К истории зарождения зарубежной социальной психологии
«Общество уже имеет свое место, свою структуру и свою миссию — оно уже куда-то идет. Психология, которая избегает вопроса о том, куда мы идем и куда мы
должны идти, оказывается весьма заблуждающейся психологией. Если психология не касается вопроса о своей миссии, она обречена быть скорее ведомой, а не ведущей» (С. Сарасон, 1982). Эти слова известного американского психолога обращены в первую очередь к социальной психологии, поскольку проблемы человека в обществе составляют основу ее предмета.
Следуя логике рассматривать историю социальной психологии с позиций развития идей, выделим три основные стадии в эволюции этой науки. Критерий их различий заключается в преобладании на каждой стадии определенных методологических принципов, а их связь с историко-хро-нологическими вехами носит довольно относительный характер. По этому критерию Э. Холландер [Hollander, 1971] выделил стадии социальной философии, социального эмпиризма и социального анализа. Для первой характерен прежде всего умозрительный, спекулятивный метод построения теорий, который хотя и основан на жизненных наблюдениях, но не включает сбор систематизированной информации и опирается лишь на субъективные «рациональные» суждения и впечатления творца теории. Стадия социального эмпиризма делает шаг вперед: для обоснования тех или иных теоретических соображений используются не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-либо признаку и даже как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом, статистически. Социальный анализ означает современный подход, включающий в себя не только установление внешних связей между явлениями, но и обнаружение причинных взаимозависимостей, раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных и построение теории с учетом всех требований современной науки.
В хронологическом пространстве эти три стадии можно условно распределить следующим образом: методология социальной философии была преобладающей, начиная с античных времен и заканчивая XIX в.; XIX в. стал периодом
расцвета социального эмпиризма и заложил основы для стадии социального анализа, который с начала XX века и до сегодняшних дней составляет методологический базис подлинно научной социальной психологии.
В рамках названных стадий в развитии социальной психологии познакомимся с отдельными, наиболее научно значимыми периодами и событиями в истории этой науки.
Стадия социальной философии. Для античного времени, а также мыслителей средневековья было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали суждения о человеке и его душе, об обществе, его социальном и политическом устройстве, о мироздании в целом. Примечательно при этом, что многие мыслители, разрабатывая теорию общества и государства, брали за основу свои представления о душе (сегодня мы сказали бы — о личности) человека и самых простых человеческих отношениях — отношениях в семье.
Конфуций (VI—V в. до н.э.) предлагал регулировать отношения в обществе и государстве по образцу отношений в семье. И здесь, и там есть старшие и младшие; младшие должны следовать указаниям старших, опираясь на традиции, нормы добродетели и добровольного подчинения, а не на запреты и страх наказаний.
Платон (V—IV в. до н.э.) видел единые начала для души и общества-государства. Разумное у человека — совещательное у государства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (т. е. потребности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве.
Аристотель (IV в. до н.э.) в качестве основной категории в системе своих взглядов выделил, как мы сказали бы сегодня, понятие «общение», полагая, что это инстинктивное свойство человека, составляющее необходимое условие его существования. Правда, общение у Аристотеля имело, очевидно, более широкое содержа-
ние по сравнению с этим понятием в современной психологии. Оно означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первичной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — государство.
Социально-психологические воззрения античных времен, а также средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г. Олпорт (1968) назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив какой-то один главный определяющий, а потому и суверенный фактор.
Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедонизма Эпикура (IV—III в. до н.э.) и находят свое отражение во взглядах Т. Гоббса (XVII в.), А. Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII— XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли (сравните с принципом позитивного и негативного подкрепления в современном бихевиоризме). Правда, у Гоббса этот фактор опосредовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишь для того, чтобы иметь возможность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформулировал известный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людям прийти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти.
Бентам (1789) разработал даже так называемый hedonistic calculus, т. е. инструмент для измерения количества удовольствия и боли, получаемых людьми. Он выделил такие параметры, как продолжительность (удовольствия или боли), их интенсивность, определенность (получения или неполучения), близость (или отдаленность по времени), чистота (т. е. смешивается ли удовольствие с болью) и т. п.
Олпорт (1968), говоря о психологии гедонизма, заметил: «Их психологичес-
кая теория вплелась в социальную ситуацию дня и стала в какой-то степени тем, что Маркс и Энгельс (1846) и Манхейм (1936) назвали идеологией».
Идеи психологии гедонизма находят свое место и в современных социально-психологических концепциях: у 3. Фрейда — это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла — стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов — принцип позитивного и негативного подкрепления. Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая большая тройка — симпатия, подражание и внушение. Принципиальное их отличие от гедонистических концепций заключается в том, что в качестве суверенных факторов берутся не отрицательные черты человеческой природы, такие, как эгоизм и стремление к власти, а положительные начала в виде симпатии или любви к другим людям и производных от них — подражания и внушения. Тем не менее стремление к простоте и поиску суверенного фактора сохраняется.
Развитие этих идей шло поначалу в форме поиска компромиссов. Так, еще А. Смит (1759) полагал, что, несмотря на эгоистичность человека, «есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других...». Проблема симпатии или любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми занимала большое место в размышлениях теоретиков и практиков XVIII, XIX и даже XX вв. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. Смит выделял рефлекторную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (например, при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, происходящие с близкими людьми). Г. Спенсер — основоположник социал-дарвинизма — полагал необходимым чувство симпатии лишь в семье, поскольку она составляет основу общества и необходима для выживания людей, и исключал его из сферы обще-
ственных отношений, где должен был действовать принцип борьбы за существование и выживания сильнейшего.
Понятия «любовь» и «симпатия» нечасто встречаются в современных социально-психологических исследованиях. Но на смену им пришли актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, сработанности, альтруизма, социальной взаимопомощи и т. д. Иными словами, идея живет, но в других понятиях. Подражание стало одним из суверенных факторов в социально-психологических теориях XIX в. Рассматривалось это явление как производное от чувства любви и симпатии, а эмпирическим началом были наблюдения в таких сферах, как отношения «родители и дети», «мода и ее распространение», «культура и традиции». Везде можно было выделить образец взглядов и поведения и проследить, как этот образец повторяется другими. Отсюда все общественные отношения получали достаточно простое объяснение. Теоретически эти взгляды были разработаны Г. Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. У. Макдугалл (1908) предложил идею «индуцированных эмоций», порождаемых стремлением повторять инстинктивные реакции других. Эти и другие авторы пытались выделить различные уровни осознанности подражательного поведения.
Внушение стало третьим суверенным фактором в ряду простых теорий. Ввел его в обиход французский психиатр А. Рибо (1866), а наиболее точное определение сформулировал У. Макдугалл (1908). «Внушение есть процесс коммуникации, — писал он, — в результате которого передаваемое утверждение принимается с убежденностью другим, несмотря на отсутствие логически адекватных оснований для такого принятия».
В конце XIX — начале XX в. под влиянием работ Ж. Шарко, Г. Лебона, У. Мак-дугалла, С. Сигеле и других практически все проблемы социальной психологии
рассматривались с позиций концепции внушения. При этом много теоретических и эмпирических исследований было посвящено вопросам психологической природы внушения, которые остаются актуальными и сегодня.
Стадия социального эмпиризма. Элементы эмпирической методологии проявились, например, уже у Бентама в его попытке связать свои умозаключения с конкретной ситуацией в современном ему обществе. Эта тенденция в явной или скрытой форме прослеживалась в работах и других теоретиков. Например, Ф. Галь-тон (1883) является основоположником евгеники, т. е. науки о совершенствовании человечества, идеи которой в обновленном варианте предлагаются и сегодня в связи с развитием генетической инженерии. Тем не менее именно Гальтон продемонстрировал ущербность методологии социального эмпиризма. В своем наиболее известном исследовании «Наследственность таланта» (М., 1997) он попытался выяснить, откуда берутся интеллектуально выдающиеся люди. Собрав данные о выдающихся отцах и их детях в современном ему английском обществе, Гальтон пришел к выводу, что у одаренных людей рождаются одаренные дети, т. е. в основе лежит генетическое начало. Но он исследовал лишь весьма обеспеченных людей, которые могли создать исключительные условия для воспитания и образования своего потомства. Будучи сами «выдающимися», они могли дать своим детям несравненно больше, чем «простые» люди.
Стадия социального анализа. Эта стадия становления научной социальной психологии ближе к современному состоянию науки. Здесь мы затронем лишь отдельные вехи на пути ее становления.
Многие представители разных наук внесли свой заметный вклад в развитие социально-психологической мысли. Но первенство принадлежит французскому социологу О. Конту (1798—1857). Как это ни парадоксально, его считали чуть ли не врагом психологической науки. А на самом деле — все наоборот. По многим изданиям Конт нам известен как основопо-
ложник позитивизма, т. е. внешнего, доступного знания, якобы исключающего познание внутренних, скрытых взаимосвязей между явлениями. При этом не учитывалось, что под позитивным знанием он понимал прежде всего знание объективное. Что касается психологии, то Конт выступил не против этой науки, а лишь против ее названия. В его время психология носила исключительно интроспективный, субъективно-умозрительный характер. Это противоречило представлениям Кон-та об объективном характере знаний. Чтобы избавить психологию от ненадежности субъективизма, он дал ей новое название — позитивная мораль (la morale positive). Не так широко известно, что, завершая многотомную серию своих трудов, Конт планировал разработать «подлинную финальную науку», под которой он понимал то, что мы называем психологией и социальной психологией. Наука о человеке, как существе, нечто большем, чем биологическое, и в то же время большем, чем просто «сгусток культуры», должна была стать, согласно Конту, вершиной знания.
Имя В. Вундта связывается обычно с историей психологии вообще. Но не всегда отмечается, что он различал психологию физиологическую и социальную. Его десятитомный труд «Психология народов» (1900—1920), над которым он работал 60 лет, является социальной психологией. Высшие психические функции, по мнению Вундта, должны были изучаться с позиции «психологии народов».
У. Макдугалл оставил о себе память од-ним из первых учебников социальной психологии, изданном в 1908 г. Вся его система взглядов о социально-психологических отношениях в обществе строилась на теории инстинктов, которая с учетом вклада 3. Фрейда господствовала в научном сознании в последующие 10—15 лет.
На рубеже XIX—XX вв. социальная психология переживала еще период становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в трудах социологов. Нельзя не отметить в этой связи работы Э. Дюркгейма (1897), остро поставившего вопросы вли-
яния социальных факторов на психическую жизнь индивидов, и Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом.
Большое место в трудах социологов в конце XIXв. занимала проблема толпы, но этот вопрос будет рассмотрен в другом разделе настоящей работы.
6.1.4. Программа и методы
социально-психологического
исследования
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологическими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специфика объясняется: а) использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.); б) социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; г) обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей; д) связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).
В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический (сбор и описание первичной информации), теоретический (построение концептуальных, теоретических моделей социально-психологических явлений) и методологический (определение исходных принципов и категорий анализа этих явлений). В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы, которая представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Обычно программа включает: опре-
деление проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализа-цию основных понятий, формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации [Андреева, 1972; Семенов, 1977; Ядов, 1995].
Источниками информации в социальной психологии принято считать: а) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.); в) характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности; г) отдельные события, состояния социального взаимодействия. Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являются междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки [Андреева, 2000; Ядов, 1995J. Существуют и другие классификации методов, такие, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты). Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); моделирования; управленчес-ко-воспитательного воздействия [Дж. Свенцицкий, 1977].
Особенно важно для методологии социальной психологии выделение и классификация методов социально-психологического воздействия. Данную группу методов обычно делят по таким дихотомическим основаниям как: степень активности (активные, пассивные), уровень организо-
ванности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные). Выделяют и другие основания, например, цель воздействия [Журавлев, 1990].
Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования:
• повышение надежности методов за счет формализации процедуры измерения (стандартизации правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;
• «компьютеризация» методов — разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования, создание компьютерных (сетевых) технологий сбора эмпирической информации;
• комплексное использование методов сбора эмпирической информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.);
• усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процедуру измерения (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);
• развитие «провоцирующих методов» сбора информации (приемов актуализации определенного социально-психологического явления в естественных ситуациях социального взаимодействия, например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).
Метод наблюдения.Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из централь-
ных, самостоятельных методов исследования. Классические примеры— изучение Н. Андерсоном жизни бродяг, а У. Уайтом — эмигрантов, исследование В. Б. Ольшанским ценностных ориентации у молодых рабочих [Лекции..., 1972]. Метод наблюдения осуществляется в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Наиболее известны методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза [Робер, Тильман, 1988], схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.
Выделяют стандартизированную и не-стандартизированную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включеннное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает здесь полноправным членом. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней, наблюдая события как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя [Семенов, 1987; Андреева, 1972]. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и незаметно для исследуемого объекта, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки наблюдателя: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадения «середины» событий и др. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью
данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях эксперимента). Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации [Семенов, 1987; Лабунская, 1986]. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденций его поведения [Бейлз, 1979]. Возможно варьирование классических процедур использования метода: а) отказ от пассивной позиции наблюдателя (провоцирующее наблюдение); б) разработка «нереактивных» исследований; изучение в) социальных ситуаций; г) невербальных аспектов поведения и др. [Семенов, 1987]. Основными недостатками метода считают: а) высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения достоверности получаемых данных связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации объектов, тренировкой наблюдателей [Семенов, 1987].
Метод анализа документов.Является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях [Ядов, 1995]. У.Томас и Ф. Знанецкий впервые в социальной психологии применили этот метод как основной, изучая феномен социальной установки [Андреева, 1972; Ядов, 1995].
Документы различаются по 1) способу фиксации информации (рукописные, пе-
чатные, кино-, фото-, видеодокументы); 2) целевому назначению ( целевые, естественные); 3) степени персонификации (личные и безличные); 4) статусу (официальные и неофициальные). Иногда их делят по источнику информации на первичные (на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели изучения и места документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста исследователем, т. е. интерпретации им информации, содержащейся в документе. Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 1930—40-х гг. в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой [Семенов, 1983; Богомолова, 1979, 1992]. Его основные процедуры были разработаны Г. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др. В отечественной психологии в 1920—30-е гг. выполнены исследования на основе процедур, аналогичных контент-анализу (В.А. Кузмичев, Н.А. Рыбников, И.Н. Шпильрейн идр.).
Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировочной инструкции, кодировку пилотажную и всего массива исследуемых текстов, а также расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте и интерпретацию полученных данных. Качественные (смысловые) единицы: а) категории — наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; б) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; в) индикаторы — формы выражения смыс-
ловых единиц анализа на языке изучаемого текста. К количественным единицам анализа относят: а) единицы контекста — части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; б) единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа. Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции — описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных [Богомолова, 1992; Семенов, 1983; Ядов, 1995]. Основная методическая сложность контент-анализа — нахождение в тексте соответствующих смысловых единиц анализа исследуемого явления, а также адекватное их описание. Разработаны процедуры для обоснования полноты выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов (судей), метод независимого критерия и др. [Ядов, 1995]. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок аудитории на того или иного субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдением, опросом и др. Техника контент-анализа используется также во вспомогательных целях как техника обработки данных в ряде личностных тестов (ТАТ, тесты мотивации достижения и др.), для обработки и уточнения данных полученных другими методами, например опросными. Ни один другой метод в социальной психологии не связан так непосредственно с целью и теоретической концепцией исследования, как контент-анализ. Это объясняется тем, что основные понятия исследования одновременно являются и категориями контент-анализа, с которыми соотносится изучаемое содержания текста. Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требуемой высокой квалификации кодировал ыциков-аналитиков.
Метод опросанаходит широкое приме-
нение в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Метод опроса в психологии впервые применил Ф. Галь-тон, изучая происхождение умственных способностей ученых и условий, в которых происходит их развитие. Пионерами использования этого метода в психологии являются также С. Холл, А. Бине. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Рассмотрим специфику применения данного метода.
1. В социальной психологии опрос не является основным методическим инструментарием по сравнению, например, с социологией.
2. Опрос, как правило, не используется в выборочных исследованиях.
3. Как сплошной проводится опрос в реальных социальных группах.
4. Опрос чаще всего ведется в очной форме.
5. В социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты и др.) изучения объекта и др. [Журавлев, 1995].
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопро-
сов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью имеет определенные ограничения, связанные с целями применения и характером получаемой информации [Андреева, 1972; Ядов, 1995].
Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, более содержательная и глубокая по сравнению с анкетными данными. Однако недостатком является прежде всего трудноконтролируе-мое влияние личности и профессионального уровня на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.
Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике — диагностика межличностных и внутри-групповых отношений в целях изменения и оптимизации. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов групп. Разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [Морено, 1958].
Социометрическая процедура. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы в целях установления тех из них, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел (отклонил) участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) опреде-
ление варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организацию и проведение опроса; г) обработку и интерпретацию результатов с использованием количественных (социометрических индексов) и графических (со-циограмм) методов анализа. Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на предложенные вопросы без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно п — 1 (социометрическая константа), где п — количество членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12— 16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагают выбрать строго фиксированное количество лиц из всех членов группы, т. е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток — невозможность раскрыть всю полноту отношений в группе [Волков, 1970; Коломинский, 1976]. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявление реальных отношений), гностические (определение степени осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрических матриц (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, в форме социометрических индексов, дающих количественное представление об отношениях в группе [Волков, 1970; Кокури-на, 1981; Паниотто, 1975]. Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). Существуют разновидности социометрического метода. К числу наиболее известных относится шкала приемлемости, аутосоциометрическая методи-
ка, референтометрия, коммуникометрия. Наиболее существенные недостатки метода: а) невозможность выявления мотивов межличностных выборов; б) вероятность искажения результатов измерения из-за неискренних ответов испытуемых или вследствие влияния механизмов психологической защиты; в) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса его членов. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на ее основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров [Чугунова, 1986]. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ объясняется его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать качества человека, для определения которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники и др.). Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств субъекта, уровня проявления личностных качеств оцениваемого представителя конкретной группы.
Процедура оценивания. С помощью метода ГОЛ определяются качества человека по предлагаемому перечню характеристик с использованием приемов прямого балльного оценивания по конкретной шкале, ранжирования, попарного сравнения и др.
Содержание оценки зависит от цели использования данных. Диапазон варьируемых у разных исследователей качеств — 20-180. Они могут составлять отдельные смысловые группы (например, деловые и личностные качества). Применяют и другие основания разделения (см. [Журавлев, 1990; Чугунова, 1986]). 15 человек—оптимальное количество субъектов оценивания, позволяющее получать достоверные данные. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от: 1) познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); 2) особенностей объекта оценки; 3) позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки [Чугунова, 1986].
Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, тесты не являются специфическим социально-психологическим методом и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии [Андреева, 1995]. С другой — ши