Психологическая сущность, функциональная структура и характеристики учебной деятельности. Самостоятельная деятельность как высшая форма учебной деятельности

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний , умений и навыков или изменение старых. Поэтому В.В.Давыдов счатал целью образования: присвоение учеником общественно-исторического опыта.

В рамках учебной деят-ти ученик(субъект) должен уметь:1овладеть научными понятиями, 2воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, 3осуществить восхождение от абстрактного к конкретному.

Структура УД по Давыдову:

учебные задачи(понимание учеником учеб. задач)

учебные действия(выделение учеником принципов, идей, умение переходить от общего к конкретному и обратно)

действия контроля и оценки(умение сопоставлять рез-ты с заданными образцами и осуществ-ть коррекцию )

Компоненты УД по Леонтьеву:

потребность- стремление учащихся к усвоению теоретических знаний

учебная задача- овладение учеником общим способом решения всех задач

мотивы учебной деятельности- побуждение

учебные действия и операции.

Самостоятельная работа- разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А. Миролюбов).

Требования к самост.работе: 1 углубление ЗУН, 2 увлекательность самих форм, процесса и материала работы, 3 необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.

Через самост.работу проявл-ся мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества ученика.

Концепции обучения и их психологические основания. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формирование творческого мышления.

В психологии современный прогрессирующий взгляд на обучение реализуется на 2-х взаимодополняющих друг друга подходах: 1деятельностный -Л.С. Выготский выдвинул идею: развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями(слово).

2системно-генетический- системное формирование деятельности и психических способностей.

По мнению Шадрикова в процессе учения у ученика формируется ряд иерархически связанных уровней, представляющих систему учебной деятельности.

Личностно-мотивационный- Формируется мотивация на учебу, определяется отношение ученика к предмету, учителю.

Компонентно-целевой- Учащийся осваивает действия, с помощью которых можно усвоить предлагаемую информацию.

Структурно-функциональный- Формирование связей между полученными ЗУН

Информационный- Ученик усваивает только «необходимую и достаточную» для решения стоящих перед ним задач инф-ию.

Психофизиологический- Это уровень физиологических и психофизиологических систем, активационных механизмов, обеспечивающих энергетику деятельности учения.

Индивидуально-психологический- Каждый ученик осуществляет учебную деятельность по-своему.

Дифференциация – форма организации учеб деят-ти, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Индивидуализация- учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Творческое мышление- мышление, которое приводит к получению нового результата, нового продукта.

Факторы, которые влияют на формирования твор.мышления: личностные(черты личности, характера) и ситуативные(сложивщаяся ситуация )

21. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности.

Учитель– организатор жизни и деятельности учеников.

Педагогическая деятельность - это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование.
Характеристики пед. Дея-ти: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность.

Функции пед. деятельности: 1) Конструктивная ( отбор и организацию содержания учебной информации. 2) Организаторская: организация различных видов деятельности учащихся. 3) Коммуникативная: ( установление взаимоотношений с учащимися, с коллегами, родителями. 4) Гностическая: (изучение способов воздействия на учеников, психологических особенностей школьников.

Стиль педагогической деятельности- зависит от 3-х факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, особенностей самой деятельности и особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Стили педагогической деятельности (по А.К.Марковой): 1. Авторитарный стиль( Ученик- не равноправный партнер) 2. Демократический стиль. (Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении) 3. Либеральный стиль(Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам. Проявляет нерешительность)

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Понятия «зона актуального развития», «зона ближайшего развития». Проблема соотношения обучения и развития. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков, В.В. Давыдов.

Зона ближайшего развития —зун, которыми ученик можетовладеть с помощью учителя.Зона актуального развития – совокупность представлений, ЗУН, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел. Проблема соотношения обучения и развития. 1 т.зрения- американским ученым Торндайком и состояла в признании обучения и развития как то­ждественных процессов. При этом Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. 2т.зрения, согласно швейцарского ученого Пиаже, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает ни­какого влияния. Еще одна точка зрения, наиболее признанная российскими уче­ными: обучение ведет за со­бой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Выготским в его концепции умственного разви­тия ребенка. Развивающее обучение по системе Занкова. Развивающее обучение, по Занкову, направлено прежде всего на преодоление недостатков обучения. Принципы развивающего обучения по Занкову: принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип осознания школьниками собственного учения, принцип работы над развитием всех учащихся.(должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех). Данная система обучения развивает мышление, эмоц-ю сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.Развивающее обучение по системе Давыдова должно формировать у школьников теорит. Мышление(словесно выраженное понимание сути и прич-след связей)противопоставлена существующей системе обучения: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.Давыдов формулирует основные положения, характеризующие содержание учебных предметов и умения, которые должны быть сформированы: «1.Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер; 2.Знания, конституирующие данный учебный предмет учащиеся усваивают в процессе анализа условий, их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3.При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 5.Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта. 6.Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном планек выполнению их во внешнем плане и обратно».

Вопрос 23.Особенности и структура коммуникативного акта во взаимодействии.Вербальные и невербальные средства коммуникации.Коммуникативно-речевые психические образования.Развитие речи.

Коммуникативный акт – это фрагмент, сегмент коммуникации, то есть «обмена информацией между людьми с помощью общей системы символов, языковых знаков, в частности»

Можно выделить четыре компонента и, следовательно, четыре аспекта каждого коммуникативного акта.

(1) экстралингвистический аспект; конситуация— объективно существующая собственно экстралингвистиче­ская ситуация общения; условия (в самом широком смы­сле) общения и его участники (т. е. кто, что, где, когда);

(2) семантический аспект; контекст — имплицитно или эксплицитно выраженные смыслы, реально существующие, являющиеся частью ситуации, отражающиеся в дискурсе и актуальные для данного коммуникативного акта;

(3) когнитивный аспект; пресуппозиция — зона пересечения индивидуальных когнитивных пространств коммуникантов, включая и представления коммуникантов о конситуации;

(4) (собственно)лингвистический аспект; речь — продукт непосредственного речепроизводства, то, что продуциру­ют коммуниканты.

Психологическая сущность, функциональная структура и характеристики учебной деятельности. Самостоятельная деятельность как высшая форма учебной деятельности - student2.ru

Вербальное общение устное и письменное

Невербальное общение–жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы..

Язык - это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции и передачи информации и введения её в различные системы связей и отношений.

Основным компонентом языка выступает слово. Слово - разновидность знака, то есть предмета или явления, служащего представителем другого предмета, явления или процесса. Главная его функция - обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение.

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык действий.

Разви́тиере́чи— широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной ,характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Наши рекомендации