Дефекты и недоразвитие речевой функции

Нарушения могут происходить в любом звене речевого механизма: произноси­тельном, воспринимающем, смысловом. Распространенным произноситель­ным дефектом является заикание. По­рой оно имеет тяжелые формы и дос-

тавляет страдание заикающемуся чело­веку, накладывая отпечаток на всю его жизнь. Более легкие дефекты проявля­ются в форме несовершенства произне­сения отдельных звуков или их сочета­ний. Произносительные дефекты речи в большинстве случаев поддаются кор­рекции, хотя нередко требуют от чело­века упорной работы под руководством специалиста — психолога, логопеда.

Отклонения в восприятии устной речи связаны с нарушением слухового анали­затора, причем как в его периферической, так и центральной части. Изменения вос­приятия речевых звуков может прояв­ляться в полной глухоте, разной степени снижении чувствительности ко всем ре­чевым звукам или к отдельным звукам.

Нарушения смыслового звена речи обычно наступают в результате повреж­дения мозговых речевых зон, что может происходить из-за мозговых травм разной этиологии — нарушения мозгового кро­вообращения, механических воздей­ствий. Возникающая полная или частич­ная потеря речи называется афазией. Су­ществуют различные ее формы: мотор­ная — человек испытывает трудности в произнесении слов; сенсорная — человек не понимает устную речь или написан­ные слова; синтаксическая — больной не может соединять слова или не понимает фразы; амнестическая — затруднения в назывании предметов; глобальная, пред­ставляющая сочетание различных форм.

Дифференцированная диагностика афазии не проста и требует последова­тельного выявления факторов, вызыва­ющих болезнь. Состояние фонематичес­кого слуха оказывается ведущим при сенсорной афазии. При ее акустико-ам-нестической форме важны показатели объема восприятия, состояния вербаль­ной памяти. Моторная афазия требует выявления состояния артикуляторного аппарата, а также способности пере­ключения с одного речевого элемента на другой — со звука на звук при пост­роении слова, со слова на слово при произнесении предложения. Такого рода диагностика является прерогативой спе-

циалиста — нейропсихолога и врача-не­вропатолога (Цветкова, 1985).

Нарушения речи разного характера обнаруживаются в ходе онтогенеза де­тей, имеющих отягченную наследствен­ность, патологию внутриутробного раз­вития или травму во время рождения. Основной формой речевых отклонений бывают задержки развития разной степе­ни глубины и проявления.

Исследование и коррекция речевых нарушений в детском возрасте пред­ставляет хорошо разработанную об­ласть. В нее включено значительное число логопедов-практиков и исследова­тельские коллективы, например Инсти­тут коррекционной педагогики РАО в Москве. Существуют методические по­собия для специалистов, позволяющие грамотно проводить диагностику при обследовании речи детей (Филичева и др., 1989, Власенко, Чиркина, 1992).

Отличительная особенность такого обследования состоит в том, что оно имеет всесторонний характер. Разные стороны речи становятся объектом ис­следования. Предлагаются пробы для того, чтобы характеризовать возмож­ность ребенка воспринимать и произно­сить речевые звуки. Разработаны приемы выявления понимания обращенной к ребенку речи. Определяется объем пас­сивного и активного словаря, сформи-рованность грамматического строя, на­выки владения связной речью.

Эти пробы просты в употреблении и при необходимости могут быть исполь­зованы неспециалистами. Они не отли­чаются специфичностью — их можно использовать как для выявления рече­вых нарушений, так и применительно к нормально развивающимся детям. В первом случае, однако, существуют свои особенности. Если у ребенка уже при беглом обследовании обнаруживаются отклонения от нормы, дальнейшая ра­бота по более углубленному выявнению дефекта и и его коррекции должна вы­полняться специалистом — психологом или логопедом. Речевые патологии тре­буют помощи специалистов разного про-

филя: медиков, педагогов, психологов. Психологи, как правило, включаются в постановку дифференцированного диаг­ноза, при котором принимаются во вни­мание общие теоретические представле­ния о природе и психологических меха­низмах наблюдаемого дефекта, а также в разработку плана и средств коррекции дефекта.

Наши рекомендации