Информационный подход к решению детьми логических задач

Одной из задач Пиаже на оценку возможностей ребенка в достижении ста-
дии формальных операций в мышлении служила задача на уравнивание
весов, в которой ребенок должен был интегрировать два условия: число
грузиков и расстояние, на котором они находятся относительно точки опо-
ры (рис. 13.10).

Информационный подход и теория Пиаже

Тип задачи   Применяемое правило  
  I II III IV
1. Задача на равновесие. Одно и то же число грузиков с каж- дой Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru стороны от точки опоры.
2. Задача на изменение веса. Существует неравное число грузиков на равном расстоя- нии от точки опоры с каждой стороны. Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru
3. Задача на изменение рас- стояния отточки опоры. Су- ществует равное число грузи- ков с каждой стороны, но на разных расстояниях от точки опоры. Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru 0 должен сказать «баланс»
4. Конфликт веса. На одной стороне больший вес, на дру- гой стороне больше расстоя- ние отточки опоры. Сторона с большим весом опустилась вниз. Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru шанс соответствия
5. Конфликт расстояний. То же, что в предыдущей задаче, но сторона с весом на боль- шем расстоянии отточки опо- ры опускается вниз. Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru должен сказать «вниз правильно» шанс соответствия
6. Конфликт равенства. Как при условиях 4 и 5, но две стороны в равновесии. Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru должен сказать «вниз правильно» шанс соответствия

Рис. 13.10. Схема экспериментов Сиглера с балансиром, где дети должны учитывать соотно-
шение двух параметров для достижения равновесия: веса и длины плеча [Siegler, 1995].

1лава 13. Когнитивное развитие

Смглер [Siegler, 1991] провел анализ стратегий, которые используют дети
при решении задачи и выделил четыре правила (I, II, III, IV). Эти правила
отражают четыре уровня, на которых формируются стратегии.

Уровень 1: Правило I. Сторона с большей массой — тяжелее.

Уровень 2: Правило II. Используй правило I, но если грузиков одина-
ковое число, сторона, на которой грузики расположены дальше от точки
опоры, — тяжелее.

Уровень 3: Правило III. Масса и расстояние имеют значение вместе.
Когда существует конфликт, при котором одна сторона имеет большую
массу, а на другой стороне грузики расположены дальше от точки опоры,
тогда возникает путаница, и ребенок начинает гадать о решении.

Уровень 4: Правило IV. Масса и расстояние комбинируются для пра-
вильного решения, где учитываются масса и длина рычага для определе-
ния момента приложения силы (что соответствует характеристике фор-
мальных операций Пиаже).

Сиглер сконструировал 6 типов задач, которые могут выделить дети на
разных уровнях решения (см. рис.10). Так, в ситуации конфликта рассто-
яний от точки опоры дети на уровне 1 и 2 будут отвечать неверно, дети
уровня 3 будут отвечать иногда верно (уровень возможного), а дети уров-
ня 4 будут всегда отвечать верно.

Сиглер обнаружил возрастные различия в использовании разных пра-
вил. Трехлетние дети не могут использовать правила. Около 50% детей 4-х
лет используют правило I. Все пятилетние дети используют правило I. Де-
вятилетние дети одинаково распределяются в использовании правил II и
III. 13-ти и 17-тилетние почти всегда используют правило III. Даже среди
студентов колледжа только немногие могут использовать комплексную
причинность, заключенную в правиле IV.

Сиглер считает, что младшие дети испытывают трудности в решение за-
дач нахождения равновесия в связи с затруднениями совместить инфор-
мацию о массе и расстоянии одновременно. Во-первых, маленькие дети ог-
раничены в процессах запоминания. Во-вторых, они не имеют достаточ-
ных знаний, и им необходимы дополнительная информация и регуляция
для решения задачи.

Сиглер с коллегами использовали ситуацию, когда ребенок имел дело с
реальной шкалой равновесия, которая оставалась всегда на виду, и, сле-
довательно, ему не надо было запоминать ее. Дети могли проверять веса,
уточнять и повторять задачу. Дети пятилетнего возраста могли в таких ус-
ловиях решать задачу эффективно. Но, если оставался только один вид по-
мощи — или для запоминания, или в усвоении инструкции, трудности в
решении задачи возникали снова. Возможно, что ограничения в запоми-
нании и в использовании информации играли решающую роль в способ-
ности решения задач маленькими детьми.

Неопиажеанство

Неопиажеанство

Неопиажеанством, или неоструктурализмом, называется направление, ко-
торое пытается синтезировать положение теории Пиаже о стадиальном
развитии когнитивных процессов с информационным подходом, разрешив
при этом такие противоречия пиажеанского подхода, как проблема дека-
ляжа, отсутствие учета индивидуальных различий и т.д.

Теория Паскуаль-Леоне

Исторически первая неопиажеанская теория принадлежит канадцу Хуану
Паскуаль-Леоне. В 60-е годы XX века, когда пиажеанство было в зените
своего успеха, Паскуаль-Леоне приехал для работы в Женеву к Пиаже. Тог-
да он и развил свою систему, которую изложил Пиаже. Как пишет Паску-
аль-Леоне, Пиаже очень хорошо понял его идею, но совершенно ее не
одобрил. Тем не менее, продолжая развивать свою идею, Паскуаль-Леоне
превратил ее в сложную «теорию конструктивных операторов», имеющую
эмпирическую базу.

С точки зрения Паскуаль-Леоне, когнитивная система состоит из двух
основных частей: набора схем и «тихих» операторов. Схемы Паскуаль-Ле-
оне понимает в духе Пиаже (см. начало главы), однако вводит их подраз-
деление на несколько типов. Одни из них (логологические в терминоло-
гии Паскуаль-Леоне) ответственны за действия с дискретными элемента-
ми, другие (мереологические) — с непрерывными. Управляющие (executi-
ve) схемы определяют порядок применения схем в контексте данной за-
дачи, т.е. отвечают за выработку стратегии.

Решение задач фактически осуществляется за счет применения опре-
деленного набора схем. Однако, по мнению Паскуаль-Леоне, примене-
ние схем невозможно без «тихих» операторов, которые относятся к схе-
мам, как инженерное устройство компьютера (hardware) относится к про-
граммному обеспечению (software). Операторы названы тихими, посколь-
ку они не проявляются на поверхности действий субъекта по решению
задачи, но составляют их условие. Теория постулирует наличие целого
ряда операторов.

А/-оператор (сокращение от словосочетания mental power — умственная
сила), центральное понятие теории, объясняющее стадии развития интел-
лекта в онтогенезе, позволяет одновременно актуализировать несколько
нужных для решения схем. С точки зрения Паскуаль-Леоне, А/-оператор
увеличивается на 1 единицу в течение 2 лет начиная с 3 года жизни ребен-
ка. В 3 года Л/-оператор способен вместить наряду с управляющими 1 схе-
му, в 5 лет — 2, в 7 — 3 (это соответствует пиажеанской стадии конкрет-
ных операций) и т.д. В 15 лет Л/-оператор достигает максимума — объема
в 7 единиц (табл. 2).

Интересно отметить, что идея объяснять когнитивное развитие с помо-
щью понятий, аналогичных Л/-оператору Паскуаль-Леоне (рабочая память,

Глава 13. Когнитивное развитие

Таблица 13.2.
Развитие Л/-оператора и стадии развития интеллекта

М-оператор Пиажеанская полстадия Средний возраст
е+1 Ранняя дооперациональная 3-4
е+2 Поздняя дооперациональная 5-6
е+3 Ранние конкретные операции 7-8
е+4 Поздние конкретные операции 9-10
е+5 Подготовка формальных операций 11-12
е+6 Ранние формальные операции 13-14
е+7 Поздние формальные операции 15 и старше

объем сознания и т.д.), очень стара. Еше один из учителей Пиаже Джеймс
Болдуин высказывал подобную мысль. Однако в пиажеанстве она не на-
шла своего логического места и возродилась лишь в трудах Паскуаль-Лео-
не, а затем стала практически общим местом у неопиажеанцев.

Наряду с Л/-оператором Паскуаль-Леоне постулирует и несколько дру-
гих. /-оператор (от inhibition — торможение) определяет способность от-
тормаживать иррелевантные схемы. Возьмем, например, пиажеанскую за-
дачу на сохранение дискретных элементов. По мнению Паскуаль-Леоне,
она провоцирует актуализацию иррелевантных схем: схемы «если ряд длин-
нее, то в нем больше элементов» и схемы «если ряд менее плотный, то в
нем меньше элементов». Для правильного решения этой задачи иррелеван-
тные схемы необходимо затормозить, что выполняется управляющими схе-
мами при помощи /-оператора.

В отличие от Л/-оператора /-оператор характеризует не столько возра-
стное развитие, сколько индивидуальные особенности.

На рис. 13.11 изображено взаимодействие между операторами М и / в
различных ситуациях при решении разных задач.

Буква £ символизирует план решения субъекта, заключающийся в ак-
тивизированных управляющих схемах. Квадраты обозначают репертуар ак-
тивизированных схем. Точки, находящиеся ближе к центру квадрата, со-
ответствуют схемам, более релевантным задаче.

Четыре горизонтальные строки, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, пред-
ставляют разные стратегии, применимые для решения различных задач.
Верхняя из этих строк, обозначенная цифрой 1, относится к неблагоприят-
ной ситуации (misleading situation). Неблагоприятная ситуация содержит эле-
менты, провоцирующие субъекта на использование иррелевантных схем.
Примером такой ситуации Паскуаль-Леоне считает пиажеанскую задачу на
сохранение вещества, которая уже рассматривалась в этой главе. Когда эк-
спериментатор раскатывает шарик в колбаску, активируется привычка счи-
тать, что тот объект, который длиннее, содержит больше вещества. Соответ-

Нсопиажеанство


Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru

ствующие этому убеждению схемы
являются иррелевантными, они не
способствуют решению задачи, а, на-
оборот, затрудняют его.

Рис. 13.11. Взаимодействие операторов при решении задач различных типов (по X. Пас- куаль-Леоне.
Информационный подход к решению детьми логических задач - student2.ru

Для того чтобы справиться с не-
благоприятной ситуацией субъект
применяет стратегию, изображенную
в верхней строчке (см. рис. 11). Вна-
чале с помощью I-оператора отторма-
живаются схемы, которые являются
неадекватными с точки зрения при-
меняемого плана. Этот оператора
обозначен буквой L Результатом ра-
боты оператора становится уменьше-
ние числа активированных схем: те из
них, которые не являются релевант-
ными с точки зрения управляющих
схем, перестают быть активирован-
ными (на рис. 11 — заштрихованная часть). После того, как произошло от-
тормаживание, поле внимания субъекта, изображенное на рис. 11 в виде внут-
реннего круга, становится более ограниченным, и он может применить к ос-
тавшимся в нем схемам М-оператор, для того чтобы совместно их активиро-
вать для достижения решения. В случае задачи на сохранение вещества не-
обходима, с точки зрения Паскуаль-Леоне, активация трех следующих схем:

• колбаска есть результат трансформации шарика без каких-либо добав-
лений;

• исходный шарик равен тому, с которым производится сравнение;

• в случае преобразования, описанного в первой схеме, количество ве-
щества не меняется.

Наконец, по мнению Паскуаль-Леоне, субъект еще раз применяет I-
торможение, чтобы отсеять все схемы, которые не должны принимать уча-
стия в решении. Это действие отражено в самом правом квадрате верхней
строки (рис. 11).

Другой пример неблагоприятной ситуации, требующий стратегии 1, Пас-
куаль-Леоне находит в обучении управлению автомобилем с механической
коробкой передач. Как известно, для того чтобы сдвинуть с места такой ав-
томобиль, необходимо плавно отпускать одну педаль (сцепление) в коорди-
нации с нажимом на другую (акселератор). Для этого субъект должен оттор-
мозить обусловленные спешкой повседневной жизни тенденции нажимать
и отпускать педаль быстро и целиком и обращать внимание только на сги-
баемую ногу, забывая о разгибаемой. Это оттормаживание достигается при-
менением /-оператора. Напротив, активации подлежат три схемы:

• увеличение-нажатия-на-акселератор;

• уменьшение-нажатия-на-сцепление;

• координация между собой двух указанных выше трансформаций.

Наши рекомендации