других авторов [Зараковский, Павлов, 1987; Конопкин, 1980; Ошанин, 1977; Шадриков, 1982].
Компонентный состав структуры психической регуляции операторской деятельности представляет собой совокупность функциональных звеньев, динамически и последовательно связанных между собой. Общим основанием регуляции деятельности является ее цель, которая анализируется в плане как специфики ее осознания и понимания конкретным субъектом, так и значения цели в роли побудительной силы для него. Цель деятельности содержит конкретные признаки успешности действий, которые выступают критериями достижения или успеха. Эти критерии выполняют функции эталона для оценки достигнутого результата.
Для достижения ожидаемого результата у субъекта должно появиться намерение — осознанное стремление действовать в
направлении достижения принятой им цели. Решение задач управления возможно при условии мысленного отражения заданного трудового процесса, то есть при создании образа динамики деятельности. Заданность процесса операторской деятельности и необходимых для ее выполнения операций субъективно отражается человеком в виде плана действия, который связан с образом заданной динамики деятельности.
Отражению в образе заданной последовательности стадий управляемого процесса способствует динамика активного отношения к ним субъекта, своеобразие которого раскрывается через понятие мобилизационной установки субъекта, которая выполняет «психоэнергетическую» функцию в системе регуляции.
Опираясь на образ заданной динамики и план деятельности человек-оператор активно формирует ожидания, предвосхищения необходимой информации. Предвосхищающие схемы формируются человеком в том же коде, в котором информация представлена на индикаторах, и подготавливают его к отбору необходимых сигналов. Извлекаемая информация отражается человеком посредством оперативных образов, котрые формируются в процессе решения задачи.
На основе оперативных (текущих) образов и образа заданной динамики деятельности человек-оператор формирует у себя целостную «умственную картину» управляемого процесса — концептуальную модель.
Все предшествующие функциональные звенья психической регуляции деятельности интегрируются в звене программирования исполнительных действий, которое отражает принятые субъектом способы и последовательность выполнения конкретных действий.
Экспериментальные данные позволяют считать, что указанные звенья психической регуляции формируются в процессе освоения человеком-оператором профессиональной деятельности, а уровень их развития (адекватность, устойчивость, активность и др.) определяются как спецификой
трудового процесса, так и индивидуальными особенностями субъекта труда.
Функциональная надежность
Одним из направлений развития психологической теории деятельности человека является изучение роли состояния его психических и физиологических функций в обеспечении профессиональной надежности.
В многочисленных исследованиях установлено, что состояние функциональных систем организма, степень развития и особенности реактивности профессионально важных функций и качеств человека прямо или косвенно влияют на уровень его работоспособности. Содержание и условия деятельности, особенности объекта управления и организации трудового процесса определяют характер функционального состояния организма человека-оператора, а в конечном итоге — эффективность и качество его деятельности. Таким образом, между функциональным состоянием и надежностью деятельности существует непосредственная причинно-следственная связь. Наличие указанной связи, а также все возрастающее значение особенностей функциональных состояний человека в обеспечении успешности операторской деятельности обусловливают необходимость введения и использования понятия «функциональная надежность» при изучении и оценке роли человека в системах управления [Бодров, Орлов, 1998].
Функциональная надежность — это свойство функциональных систем человека-оператора обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях. Это понятие имеет двойное смысловое содержание. Во-первых, оно определяет относительно самостоятельную и важную роль в обеспе-
чении профессиональной надежности состояния функциональных систем организма, его профессионально важных качеств. Во-вторых, отражает значение надежности, устойчивости функций организма при выполнении профессиональной деятельности, степени адекватности их реагирования на условия и содержание рабочего процесса, уровня гомеостатичес-кой и адаптивной регуляции организма под воздействием внешних и внутренних факторов деятельности. Иначе говоря, понятие функциональной надежности отражает характер энергетического и информационного приспособления человека к процессу управления объектом.
Проблема функциональной надежности человека-оператора основывается на изучении таких ее аспектов, как устойчивость профессионально значимых психологических и физиологических качеств и функций человека, его работоспособности; влияние измененных функциональных состояний и организации деятельности (режимов, нагрузок и т.п.) на рабочие показатели оператора; значение индивидуально-психологических характеристик личности на формирование и сохранение профессиональной надежности и т.д.
Биологическое содержание проблемы функциональной надежности обусловливается наличием таких специфических для человека, функциональных систем его организма свойств, как реактивность, адаптивность, изменчивость в ответ на воздействие факторов внешней и внутренней среды. С позиций же включения человека в сферу деятельности, обеспечения адекватного приспособления к содержанию и условиям трудового процесса эти свойства должны обладать, с одной стороны, определенной устойчивостью, стабильностью, а с другой — достаточной пластичностью, приспособляемостью к факторам деятельности. Эта диалектич-ность проявлений функциональных реакций организма должна определять специфику изучения и учета характеристик функциональной надежности человека.
Содержание понятия «функциональная надежность человека-оператора» пре-
дусматривает рассмотрение этой проблемы в следующих основных направлениях: в плане изучения 1) особенностей влияния на надежность профессиональной деятельности различных функциональных нарушений в организме, разных форм и признаков проявлений этих нарушений в процессе их развития вплоть до возникновения заболевания; 2) характера зависимости показателей эффективности и надежности деятельности клинически здорового оператора от особенностей функциональных реакций его организма.
Изложенные положения о сущности проблемы функциональной надежности могут позволить более конкретно проанализировать соотношение таких категорий, как функциональное состояние, работоспособность, профессиональная эффективность и надежность, определить особенности их взаимосвязи. Кроме того, разработка проблемы функциональной надежности определяет необходимость дальнейшего развития единых взглядов на формы и уровни проявления и влияния функциональных состояний (от нормальных до патологических) на эффективность и надежность летной деятельности. Такой подход необходим для оценки работоспособности оператора после болезни или для раннего ее выявления, в период профессиональной адаптации молодых специалистов, в связи с выполнением заданий в условиях больших информационных нагрузок и совмещенной деятельности и т.д.
Совмещенная деятельность
Особенностью некоторых видов операторской деятельности является необходимость одновременного выполнения двух и более действий и операций, направленных на решение разных задач. Объективная необходимость одновременного выполнения задач, имеющих разную цель и совмещенных во времени предъявления (или возникновения) в навязанном, принудительном для оператора темпе, характеризует совмещенную деятельность.
В исследованиях ВА.Бодрова, Ф.Д.Горбова, Н.Д.Заваловой, В.А.Пономаренко и
др. обращается внимание на то, что особенности нарушения профессиональной деятельности при совмещенном предъявлении задач обусловливаются степенью их приоритетности, модальностью сигналов и другими факторами. Теоретико-экспериментальное изучение совмещенной деятельности в зависимости от психологической структуры задач и пространственно-временных особенностей их предъявления было проведено под руководством В.А.Бодрова [1981].
В экспериментах использовались задачи слежения различной сложности (основная задача), а также задачи на оценку расстояния от объекта до цели, считывания приборной информации, выбора и реализации программы действий, воспроизведения временного отрезка (дополнительные задачи). Установлено, что качество выполнения каждой из задач при одновременном предъявлении зависит от их психологической структуры. Предъявление задач наглядно-образного мышления сопровождалось, например, увеличением ошибки слежения в 4 раза (по сравнению с контролем), а при решении задач на воспроизведение временного интервала и выполнении реакции выбора — только в 2 раза. Степень изменения качества выполнения каждой из дополнительных задач при их совмещении со слежением также была различной. В целом, независимо от вида индикации входного сигнала слежения, изменение эффективности выполнения задач наглядно-образного мышления было более выраженным, чем в задачах на воспроизведение временного отрезка и сенсомоторной реакции выбора, что объясняется большей их сложностью и, в частности, количеством и содержанием входящих в них операций. Отмечено также, что чем больше в совмещенных задачах операций, сходных по своему психологическому содержанию, тем в большей степени отмечается снижение эффективности их выполнения.
Влияние пространственной структуры процесса решения совмещенных задач проявлялось в том, что фактор переключения внимания с экрана на экран вызывал более выраженное снижение качества сле-
жения. Как правило, совмещенное выполнение задач в навязанном для оператора темпе осуществлялось качественно хуже, чем их решение в свободном темпе. Так, например, величина ошибки слежения при его совмещении с задачей на глазомерную оценку расстояния при их выполнении в навязанном темпе увеличивалась в 4 раза, а в свободном темпе — только в 1,2 раза.
В эксперименте получены также зависимости качества совмещенной деятельности от ее длительности, величины интервалов между последовательными задачами, пространственного расположения экранов (угла визирования) и др.
Экспериментальные данные об ухудшении качества выполнения совмещаемых задач, наличии переходного периода при их последовательном предъявлении и другие факты позволяют предположить, что нейрофизиологические механизмы регуляции совмещенной деятельности можно объяснить с позиций концепции П.КЛнохина об «исключительности психической деятельности», а также исходя из теории доминантности А.А.Ухтомского, согласно которой сила доминантного очага возбуждения определяется как характером выполняемой задачи, так и ее значимостью для индивида, а инертность этого очага зависит от интенсивности возбудительного процесса.
Материалы исследований дают основание высказать предположение, что решение задач, особенно имеющих сложную семантическую структуру, в условиях совмещенной деятельности «проходит» по механизму ее последовательного процесса. Это представление соответствует высказанной А.Велфордом гипотезе об одноканальности центральных механизмов мозга при обработке двух различных стимулов, хотя множество входных сенсорных механизмов обладает способностью получения данных и их накопления в ограниченное время (сенсорно-перцептивный уровень регуляции). Важно также высказанное им положение о том, что освобождение центральных механизмов от переработки сигналов контроля исполнения действия, поступа-
ющих по каналам обратной связи, может достигаться тренировкой, что приведет к повышению их пропускной способности.
Положение о роли тренировки, профессионального опыта в развитии механизмов совмещенной деятельности, в частности в формировании «единых функциональных комплексов» различных структур (В.В.Чебышева), интегрального психического образа (Г.С.Береговой с со-авт., В.В.Козлов, В.В.Лапа) отражает взгляд о динамичности процесса регуляции этого вида деятельности, о взаимодействии, взаимопроникновении и объединении элементов психологической структуры отдельных задач.
Данный взгляд в определенной степени отражает и ряд положений сторонников концепции о параллельном протекании процессов обработки информации, а именно — целенаправленного преобразования информации, целью которого является выполнение основной задачи деятельности, и обзорного преобразования, обеспечивающего готовность к переключению на другую задачу (Г.М.Зара-ковский, А.А.Крылов).
Использование установленных закономерностей совмещенной деятельности при проектировании и создании систем отображения информации, организации деятельности может способствовать предотвращению ошибочных действий, нарушений временных параметров при решении совмещенных во времени и пространстве задач операторской деятельности.