Социологические подходы к изучению конфликтов (М. Вебер, Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф)
Причиной социально-политических конфликтов, по Веберу, являются как страх за жизнь и имущество, так религиозные и политические убеждения. Для современного буржуазного общества характерно развитое правовое и гражданское самосознание, которое увеличивает возможность согласия в обществе. Но согласие не исключает политического конфликта между классами, стратами, группами, имеющими разные материальные и духовные интересы. Одним из главных источников конфликтов в обществе является развившаяся в нем бюрократия. В социологии религии Вебер приходит к выводу, что причиной социально-религиозных конфликтов является противоположность религиозных установок, ценностей, ориентации, выраженная в разных типах религиозного мировоззрения. Общество не есть нечто целое и организованное, а представляет собой некий баланс противостоящих статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, политические амбиции, мировоззрение. Между этими группами идет постоянный конфликт за укрепление и повышение своего статуса. Т.о., в центре внимания Вебера был конфликт различных статусных групп, отличающихся экономическими интересами, политическими амбициями и системами жизненных ориентации. Для него субъектами конфликтов являются статусные группы, а не личности.
Социологию Парк определял «как науку о коллективном поведении». Выделил основные четыре типа взаимодействия: 1) соревнование; 2) конфликт; 3) приспособление; 4) ассимиляция.
Р. Парк считал, что взаимодействие и соревнование превращается в конфликт лишь тогда, когда возникающие между субъектами проблемы осознаются ими как неразрешимые никакими иными путями, ощущаются как угроза своему существованию. В процессе конфликта субъекты взаимодействий более основательно познают друг друга и противоречия, порождающие конфликт, что приводит к дальнейшим прочным контактам и различного рода сотрудничеству. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества.
Л.Козер, Р.Дарендорф и др. предлагают «конфликтную модель общества», где в качестве конфликтующих сторон рассматриваются различные
политические силы, классы, социальные группы, государства, преследующие несовместимые цели, борющиеся за свои интересы, власть, перераспределение национального дохода и т.д.
Главные вопросы, рассматриваемые Козером: – причины конфликтов; – виды конфликтов; – функции конфликтов; – типы общества; – острота конфликта; – последствия конфликта.
Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей. Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта.
Все разновидности конфликта он типизировал как внутренние и внешние, выделяя в любом из них: социально-положительные, которые ведут к развитию системы; деструктивные конфликты, которые угрожают существованию системы. Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф в своей теории «конфликтной модели общества» рассматривал конфликт как вездесущее явление, поскольку каждое общество опирается на принуждение одних его элементов другими. Неравенство социальных позиций, отличие интересов людей обусловливают конфликты. Особенности обществ он усматривал в разном отношении к конфликтам со стороны власти. Он считал, что и в демократическом обществе тоже проявляются конфликты. Тем не менее, рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. Сам конфликт в своем развитии проходит, по мнению Р. Дарендорфа, три стадии развития.
1. Формирование квазигрупп (потенциальные конфликтные группы) с собственными интересами и готовностью к самозащите.
2. Организация квазигрупп в группировки. Осознание ими собственных глубинных интересов.
3. Непосредственное столкновение социальных групп (классов, наций, политических партий и т.п.).