Анализ содержания речевой продукции
Одной из форм речевой продукции, допускающей психологическую интерпретацию, являются ошибки, оговорки, спонтанные трансформации языкового материала.
Интерес психологов к указанным феноменам проявился еще в XIX веке.
Немецкие ученые Р.Мерингер и К.Май-ер собрали и опубликовали большую коллекцию речевых ошибок и классифицировали их на основании описания вызвавших их причин. В.Вундт использовал такой материал с целью проникнуть в сознание человека. Речевые обмолвки, очитки и описки анализировал З.Фрейд, усматривавший за ними действие скрытых вытесненных мотивов.
В настоящее время активное исследование материалов речевых ошибок продолжается в русле психолингвистики. Задача состоит в том, чтобы составить обоснованное представление о протекании процесса составления предложений, организации развернутой связной речи человека, а также функционировании сложной когнитивной системы, обеспечивающей порождение и восприятие речи.
Наиболее популярный тип рассматриваемых ошибок — так называемые спунеризмы. Термин произошел от фамилии англичанина Спунера, декана одного из Оксфордских колледжей, вошед-
шего в историю психолингвистики как автора широко известных речевых оговорок. Спунеризмы состоят в непроизвольном нарушении порядка следования речевых единиц. (Литературный пример одного из вариантов такого рода оговорок в русском языке находим у С.Маршака: «Нельзя ли у трамЫвала вокзай остановить?») Подробный анализ собранного материала показал, что оговорки происходят из-за смешения вербальных элементов разных уровней: звуков, слогов, слов, фраз. Выявлены условия, провоцирующие такие смешения. Показано, что при построении связной речи все составляющие ее целостные грамматически оформленные единицы образуются в ходе речевой динамики.
Богатый материал для психологического исследования речеязыкового механизма предоставляет так называемое детское словотворчество. Этим термином обозначается непреднамеренное создание и использование детьми слов, не являющихся общепринятыми. Словотворчество наблюдается примерно у 80 процентов нормально развивающихся детей в возрасте от 2-х до 6—7 лет. Оно обнаруживается на материале различных языков. Создаваемые слова (неологизмы) относятся к различным частям речи: существительные прыг (прыжок), лебедица (женский род от лебедь), пургинки (частицы пурги); глаголы пыле-си (от пылесос), посадю (посажу), я взяю (я возьму); прилагательные пластинчатый магазин (магазин, где продают пластинки), кровоядные животные; наречия долгее (дольше), редче (реже) ; числительные стотая страница и др. Особый вид неологизмов по типу «народная этимология»: цветнот (цейтнот), саморубка (мясорубка).
Исследование большого материала по детскому словотворчеству позволило вывести общие правила образования неологизмов и проникнуть во внутренние механизмы формирования языка у детей. Показано, что неологизмы возникают в результате двух видов процессов: спонтанного членения на морфемные
элементы воспринятого словесного материала и последующего объединения вычлененных элементов. Обнаружено, что нормальное развитие речи идет не только путем подражания и имитации, но и через активную внутреннюю переработку вербального материала, что обеспечивает быстрое усвоение языка.
Другой формой речевой продукции, активно используемой в психологии, является текст. Выше отмечалось, что Н.И.Жинкин предложил предикативный анализ текста. Его идея состояла в том, чтобы характеризовать текст через описание иерархии предикатов. В письменных текстах предикаты выстраиваются в определенном порядке, представляя главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает описываемый объект.
Варианты предикативного и субъект-но-предикативного анализа были предложены позднее рядом авторов: Л.П.Добла-евым, А.И.Новиковым, И.Ф.Неволиным.
Одним из популярных подходов к анализу текста стал так называемый контент-анализ, зародившийся как метод анализа текстов главным образом политического характера. Контент-анализ направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов некоторого определенного содержания. Например, в газетном тексте выделяются и просчитываются все слова о войне, оружии, переговорах и т.п. В результате получаются данные, в количественном выражении представляющие темы обсуждения. Возможна в дальнейшем атрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения, возможно прослеживание смены тем с течением времени или изменением обстоятельств.
Контент-анализ проводится как целиком объективная процедура, ориентированная на формальные показатели анализируемой речи. В последнее время в психологии поднимается вопрос об ограниченности подходов, ориентирую-
щихся только на объективные и количественные показатели. Это особенно верно в отношении речи — такого психического проявления, которое вырабатывается у человека как объективное выражение его субъективных интенци-ональных состояний. На этом основании разрабатываются интерпретационные подходы к анализу речи. Одним из них является так называемый интент-анализ (Ушкова и др., 2000). Он состоит в том, что все элементы анализируемого текста, рассматриваемые последовательно один за другим, квалифицируются по их целевой ориентации, или ин-тенционального содержания. Например, в политическом тексте конфликтного характера фраза: Где маршалы и генералы, которые выросли на народные деньги, а сегодня молчат? — квалифицируется как выражение интенции обвинения, фраза: Все свои знания, свои силы, все, что имею, отдам стране. — как выражение интенции обещания и т.п. По совокупности такого рода интерпретаций возможно построение своего рода субъективной «картины мира» говорящего, которую он выражает в своем дискурсе.