Прямые методы психосемантических исследований
Теории «референтного значения» рассматривают, прежде всего, отнесенность знака к тому или иному предмету, явлению, качеству. Поэтому для исследований часто употребляются методики прямых описаний или изображений слов.Например, в одном из исследований [Подпругина, Блинникова, 2002] детей школьного возраста просили изобразить базовые эмоции (радость, страх, печаль, гнев) с помощью карандаша и бумаги. Анализ детских рисунков позволил понять, с чем дети соотносят эти слова: с мимикой, с жестами, с ситуациями, которые порождают эмоции, с закрепленными в культуре символическими изображениями эмоциональных проявлений.
Исследование категориального значения требует своих методов. Здесь можно говорить о методах приписывания или верификации категории. Впервом случае дается слово (дятел) и испытуемый должен назвать категорию (птица), во втором
случае отдельные слова предъявляются в сочетании с разными категориями.
Ассоциативный эксперимент— наиболее разработанная техника семантического анализа. Испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации. Применяют свободный ассоциативный эксперимент (испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций) и направленный ассоциативный эксперимент (ассоциативный поток испытуемого ограничивается рамками некоторого грамматического класса). Для семантического анализа важно выявление меры семантической близости между словами, чтобы представить семантическую структуру слова или категории. Главное преимущество ассоциативного эксперимента — простота и удобство применения. Недостаток — его чувствительность к фонологическому и синтаксическому сходству. Например, как в норме, так и при патологиях встречаются реакции-рифмы, реакции сходного буквенного состава, а также речевые штампы и клише.
Метод классификации.Испытуемым предлагается классифицировать предъявленное множество объектов (стимулов), разбить их на группы (в большинстве случаев число групп и объектов в группе не оговаривается). Метод классификации применяется не только к словам, но и к изображениям и другим самым разнообразным объектам (например, речь может идти о знакомых личностях или произведениях искусства).
В.Ф. Петренко [1983] использовал метод «сортировки Миллера» для изучения семантической структуры изображений, стимульным материалом служили эскизы для эмблемы общества охраны животных. Эксперты должны были разделить рисунки на группы так, чтобы группа объединяла стимулы, сходные по содержанию. Количество групп и рисунков в группах могло быть различным. На основании результатов строилась матрица сходства, далее проводилась обработка методом кластерного анализа, которая позволила строить «дерево классификации», фиксирующее уровни объединения изображе-
ний. Было показано, что на уровне крупных классов рисунки объединялись на основе коннотативно-аффективных компонентов, в целом соответствующих таким факторам, как «Оценка» (в одни группы объединялись рисунки, отражающие позитивное отношение к природе, тогда как к другим группам относились плакаты, осуждавшие негативное отношение к природе) и «Активность» (к одним группам относились изображения, в которых присутствовал агент воздействия на природу, к другим — рисунки, лишь констатирующие некоторое положение дел). Более частными дифференцирующими признаками явились свойства, связанные с функционально-композиционным соотношением элементов (например стимулы разделялись по количеству функциональных элементов).
Метод классификации применяют и для выявления индивидуальных различий в процессах категоризации. В этом случае значимым оказывается не только состав, но и количество групп, которые свидетельствуют о стратегиях, используемых испытуемыми в процессе классификации.
Методы прямого шкалирования.Метод прямого шкалирования, заимствованный из классической психофизики, является простым и прямым способом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемым ставится задача оценить сходство значений стимулов с помощью градуальной шкалы. Ценность прямого метода шкалирования состоит в простоте интерпретации.
Метод триадического сравнения можно использовать как для взрослых испытуемых, так и для детей. Процедура его проведения: для каждой случайно выбранной тройки из набора стимулов испытуемый выбирает два самых близких и два самых различных стимула. Этот метод требует еще большего числа сопоставлений, но он облегчает задачу сравнения для испытуемого. В одной из работ (см. [Величковс-кий, 1982, с. 188]) был применен метод триадического сравнения изображений и названий восьми животных: бабочка, комар, черепаха, крыса, летучая мышь, крокодил, лебедь и кролик. Испытуемые два раза
подряд с недельным перерывом проводили оценку стимулов в 168 триадах. Полученные результаты выявили возрастные различия классификационных оснований: для девочки 4 лет существенными оказались аффективные атрибуты «хороший» и «кусается» (в один кластер объединялись крыса, крокодил и комар, а в другой — кролик, бабочка и лебедь); для взрослого важным являлась формальная принадлежность к различным биологическим типам (в один из кластеров объединялись, например, крыса и кролик, а в другой — комар и бабочка).
Исследования коннотативного значения требует разработки особых методов, поскольку в центр внимания попадает отношение субъекта к тем или иным объектам.
В книге Дж.Келли «Психология личностных конструктов», вышедшей в 1955 году, был описан новый метод — техника репертуарных решеток.Эта методика была разработана для выявления «личностных конструктов» — «особого субъективного средства, созданного {сконструированного) самим человеком, проверенное (валиди-зированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события [Забродин, Похилько, 1987, с.16].В классическом варианте методика, в сущности, является вариантом метода триадическо-го сравнения. Испытуемый оценивает себя и людей из своего ближайшего окружения. Предварительно все множество оцениваемых личностей разбивается на триады. Испытуемый должен объединить двух субъектов в триаде по одному качеству и противопоставить им третьего.
Метод семантического дифференциала (СД)предложен Ч. Осгудом [Osgood et al., 1957] и, по его мнению, представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Процедура семантического дифференциала сводится к оценке стимулов (в качестве которых могут выступать понятия, образы, действия, ситуации и другие объекты) по биполярным шкалам. Шка-
лы задаются антонимичными терминами, например прилагательными, описывающими противоположные качества объектов: теплый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от —3 до +3), пространство шкалы между противоположными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков.
Классический семантический дифференциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокочастотными прилагательными-антонимами. В дальнейшем были разработаны различные частные семантические дифференциалы (например, невербальный СД). Метод семантического дифференциала получил широкое распространение в психологии восприятия, теории коммуникаций, в области эстетики, рекламы и т. д. Популярность метода объясняется тем, что он позволяет провести непрямую экспертную оценку различных объектов и явлений, определить скрытое отношение к ним, структуры неосознаваемых смыслов, выявить особенности категориального анализа.