Информационный подход к решению детьми логических задач.
Одной из задач Пиаже на оценку возможностей ребенка достижения стадии формальных операций в мышлении слу-
жила задача на уравнивание весов, в которой ребенок должен был интегрировать два условия: число грузиков и расстояние, на котором они находятся относительно точки опоры (рис.5.13). Сиг-лер (Siegler, 1991) провел анализ стратегий, которые используют дети при решении задачи, и выделил правила (I, II, III, IV). Эти правила отражают четыре уровня, на которых формируются стратегии: Уровень 1: Правило I — Сторона с большим весом — тяжелее.
Уровень 2: Правило II — Используй правило I, но если грузиков одинаковое число, сторона, на которой грузики расположены дальше от точки опоры, тяжелее. Уровень 3: Правило III — Вес и расстояние имеют значение вместе. Когда существует конфликт, при котором одна сторона имеет больший вес, а на другой стороне грузики расположены дальше от точки опоры, тогда возникает путаница и ребенок начинает гадать о решении.
Уровень 4: Правило IV — Вес и расстояние комбинируются для правильного решения, где учитывается вес и длина рычага для определения момента приложения силы (что соответствует характеристике формальных операций Пиаже). Синглер сконструировал 6 типов задач, которые могут выделить дети на разных уровнях решения (как показано на рис.5.13). Так, в ситуации конфликта расстояний от точки опоры дети на уровне 1 и 2 будут отвечать неверно, а дети уровня 3 будут отвечать иногда верно (уровень возможного), а дети уровня 4 будут всегда отвечать верно.
Синглер обнаружил возрастные различия в использовании разных правил. 3-х летние дети не могут использовать правила. Около 50% детей 4-х лет используют правило I . Все 5-летние дети используют правило I. 9-летние дети одинаково распределяются в использовании правил II и III, 13-летние и 17-летние почти всегда используют правило III. Даже среди студентов колледжа только немногие могут использовать комплексную причинность, заключенную в правиле IV.
Сиглер считает, что младшие дети испытывают трудности в решение задач нахождения равновесия в связи с трудностями совместить информацию о весе и расстоянии одновременно. Во-первых, маленькие дети ограничены в процессах запоминания. Во-вторых, они не имеют достаточных знаний и им необходима дополнительная информация и регуляция для решения задачи.
Синглер с коллегами использовали ситуацию, когда ребенок имел дело с реальной шкалой равновесия, которая оставалась всегда на виду, следовательно, ему не надо было запоминать ее. Дети могли проверять вес, уточнять и повторять задачу. Дети 5-летнего возраста могли в таких условиях решать задачу эффективно. Но если оставался только один вид помощи — или для запоминания или в усвоении инструкции, улучшения в решении задачи исчезали. Возможно, что ограничения в запоминании и в использовании информации играли решающую роль в способности решения задач маленькими детьми.
Теория нео - Пиаже.
Несмотря на то, что теория Пиаже и информационный подход изучают когнитивное развитие с разных сторон, однако возникло направление, интегрирующее два этих подхода, получившее название подхода нео-Пиаже.
Робби Кейс [Case, 1985] предположил, что в основе развития лежат ментальные структуры, становление которых происходит стадийно по нарастанию сложности, как и у Пиаже. Усложнение мышления осуществляется когнитивными функциями, остающимися неизменными в процессе развития. В теории Пиаже — это организация и адаптация.
Отличия концепции Кейс от концепции Пиаже состоит в следующем. Кейс полагает наличие инвариантных когнитивных функций, таких как способность к целеполаганию, решению задачи, наличие потребности исследовать и использовать способы достижения новых знаний
(путем наблюдения и подражания). Другая отличительная особенность лежит в понимании основы мыслительных структур. Пиаже моделировал мыслительные структуры как символическую логику, тогда как Кейс использовал информационную модель, включающую обработку информации, кодирование, выработку стратегий решения и структуры контроля выполнения. Особое место Кейс отводил структурам контроля выполнения при решении задач, которые регулируют также когнитивные процессы, обеспечивая стадиальность детского развития.
Структуры контроля поведения Кейс предположил, что одно из главных изменений в развитии — это способность формировать и комбинировать структуры контроля поведения. Структура контроля поведения представляет собой ментальный план для решения класса задач. Она состоит из 3-х элементов: 1) репрезентации проблемной ситуации, включающей хотя бы приблизительное планирование ее решения; 2) репрезентации цели решения; 3) репрезентацию примерных стратегий решения проблемы.
Дети способны формировать структуры исполнительного контроля.
Одной из задач, используемых Кейсом для демонстрации формирования структур исполнительного контроля, является задача на смешение сока и воды. В данной задаче ребенку предъявляются для сравнения два ряда стаканчиков, содержащих и сок и воду (рис. 5.14). Соотношение стаканчиков с соком и водой различно. Задача, стоящая перед ребенком, — определить, в каком случае будет более сильно выражен вкус сока, если смешать содержимое стаканчиков данного ряда на картинке А или Б или вкус будет одинаковым. Кейс предположил, что маленькие дети (3,5—5 лет) будут начинать с предположения, что стаканчики, содержащие больше всего сока при смешении с водой будут более на вкус как сок. Следовательно, они должны выбрать ряд стаканчи-
ков, где сока больше. Эта ситуация представлена на рис. 5.14 (б). Заметим, что дети начинают решение, через репрезентацию проблемной ситуации, затем ребенок представляет цель задачи — решить какое смешение сока и воды будет по вкусу больше похоже на сок.
Наконец, ребенок представляет приблизительную стратегию выбора ситуации — определить где содержится больше сока. Эта структура исполнительного контроля обеспечит ребенку легкий выбор правильной картинки (А или Б). Однако эта рудиментарная структура контроля не поможет ребенку в случае, когда сока на картинках примерно одинаково (б). В этом случае ребенок должен считать стаканчики с соком. Это новое знание репрезентировано в модифицированной структуре контроля (в). Заметим, что знание счета стаканчиков с соком в каждом ряду представлено в стратегической части этой структуры контроля. Это знание позволит ребенку решить задачу (б).
В процессе развития ребенок будет продолжать модифицировать базисную структуру контроля для задачи, что приведет к возможности решения более сложных задач. Например, для решения задачи (в) предполагается учет и числа стаканчиков с водой в каждом ряду. Эта новая информация будет способствовать точному анализу задач Б, где больше сока. Наконец, соотношение между числом стаканчиков с водой и с соком будет репрезентировано, и понятие, что сок с водой в смеси определяют содержание сока, позволит решить задачи (г).
Стадийная модификация структур исполнительного контроля Кейси подобна представлениям Пиаже, но учитывает в развитии структур контроля информационные аспекты.
Как и у Пиаже, Кейс предполагает, что развитие может быть разделено на четыре стадии. Каждая стадия характеризуется различной организацией структур исполнительного контроля. В процессе развития эти структуры исполнительного контроля комбинируются и интегрируются, формируя новые качественно отличные
а WWWWW
6 WWWWW
■ WWWWW
r WWW
Проблемная ситуация
Надо слить содержимое стаканчиков в два кувшина для сравнения
WWWWW WWWWWW
www
WWWWWWW
Цель
Определить, какая смесь будет иметь 1 большее содержание сока
Стратегия
Оценить каждый ряд перцептивно
и выбрать ряд, где больше стаканчиков сока
Проблемная ситуация
Два кувшина, содержащие жидкость из стаканчиков
Каждый ряд сока выглядит похоже, но отличается числом стаканчиков
Цель
^Определить, в каком ряду жидкость ■ по вкусу больше напоминает сок
Определить, какой ряд имеет большее «число стаканчиков с соком
Стратегия
1. Сосчитать число стаканчиков с соком в каждом ряду. Отметить большее число
2. Выбрать ряд с большим числом стаканчиков сока
Рис. 5.14. Задача на смешение воды и сока для получения жидкости, содержащей больше сока. Кейс [Case, 1985] использовал задачу для демонстрации развития исполнительного контроля у детей, определяющего возможности решения задачи в разные возрастные периоды.
структуры. Формирование новых структур исполнительного контроля определяет границы между четырьмя стадиями. Как и у Пиаже достижения на более низкой стадии необходимы для достижений на более высокой стадии развития.
Четыре стадии теории Кейса отличаются и по «ментальным элементам» или типу репрезентаций, которые создают структуры исполнительного контроля. Кейс использовал выполнение задачи на
баланс грузов (подобно Синглеру) для демонстрации примеров структур контроля на разных стадиях (рис.5.13).