История становления и развития психологии труда в зарубежной психологии
Становление психологии труда датируется 1879 г., с созданием Вундтом первой в мире психолог. лаборатории. Изучение отдельных психических функций В. Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
Становление психологии труда как самостоятельной научной и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений о труде, его безопасности и гигиене, о защите труда детей, о защите трудящихся в случаях увечья, принятых в промышленно развитых странах Европы в конце XIX в. Становление психологии труда как самостоятельной дисциплины подготовлено непосредственным развитием-и концентрацией промышленного производства. Синдикаты образовывали биржи труда и национальные федерации ремесел. Первая биржа труда была открыта в 1887 г. в Париже, в 1892 г. -- Центральная биржа Франции, к концу 1902 г. во Франции функционировали 94 биржи.
Быстрое расширение масштабов производства требовало научных знаний об управлении. Классиком научного управления стал американский инженер Фредерик Тейлор. Принципы научного управления: необходим набор первоклассных работников; необходимы чёткое и ответственное распределение обязанностей между администрацией и рабочими, контроль показателей труда; необходимо тесное сотрудничество между администрацией и рабочими. Эти принципы послужили толчком в развитии наук о труде и чел-ке как субъекте труда, психологии труда, эргономики. Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале XX в. выступил Генри Форд, успешно реализовавший идеи Тейлора о возможности рационализации даже простых форм труда и его условий, рабочих мест и инструмента..
В 1950-1960-е гг. под влиянием идей теории систем и методов структурно-функционального анализа формируется и другое направление -- школа социальных систем.
В 1960-1970-е гг. оформляется преобладающий в настоящее время «ситуационный подход». Первоначальные идеи, принципы и теории управления 1920-х гг. оформляются и обособляются в самостоятельное научное направление, взаимно обогащаясь, с тем чтобы в 1950-е гг. вновь встретиться с психологией труда; последняя начинает именоваться организационной психологией и психологией труда
4. история становления и развития психологии труда в России (I-II этапы)Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта в области психотехники.Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука: большой вклад развитие психотехники внес энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. Большой вклад был внесен такими учеными: Сеченов, Бехтерев(ЦИТ-центральный институт труда), представители идеалистического направления: Чепланов(работоспособность и утомляемость, волевой компонент, определение профпригодности);Шпильрейн (методологический аспект психотехники).В тот период была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Издаются журналы «Психофизиология труда и психотехника» (с 1928 г.), «Советская психотехника» (с 1932 г.). В 1927-1934 гг. российские ученые участвовали в международных психотехнических конференциях. С 1930 г. со стороны политического руководства появилась настороженность, усилилась критика, что привело к остановке развития всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.2.период. В 1960 возобновились исследования трудовой деятельности. Характерным в этот период стал перенос внимания на общетеоретические вопросы, а все прикладные исследования концентрируются в области инженерной психологии в частных направлениях, т.к :психофизиологическое(работоспособность, стресс, утомление монотония), инженерно-психологическое(изучение вопросов «человек-машина», эксплуатационное(разработка оптимальных режимов труда, педагогическое(профессиональное обучение, профотбор).Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Особое значение для анализа вопросов психологии труда имело использование системного подхода, что помогло раскрыть новые закономерности и феномены психической организации деятельности. 1980г происходит статусное оформление психологии труда.
.